Постановление суда от 20 июля 2015 г. по делу № А59-887/2015. Предмет рассмотрения: возмещение вреда, причиненного водному объекту

Постановление суда от 20 июля 2015 г. по делу № А59-887/2015

Арбитражный суд: Пятый ААС (Камчатский край, Приморский край, Сахалинская область)

Предмет рассмотрения: возмещение вреда, причиненного водному объекту

Административным органом проведена проверка деятельности организации, эксплуатирующей нефтепровод. В рамках проверки установлено, что в результате разгерметизации межпромыслового нефтепровода, принадлежащего организации, территория, примыкающая к нефтепроводу, и водный объект подверглись загрязнению нефтесодержащей жидкостью. Указанные нарушения подтверждаются результатами анализа отбора проб.

На основании данных проверки административным органом принято решение о привлечении организации к административной ответственности в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ.

Кроме того, административным органом в адрес организации направлен расчет возмещения вреда, причиненного водному объекту, на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утв. Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. № 87 (далее – Методика).

В связи с отказом организации возместить вред на основании указанного расчета, административный орган обратился в суд.

При этом факт разлива нефтепродуктов в рамках осуществления организацией производственной деятельности в результате неисправности эксплуатируемого межпромыслового трубопровода, причинения вреда водному объекту, наличие вины организации и причинно-следственной связи между деянием и наступившими последствиями установлены вступившими в законную силу судебными актами и не оспаривается сторонами.

По мнению организации, обязанность по возмещению вреда водному объекту исполнена посредством проведения в добровольном порядке восстановительных мероприятий в отношении водного объекта.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 6 Методики исчисление размера вреда основывается на компенсационном принципе оценки и возмещения размера вреда по величине затрат, необходимых для установления факта причинения вреда и устранения его причин и последствий, в том числе затрат, связанных с разработкой проектно-сметной документации, и затрат, связанных с ликвидацией допущенного нарушения и восстановлением состояния водного объекта до показателей, наблюдаемых до выявленного нарушения, а также для устранения последствий нарушения.

Таким образом, размер вреда, подлежащий взысканию, устанавливается исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, и с учетом компенсационного принципа возмещения вреда.

В обоснование своих требований организация ссылается на заключение договора со сторонней организацией на выполнение аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий при локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Кроме того утвержден план мероприятий по реабилитации территории, загрязненной в результате отказа в работе межпромыслового трубопровода, предусмотрены мероприятия по устранению допущенных нарушений.

По мнению суда, добровольная ликвидация организацией загрязнения водного объекта является самостоятельной формой возмещения вреда.

Из материалов дела следует, что затраты организации на ликвидацию аварийной ситуации и восстановление нарушенного состояния окружающей среды превышают размер вреда, причиненного водному объекту, исчисленный административным органом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что с учетом компенсационного принципа возмещения вреда, причиненный водному объекту вред, считается возмещенным, основания для взыскания указанной административным органом суммы отсутствуют. При этом требование о возмещении вреда, причиненного водному объекту, не преследует карательной цели.

Резюме суда:

Осуществление организацией в добровольном порядке восстановительных мероприятий по возмещению вреда, причиненного водному объекту, является основанием для освобождения такой организации от обязанности по возмещению вреда, причиненного водному объекту, в денежной форме.

http://www.ecours.ru/ru/

Яндекс.Метрика