Постановление суда от 27 июля 2015 г. по делу № А67-1294/2014. Предмет рассмотрения: возмещение вреда, причиненного водному объекту в результате аварийного разлива нефти

Постановление суда от 27 июля 2015 г. по делу № А67-1294/2014 

Арбитражный суд: Седьмой ААС (Томская область, Новосибирская область, Алтайский края, Кемеровская область, Республика Алтай)

Предмет рассмотрения: возмещение вреда, причиненного водному объекту в результате аварийного разлива нефти

Административным органом проведена проверка деятельности организации, осуществляющей деятельность по добыче нефти, в ходе которой зафиксирован прорыв на нефтесборном коллекторе, повлекший загрязнение водного объекта.

По результатам проверки административный орган направил организации расчет вреда, причиненного водному объекту с требованием об уплате. Невозмещение такого вреда в добровольном порядке послужило основанием для обращения административного органа с исковым заявлением в суд.

В соответствии с п. 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240, в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

На основании абз. 6 п. 4 указанных Правил организации обязаны, в том числе, содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий.

Организация ссылается на проведение восстановительных мероприятий, в частности на осуществление сбора нефтесодержащей жидкости с поверхности водного объекта, на основании плана по ликвидации розлива нефти.

Административный орган в обосновании своих требований указывает на непроведение указанных мероприятий, ссылаясь на отсутствие у организации документов, подтверждающих сдачу нефти, собранной с акватории водного объекта.

Из материалов дела следует, что организация осуществляла работы по локализации и ликвидации нефтеразлива, в частности, установку боновых (плавучих) заграждений и работы по сбору нефтесодесодержащей жидкости с акватории реки, сбору нефтезагрязненных снега и льда.

Основываясь на материалах дела, суд указывает, что извлечения льда и снега, загрязненных нефтью, из акватории способствует снижению концентрации загрязняющего вещества в таком водном объекте и относится к мероприятиям, направленным на снижение масштабов опасности последствий, которые вызваны разливом нефти.

Кроме того, основываясь на расчете, представленном административным органом, в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утв. Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. № 87, и материалах дела, суд приходит к выводу, что вред полностью возмещен организацией в результате несения им затрат на ликвидацию последствий аварии.

Резюме суда:

Осуществление организацией в добровольном порядке восстановительных мероприятий по возмещению вреда, причиненного водному объекту в результате аварийного разлива нефти, является основанием для освобождения такой организации от обязанности по возмещению вреда, причиненного водному объекту, в денежной форме.

Позиция Центра правового обеспечения природопользования

Решение Арбитражного суда соответствует действующему законодательству

В соответствии с абз. 35 ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

В соответствии со ст. 14 указанного Федерального закона к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относится, в том числе возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.

На основании п. 1 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

При этом согласно п. 3 ст. 77 указанного Федерального закона вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно п. 1 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Вредные последствия, наступившие в результате совершения действий или бездействия могут быть добровольно устранены виновным лицом или в соответствии с принудительными процедурами, установленными законодательством.

В соответствии с п. 2 ст. 78  ФЗ «Об охране окружающей среды»  на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

На основании изложенного ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает возможность возмещения вреда посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет средств лица, причинившего такой вред в соответствии с проектом восстановительных работ.

При этом действия по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды является достаточными для вывода о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

Таким образом в случае добровольного возмещения вреда, причиненного окружающей среде путем совершения фактических действий, направленных на восстановление состояния окружающей среды, существовавшего до ее загрязнения, размер вреда рассчитывается исходя из стоимости проведенных рекультивационных или иных восстановительных работ. При этом дополнительный расчет ущерба в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде не осуществляется.

http://www.ecours.ru/ru/

Меню

Яндекс.Метрика