Постановление суда от 24 июля 2015 г. по делу № А60-5103/2015. Предмет рассмотрения: возмещение вреда, причиненного водному объекту вследствие нарушения водного законодательства

Постановление суда от 24 июля 2015 г. по делу № А60-5103/2015

Арбитражный суд: Семнадцатый ААС (Пермский край, Свердловская область Удмуртская Республика)

Предмет рассмотрения: возмещение вреда, причиненного водному объекту вследствие нарушения водного законодательства

Административным органом, в рамках проверки деятельности организации, установлено, что сброс хозяйственно-бытовых сточных вод в водный объект осуществляется в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов, без утвержденных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами.

Административный орган предоставил организации расчет вреда, причиненного водному объекту, с требованием о его возмещении.

Организацией в добровольном порядке вред не возмещен, что послужило основанием для обращения административного органа с заявлением в суд.

В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В целях исчисления размера вреда, причиненного водным объектам, вследствие нарушения водного законодательства РФ применяется Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утв. Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. № 87 (далее – Методика).

На основании абз. 1 п. 5 Методики исчисление размера вреда, причиненного водным объектам, осуществляется при выявлении факта причинения вреда водному объекту вследствие нарушения водного законодательства Российской Федерации, наступление которого устанавливается по результатам государственного контроля и надзора в области использования и охраны водных объектов на основании натурных обследований, инструментальных определений, измерений и лабораторных анализов.

Кроме того, в соответствии с п. 9 Методики исчисление размера вреда производится с учетом факторов, влияющих на его величину и к которым относятся: состояние водных объектов, природно-климатические условия, длительность и интенсивность воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект.

Организация ссылается на то, что положения Методики не учитывают критерии загрязнения водного объекта и критерии его деградации, которые должны учитываться при определении вреда, причиненного водному объекту, следовательно, такие положения не могут служить основанием для удовлетворения требований административного органа.

Рассмотрев материалы дела, суд отклоняет доводы организации. В соответствии с п. 11 Методики, устанавливается формула для исчисления размера вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод и (или) дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод. Суд указывает, что в формулах исчисления размера вреда учитываются, в том числе, специфика водохозяйственного района, количество и опасность поступивших в водный объект вредных веществ, категория водного объекта и др. Таким образом, элементы формулы отражают все основные факторы, влияющие на его величину, учитываемые при исчислении вреда.

Указанный довод организации также не соответствует ст.ст. 3, 55 Водного кодекса Российской Федерации, которые устанавливают принципы охраны водных объектов. Кроме того ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не содержат критериев оценки размера вреда, на который ссылается организация.

Основываясь на материалах дела, суд пришел к выводу об обоснованности и законности требований административного органа.

Резюме суда:

Осуществление организацией сброса сточных вод в водный объект в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов, без утвержденных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами является основанием для возмещения вреда, причиненного водному объекту на основании п.п. 9, 11 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утв. Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. № 87.

http://www.ecospecialist.ru

Меню

Яндекс.Метрика