Решение ВС РФ от 14.04.15 г. № АКПИ15-80 «... о признании недействующими абзацев второго и шестого пункта 2, пунктов 6 и 9 Правил обращения с отходами производства и потребления (ртутные лампы)

 

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 13 августа 2015 г. № АПЛ15-306 <Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 14.04.2015 № АКПИ15-80, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев второго и шестого пункта 2, пунктов 6 и 9 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681>

В Верховном Суде Российской Федерации были оспорены абзацы второй, шестой пункта 2, а также пункты 6, 9 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. № 681)  ссылаясь на их противоречие Федеральному закону от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления (далее - Закон об отходах), Федеральному закону от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также на их несоответствие принципу определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, считая их нарушающими право на благоприятную окружающую среду.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2015 г. в удовлетворении заявления было отказано.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не нашла оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Согласно ФККО, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июля 2014 г. № 445, в соответствии с пунктом 6 Порядка и на основании пункта 5.5.11 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, относятся к I классу опасности, то есть к чрезвычайно опасным отходам.

В соответствии с частью 9 статьи 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пункт 2 Правил содержит определения понятий, используемых в Правилах. В силу абзаца второго данного пункта под отработанными ртутьсодержащими лампами понимаются ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента.

Довод в апелляционной жалобе о том, что абзац второй пункта 2 Правил, содержащий определение понятия «отработанные ртутьсодержащие лампы», в силу своей формулировки фактически производит разделение отработанных ламп по произвольно выбранной процентной границе (с содержанием ртути не менее 0,01 процента) на ртутьсодержащие, отнесенные к I классу опасности, и нертутьсодержащие, то есть неопасные отходы V класса опасности, судом первой инстанции проверялся и правильно был признан несостоятельным, как не соответствующий действительному содержанию оспоренной нормы.

Согласно ФККО, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июля 2014 г. N 445, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, относятся к I классу опасности, то есть к чрезвычайно опасным отходам.

В суде первой инстанции представитель Правительства Российской Федерации пояснил, что в понятие «отработанные ртутьсодержащие лампы» по терминологии Правил входят все ртутьсодержащие лампы, отнесенные ФККО к I классу опасности, в том числе компактные люминесцентные, используемые для освещения жилых помещений (л.д. 123). Такая же позиция была высказана и при рассмотрении дела в апелляционном порядке.

Данное обозначение и толкование не противоречит положениям Закона об отходах и не нарушает прав заявителя на благоприятную окружающую среду, поскольку, как указывает сам заявитель, предписываемый Правилами порядок сбора и утилизации отработанных ртутьсодержащих ламп соответствует предусмотренным Законом об отходах требованиям к обращению с отходами I класса опасности.

Публикация: Документ не опубликован.

http://www.ecospecialist.ru 

 

Решение Верховного Суда РФ от 14 апреля 2015 г. № АКПИ15-80 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзацев второго и шестого пункта 2, пунктов 6 и 9 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утв. Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. № 681»

В соответствии с оспариваемым абз. 2 п. 2 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утв. Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. № 681, (далее – Правила) отработанные ртутьсодержащие лампы – ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента.

По мнению заявителя, приведенное в указанном положении разделение отработанных ламп на ртутьсодержащие, отнесенные к I классу опасности, и нертутьсодержащие, то есть неопасные отходы V класса опасности, по произвольно выбранной процентной границе (с содержанием ртути не менее 0,01 процента) противоречит положению Федерального классификационного каталога отходов, утв. Приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 г. № 445, в соответствии с которым лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, отнесены к I классу опасности.

Рассмотрев доводы заявителя, суд поясняет, что используемый в оспариваемой норме показатель указывает на процентное весовое соотношение содержания ртути к массе ртутного заполнения лампы.

Таким образом, в понятие «отработанные ртутьсодержащие лампы» входят все ртутьсодержащие лампы, отнесенные Федеральным классификационным каталогом отходов к I классу опасности, в том числе компактные люминесцентные, используемые для освещения жилых помещений, что не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает прав заявителя.

По мнению заявителя, требование абз. 6 пункта 2, п.п. 6, 9 Правил по осуществлению деятельности по сбору и транспортированию отработанных ртутьсодержащих ламп (не требующей лицензии) только специализированными организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, противоречит действующему законодательству и запрещает заниматься сбором и транспортировкой отработанных ртутьсодержащих ламп любым другим организациям.

На основании абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

Помимо этого, ст. 16 указанного Федерального закона устанавливаются требования к транспортированию отходов I - IV класса опасности.

Основываясь на указанных положениях, суд приходит к выводу, что деятельность по сбору и транспортированию отработанных ртутьсодержащих ламп, не может быть возложена на неспециализированные организации в целях соблюдения экологических, санитарных и иных требований в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействующими оспариваемых положений.

http://www.ecospecialist.ru

Яндекс.Метрика