Постановление суда от 19 августа 2015 г. по делу № А56-73042/2014. Предмет рассмотрения: возмещения вреда, причиненного в результате нарушения режима особо охраняемой природной территории

Постановление суда от 19 августа 2015 г. по делу № А56-73042/2014

Арбитражный суд: Тринадцатый ААС (г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Калининградская область, Мурманская область, Республика Карелия)

Предмет рассмотрения: возмещения вреда, причиненного в результате нарушения режима особо охраняемой природной территории

В ходе обследования особо охраняемой природной территории (национального парка) выявлено складирование строительных отходов (мусора, порубочных остатков, изоляции электрокабеля).

По результатам проверки административным органом принято решение о привлечении организации, осуществляющей деятельность по реконструкции автомобильной дороги в границах указанной территории, к административной ответственности в соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ, также на организацию возложена обязанность по приведению территории в надлежащее состояние.

Кроме того, административный орган обратился в суд с иском к организации о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения режима особо охраняемой природной территории (складирования строительных отходов). Указанный расчет произведен на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 (далее – Методика).

В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

На основании п. 3 указанной статьи вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Доказанность факта правонарушения и обязанности организации возместить вред окружающей среде в рамках данного дела не оспаривается.

Доводы организации относительно проведения мероприятий по устранению допущенных нарушений отклоняются судом, так как указанные мероприятия являются основанием для освобождения организации от обязанности возместить вред окружающей среде, рассчитанный в денежном эквиваленте.

На основании примененной административным органом Методики определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.

Основываясь на материалах дела, суд указывает, что в результате допущенного организацией складирования строительных отходов на территории национального парка причинен вред почвам и, как следствие, применение Методики является безосновательным.

На основании п. 2 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238, данной Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам, в результате:

а) загрязнения почв в результате поступления в почвы загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах;

б) несанкционированного размещения отходов производства и потребления;

в) порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости применения Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238, к данным правоотношениям, и отсутствии оснований для удовлетворения заявления административного органа.

Резюме суда:

Осуществление организацией складирования строительных отходов на территории национального парка является основанием для возмещения вреда, причиненного в результате нарушения режима особо охраняемой природной территории, на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238. 

http://www.ecospecialist.ru

Яндекс.Метрика