Постановление суда от 01 сентября 2015 г. по делу № А23-2062/2015. Предмет рассмотрения: ч. 4 ст. 8.13, ст. 7.6 КоАП РФ

Постановление суда от 01 сентября 2015 г. по делу № А23-2062/2015

Арбитражный суд: 20 ААС (Брянская область, Калужская область, Рязанская область, Смоленская область, Тульская область).

Предмет рассмотрения: ч. 4 ст. 8.13, ст. 7.6 КоАП РФ

Административным органом проведена проверка, в ходе которой установлено, что организация осуществляет деятельность с нарушением условий документа, на основании которого наступает право пользования водным объектом, а также с нарушением требований к охране водных объектов, которое может повлечь их засорение и (или) истощение.

По результатам проверки административным органом принято решение о привлечении организации к административной ответственности в соответствии со ст. 7.6 КоАП РФ и ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Организация, не согласившись с решением административного органа, обратилась в суд.

В соответствии с решением арбитражного суда первой инстанции в заявлении организации об оспаривании постановлений было отказано.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Организация является водопользователем на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В соответствии с ч. 4 ст. 35 ВК РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Также согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной обработке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В соответствии с ст. 7.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.

Также согласно ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

На основании ч. 2 ст. 2.1 указанного Федерального закона юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Организацией доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности выполнить требования закона или опровергающие доводы административного органа, представлены не были. При этом наличие событий правонарушений и вина не отрицались.

Организация в обоснование своих требований сослалась на ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, согласно которой при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Зафиксированные административным органом нарушения признаны судом разными противоправными деяниями, так как ст. 7.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, а ст. 8.13 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

При этом правонарушение, предусмотренное ст. 7.6 КоАП РФ, посягает на общественные отношения в области охраны права собственности, а правонарушение, предусмотренное ст. 8.13 – на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, образующими соответствующие объективные стороны двух правонарушений.

По мнению суда, в данном случае обществом были совершены два действия (бездействия), каждое из которых образует состав самостоятельного административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Таким образом, суд пришёл к выводу об обоснованности позиции административного органа и суда первой инстанции и отказал организации в удовлетворении апелляционной жалобы.

Резюме суда:

Юридическое лицо, являющееся водопользователем на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, допустившее превышение норм предельно допустимой концентрации вредных веществ для водоёмов рыбохозяйственного значения, может быть привлечено к административной ответственности одновременно по ст. 7.6 и ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

При этом указанные действия (нарушение условий документа, на основании которого наступает право пользования водным объектом, а также нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их засорение и (или) истощение) образуют составы самостоятельных административных правонарушений, в связи с чем ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, в соответствии с которой  при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания, применению не подлежит.

Мнение Центра:

Решение Арбитражного суда не соответствует действующему законодательству

В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ одно действие (бездействие) может содержать составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями КоАП РФ.

В данном случае организацией было совершено одно действие, а именно превышения норм предельно допустимой концентрации вредных веществ для водоёма рыбохозяйственного значения, повлекшее два нарушения по ст. 7.6 и ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Таким образом, за данное правонарушение согласно п. 2 ч. 3 ст. 4.4 КоАП РФ должно было быть назначено административное наказание в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, то есть в соответствии со ст. 7.6 КоАП РФ в пределах от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

http://www.ecospecialist.ru

Яндекс.Метрика