Постановление суда от 4 мая 2016 года по делу № А05-13069/2015. Предмет рассмотрения: отказ в предоставлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах

Постановление суда от 4 мая 2016 года по делу № А05-13069/2015
Арбитражный суд: 
Четырнадцатый ААС (Архангельская область, Вологодская область, Новгородская область, Псковская область, Тверская область)
Предмет рассмотрения: отказ в предоставлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах

Организация обратилась к административному органу с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.

Административный орган, рассмотрев указанное заявление, отказал в его удовлетворении по причине несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям – отсутствие положительного заключение государственной экологической экспертизы плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов.

Сочтя отказ административного органа незаконным, организация обратилась в суд с соответствующим заявлением.

На основании пункта 28 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию, в числе прочего, подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.

На основании пункта 5 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2012 года № 193, (далее – Положение) лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перегрузке опасных грузов в морских портах, являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности производственных объектов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года № 620;

б) наличие плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов);

в) наличие плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

г) в случае использования для выполнения работ плавучих кранов и судов (включая суда-бункеровщики):

  • наличие на каждом судне судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, предусмотренного Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к ней);
  • наличие на каждом судне и на иных плавучих средствах документов, предусмотренных статьей 25 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;
  • наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с пунктом 2 статьи 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;
  • наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, имеющего соответствующее профессиональное образование, стаж работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 5 лет, а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке;

д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, имеющего свидетельство о соответствующей подготовке и стаж работы в этой области не менее 3 лет из последних 5 лет работы.

При этом в соответствии с подпунктами «з», «и» пункта 7 Положения для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части 1 и пунктах 1, 3 и 4 части третьей статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», и в числе прочего, копию плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (с указанием района и срока действия), копию плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

На основании подпункта 18.9 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утв. Приказом Минтранса России от 30 апреля 2013 года № 160, для получения лицензии заявитель направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа или представляет в Ространснадзор или в территориальный орган заявление по форме, предусмотренной Приложением № 3 к настоящему Административному регламенту, с приложением, в том числе, копии плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (с указанием района и срока действия).

В соответствии с абзацем 2 пункта 27 указанного Административного регламента Ространснадзор и территориальный орган не вправе требовать от соискателя лицензии предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

В обоснование своих требований административный орган ссылается на абзац 1 пункта 2 статьи 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»), в соответствии с которым план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с последующим уведомлением в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

Суд отклоняет данный довод административного органа, поясняя, что если организация осуществляет только погрузочно-разгрузочную деятельность (бункеровочное снабжение топливом) в морских портах исключительно с использованием судов, не являющихся искусственными островами, установками и сооружениями в понимании Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», то на такие организации не распространяются требования абзаца 1 пункта 2 статьи 16.1 указанного Федерального закона.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предоставление сведений о государственной экологической экспертизе плана ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов для получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с лицензированием погрузочно-разгрузочной деятельности.

В свою очередь, в рамках лицензионных требований, которым должен соответствовать лицензиат, выполняя работы по перегрузке опасных грузов в морских портах, также не устанавливается необходимость наличия заключения экологической экспертизы плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований организации.

Резюме суда:

Отказ административного органа в предоставлении организации лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, в связи с отсутствием положительного заключение государственной экологической экспертизы плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов, в случае если указанная организация осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность в морских портах исключительно с использованием судов, не являющихся искусственными островами, установками и сооружениями в понимании Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», противоречит действующему законодательству.

https://www.ecours.ru/ru/