Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2016 года по делу № А75-15106/2016. Предмет рассмотрения: возмещение вреда, причиненного окружающей среде

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2016 года по делу № А75-15106/2016

Предмет рассмотрения: возмещение вреда, причиненного окружающей среде

Обстоятельства дела:

При осуществлении контроля и надзора в сфере природоохранного и лесного законодательства административным органом проведено обследование территории лесного фонда, в ходе которого выявлено загрязнение нефтесодержащей жидкостью (нефтью) лесного участка. Обнаруженно превышение над фоном по нефтепродуктам – в 1730,8 раза.

Эксплуатация загрязненного нефтесодержащей жидкостью (нефтью) лесного участка осуществляется организацией, нефтезагрязнение произошло вследствие инцидента на напорном нефтепроводе. В результате выявленного организация была привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Административный орган обратился к организации с требованием о возмещении вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в сумме 22 102 779 руб.

Неисполнение обязанности по возмещению вреда в добровольном порядке послужило основанием для обращения административного органа в арбитражный суд.

Решение суда первой инстанции:

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Правовая позиция суда апелляционной инстанции:

Решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Из положений части 2 статьи 99 ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 100 Лесного кодекса РФ следует, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, обязаны не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этими лицами вред добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Поскольку порча почв произошла на землях лесного фонда, расчет ущерба произведен административным органом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», Постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Доводы организации о наличии на спорном участке трассы коммуникаций и линии электропередач, и, как следствие – отсутствии лесных насаждений обоснованно не приняты судами, поскольку причинение вреда лесам возможно не только посредством уничтожения или повреждения лесных насаждений, но и путем порчи, загрязнения почвы участков лесного фонда, в том числе на которых отсутствуют лесные насаждения.

Кроме того, в соответствии со статьей 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде – это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Возмещение вреда в подобных случаях направлено в первую очередь на преодоление указанных последствий и восстановление нарушенного состояния окружающей среды в максимально возможной степени.

Восстановление осуществляется после выполнения мероприятий по ликвидации последствий загрязнения окружающей среды и включает в себя работы по реабилитации загрязненной территории и приведению ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования в соответствии с проектом рекультивации земель. 

Исходя из пункта 4 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года № 12-П, необходимым условием учета в размере вреда, исчисленного по установленным Правительством Российской Федерации таксам и методикам, расходов, понесенных причинителем вреда при устранении последствий вызванного его деятельностью загрязнения окружающей среды в результате разлива нефти и нефтепродуктов, является достижение допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2016 года № 225-О, сформулированная в вышеназванном Постановлении правовая позиция относительно учета затрат причинителя вреда по устранению загрязнения окружающей среды при определении размера возмещаемого вреда, не подлежит расширительному толкованию в правоприменительной практике – она применима к случаям, когда лицо, неумышленно причинившее вред окружающей среде, действуя впоследствии добросовестно, до принятия в отношении него актов принудительного характера, совершило за свой счет активные действия по реальному устранению причиненного вреда окружающей среде (ликвидации нарушения), осуществив при этом значительные материальные затраты; при вынесении таких актов должны учитываться обстоятельства, определяющие форму и степень вины причинителя вреда (в частности, было ли совершено правонарушение с целью получения экономической выгоды), характер его последующего поведения и последствия правонарушения, а также объем затрат, направленных им на устранение нарушения.

Суды, проверив составленный административным органом расчет вреда, причиненного земельному участку лесного фонда, признали его верным и не усмотрели оснований для его уменьшения на сумму понесенных обществом расходов на устранение загрязнения, поскольку представленные обществом документы не подтверждают факт проведения работ по рекультивации спорных лесных участков.

Резюме суда:

Отсутствие на земельном участке лесных насаждений не является основанием исключения данной территории из состава лесного фонда, поскольку причинение вреда лесам возможно не только посредством уничтожения или повреждения лесных насаждений, но и путем порчи, загрязнения почвы участков лесного фонда, в том числе на которых отсутствуют лесные насаждения.

При этом, в связи с не проведением организацией работ по рекультивации загрязненного лесного участка и, как следствие – достижения допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в почве, сумма рассчитанного ущерба не может быть уменьшена на сумму понесенных обществом затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды

https://www.ecours.ru/ru/

Меню

Новости экологии