Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2016 года по делу № А73-6252/2016
Предмет рассмотрения: плата за негативное воздействие на окружающую среду
Организация осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размещение отходов), вследствие чего представила в Административный орган расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В связи с тем, что задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду Организацией в добровольном порядке не была погашена, Административный орган обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом Административный орган подал апелляционную жалобу в вышестоящий суд.
Изучив изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд второй инстанции оставил оспариваемое решение без изменения, а жалобу без удовлетворения в связи со следующим:
В статье 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с пунктом 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632) в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная; плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Организации утверждены лимиты на размещение отходов производства и потребления сроком на 5 лет, при этом в соответствии с Приложением № 1 к решению об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указано, что в связи с тем, что в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Организация указала, что твердые бытовые отходы вывозятся на поселковую свалку, эксплуатируемую Обществом, не имеющим лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, Организации лимиты на размещение отходов в части захоронения не установлены.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 284 платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Таким образом, основанием для применения пятикратного повышающего коэффициента является повышенное негативное воздействие на окружающую среду-превышение количества отходов, разрешенного природопользователю для их размещения.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Организация допустила повышенное негативное воздействие на окружающую среду, с которым законодатель связывает применение пятикратного повышающего коэффициента.
Так, в соответствии с положениями статьи 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Материалами настоящего дела подтверждается, что в соответствии с договором Организация осуществляла передачу отходов Обществу с целью размещения на свалке, при этом Общество не имеет лицензии на осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, поэтому лимиты в части захоронения не установлены; на территории района нет объектов размещения отходов, соответствующих потребностям Организации.
На этом основании суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что, поскольку при наличии документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Организация не имела возможности размещать отходы в ином объекте размещения, у Административного органа отсутствовали правовые основания для начисления предприятию соответствующей платы в пятикратном размере.
Резюме суда:
Размещение отходов в объекте размещения отходов, не указанном в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не является основанием для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением пятикратного повышающего коэффициента, при условии отсутствия возможности размещения отходов в ином объекте размещения с надлежащим образом оформленной лицензией на осуществление деятельности по сбору, обработке, транспортировке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности
https://www.ecours.ru/ru/