Решение арбитражного суда Нижегородской области от 25 октября 2016 года по делу № А43-17387/2016. Предмет рассмотрения: уплата платы за негативное воздействие на окружающую среду

Решение арбитражного суда Нижегородской области от 25 октября 2016 года по делу № А43-17387/2016

Предмет рассмотрения: уплата платы за негативное воздействие на окружающую среду

Организация 1 перечислила плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления.

Полагая, что у нее отсутствует обязанность по внесению указанной платы за негативное воздействие на окружающую среду, Организация 1 обратилась в Административный орган с заявлением о возврате излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Рассмотрев направленное Организацией 1 обращение, Административный орган отказал в возврате суммы излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Не согласившись с отказом, Организация 1 обратилась в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении данных исковых требований отказано в связи со следующим.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, в том числе, юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, помимо прочего, на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно статье 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей в спорный период II квартал 2013 года - III квартал 2015 года) негативное воздействие на окружающую среду является платным.

При этом к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, размещение отходов производства и потребления и т.д.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, в спорный период (II квартал 2013 года - III квартал 2015 года), были установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

В силу статьи 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей в спорный период II квартал 2013 года - III квартал 2015 года) право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 года № 5-П по делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» отмечено, что с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду – организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию.

В соответствии с договорами, заключенными Организацией 1 с Организацией 2, Организация 2 приняла на себя обязательства по транспортировке твердо-бытовых отходов Организации.

При этом переход права собственности на транспортируемые отходы данным договором не предусмотрен.

Кроме того, Организация 2 на основании заключенных с Организацией 3 договоров на оказание услуг по размещению (захоронению) отходов передает отходы на конечное размещение Организации 3, в отношении которой установлены тарифы на утилизацию (захоронение отходов).

При этом указанные договоры не содержат положений о переходе права собственности на размещаемые отходы от Организации 2 к Организации 3.

Между Организации 3 и Организацией 1 договоров, предполагающих переход права собственности на отходы, также не имеется.

Доказательств того, что Организация 2 или Организация 3 внесли в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов, Организацией 1 в материалы дела не представлено.

В связи с изложенным, суд отклоняет довод Организации 1 об отсутствии у нее обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду вследствие заключенного со специализированной организацией договора на транспортировку отходов и последующей передачей данных отходов на конечное размещение, а также довод об уплате Организацией 3 платы за негативное воздействие на окружающую среду через тариф на утилизацию (захоронение) отходов.

Резюме суда:

В случае если организация, в результате деятельности которой образуются отходы, передает их другой организации для утилизации, без передачи права собственности на отходы, то обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду остается у собственника отходов.

При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду не включается в установленный тариф на утилизацию (захоронение) отходов.

Позиция Центра:

Решение суда соответствует позиции Центра.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

В соответствии с абзацем 26 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональный оператор) – оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Однако положение статьи 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» в части обязанностей региональных операторов уплачивать плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов может применяться при условии:

  • наделения юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (не позднее, чем 26 сентября 2016 года);
  • утверждения соответствующими субъектами Российской Федерации региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами;
  • утверждения Правительством Российской Федерации типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и правил обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • установления единого тарифа на услугу соответствующего регионального оператора.

При этом необходимо отметить, что региональный оператор вправе принять на себя обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещение твердых коммунальных отходов только после заключения с собственником отходов договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

До заключения данного договора обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещение твердых коммунальных отходов выполняется лицом, образовавшим данные отходы.

Таким образом, в настоящее время плата за негативное воздействие на окружающую среду не включена в тариф на обращение с твердыми коммунальными отходами.

http://www.ecours.ru/ru/

Меню

Новости экологии

Яндекс.Метрика