Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2016 года по делу № А24-3426/2016. Предмет рассмотрения: размещение отходов производства и потребления

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2016 года по делу № А24-3426/2016

Предмет рассмотрения: размещение отходов производства и потребления

Административным органом проведена проверка деятельности Организации, в ходе которой установлено, что Организация в июле 2016 года осуществляла деятельность по транспортированию отходов IV класса опасности при отсутствии соответствующей лицензии.

В отношении Организации составлен протокол об административном правонарушении, материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении данной Организации к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна.

По результатам рассмотрения материалов дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения Организации к административной ответственности, предусмотренной названной статьей КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции признал доводы нижестоящего суда законными, обоснованными и соответствующими материалам дела.

При этом правовая позиция судов по настоящему делу состоит в следующем.

Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») установлены основные положения о лицензировании отдельных видов деятельности.

Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, под которой в силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») понимается хранение и захоронение отходов, уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Вступившая в законную силу с 1 июля 2015 года редакция пункта 30 части 1 статьи 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает дополнительные (помимо размещения и обезвреживания отходов) виды деятельности, для осуществления которых необходима лицензия: сбор, транспортирование, обработка, утилизация отходов I - IV классов опасности.

В силу пункта 3.1 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанные отходы передаются транспортом Организации на объект размещения отходов. Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, доказательства, свидетельствующие о транспортировании Организацией отходов IV-V классов опасности после 1 июля 2016 года, в материалах дела отсутствуют.

Административным органом данные доказательства в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлены.

То обстоятельство, что в спорный период у Организации образовывались отходы, и при этом на момент осмотра отходов выявлено не было, не свидетельствует само по себе о том, что данные отходы после 1 июля 2016 года были вывезены (транспортированы) Организацией самостоятельно.

Рассмотрев имеющуюся в материалах дела справку о передаче образующихся отходов, судебные инстанции установили, что согласно объяснениям Организации, образовавшиеся отходы IV и V классов опасности передаются транспортом Организации по договору с подрядчиком на объект размещения отходов. Таким образом, данная справка содержит указание на принятый у Организации порядок обращения с отходами. Вместе с тем, в данной справке не указано, что с 1 июля 2016 года образующиеся у Организации отходы были транспортированы таким же образом – посредством перевозки транспортом Организации.

Рассмотрев вышеуказанную справку, как самостоятельное доказательство, а также в совокупности с иными имеющимися в материалах дела доказательствами, судебные инстанции пришли к выводу о том, что ни одно из них, ни все имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности не подтверждают то обстоятельство, что отходы, образовавшиеся у Организации с 1 июля 2016 года были вывезены (транспортированы) Организацией самостоятельно, в том числе и с применением транспорта Организации, на использование которого ссылается административный орган.

Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, из материалов дела не следует, что Организация осуществляет предпринимательскую (направленную на получение прибыли) деятельность по транспортированию отходов; доказательств того, что Организация получила или получала прибыль в результате деятельности по обращению с отходами, в материалах дела не имеется.

Таким образом, в действиях Организации отсутствует как событие, так и объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Резюме суда: 

Установление факта образования организацией отходов производства и потребления, при выявлении отсутствия данных отходов на территории организации (образователя отходов), не свидетельствует о том, что данные отходы были вывезены организацией самостоятельно.

Соответственно, данный факт не является основанием для привлечения такой организации к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с отсутствием лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности.

http://www.ecolawyer.ru

Меню

Яндекс.Метрика