Постановление Пятого Арбитражного апелляционного суда от 24 января 2017 года по делу № А51-18245/2016. Экологическая экспертиза плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти

Постановление Пятого Арбитражного апелляционного суда от 24 января 2017 года по делу № А51-18245/2016

Предмет рассмотрения: требование о проведении государственной экологической экспертизы

Суть спора:

Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания Административного органа об обязанности проведения экологической экспертизы плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Решение суда:

Суд первой инстанции требования Общества удовлетворил.

Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил.

Правовое обоснование:

1. Административным органом проведена внеплановая проверка, в ходе которой выявлено неисполнение Обществом ранее выданного предписания о проведении государственной экологической экспертизы плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

2. Как установил суд, Общество осуществляет хозяйственную деятельность на основании бессрочной лицензии на выполнение работ по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через нефтебазу на объектах: причал морского порта, площадка комплекса по хранению и перевалке нефтепродуктов.

3. Обществом в соответствии с лицензионными требованиями разработан корпоративный план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Государственная экологическая экспертиза в отношении указанного плана не проводилась.

4. Суд первой инстанции, признавая оспариваемое предписание незаконным, пришел к выводу, что из содержания статьи 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Закон № 155-ФЗ) следует, что наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов требуется при осуществлении деятельности по транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море лишь в случае эксплуатации, использовании искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов. Поскольку такие объекты как искусственные острова, установки, сооружения, подводные трубопроводы Обществом на момент проведения проверки и выявления вменённого нарушения Обществом не использовались, суд посчитал, что у заявителя отсутствует обязанность по получению положительного заключения государственной экологической экспертизы на план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

5. Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда ошибочным, основанном на неверном толковании статьи 16.1 Закона № 155-ФЗ. Буквальное содержание данной нормы позволяет сделать вывод о том, что план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является объектом экологической экспертизы при осуществлении перечисленных в статье 16.1 Закона № 155-ФЗ следующих видов деятельности: эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море.

6. Таким образом, транспортировка и хранение нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море поименована как отдельный вид деятельности, перечисленный в статье 16.1 Закона № 155-ФЗ, без привязки к эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, о чем свидетельствует союз «а также».

Таким образом, указанная деятельность заявителя подпадает под виды деятельности, перечисленные в статье 16.1 Закона № 155-ФЗ.

7. С учетом изложенного, Административный орган правомерно выдал предписание с требованием провести государственную экологическую экспертизу для плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Резюме суда:

Осуществление деятельности по транспортировке и хранению нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации допускается при наличии плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, на который должно быть получено положительное заключение государственной экологической экспертизы.

При этом отсутствие факта эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов не является основанием для невыполнения хозяйствующим субъектом обязанности по предоставлению указанного плана на государственную экологическую экспертизу.

http://www.ecours.ru/ru/

Меню

Новости экологии

Яндекс.Метрика