Плата за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы на водосборные площади без разрешения уплачивается без применения повышающих коэффициентов

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 марта 2017 года по делу № А08-2521/2016

Предмет рассмотрения: взыскание платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Суть спора: Административный орган обратился в суд с заявлением к Обществу о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2015 года.

Решение суда:

Суд первой инстанции удовлетворил требования Административного органа.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменений.

Фабула дела:

Обществом составлены и представлены Административному органу квартальные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС), в соответствии с которыми размер платы за НВОС составил 145 114,88 руб.

Проверив представленные расчеты, Административный орган направил в адрес Общества требование о необходимости внесения доплаты за сбросы загрязняющих веществ за 2015 год в сумме 3 482 757 руб. 56 коп., в связи с отсутствием у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на сброс загрязняющих веществ и исчисления платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды с учетом пятикратного повышающего коэффициента.

Отказ от исполнения Обществом указанного требования явился основанием для обращения Административного органа в суд.

Правовое обоснование:

1. Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Административного органа, указал на то, что повышающий коэффициент устанавливает размер обязательного фискального платежа и не является мерой ответственности. Поэтому вина Общества в отсутствие соответствующего разрешения не имеет правового значения. Законодатель установил повышающий пятикратный коэффициент к ставке платы за НВОС за сам факт отсутствия разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ без разрешения, не предусмотрев норм, позволяющих учитывать отсутствие вины и другие обстоятельства, как это, в частности, предусмотрено при возмещении вреда, причиненного окружающей среде нарушениями природоохранного законодательства.

2. Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, признал обоснованным довод Общества об отсутствии его вины в неполучении необходимого разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов на водосборные площади в силу неурегулированности данного вопроса со стороны государственных органов.

3. Судом кассационной инстанции отмечено, что в материалах дела представлен ответ Административного органа на письмо Общества об уплате сверхлимитных платежей в отсутствии разрешения на сбросы, в котором указано, что в настоящее время методика установления и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади не разработаны, в связи с чем не установлен и порядок выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади. В отсутствие нормативно-правового регулирования территориальные органы Росприроднадзора не выдают разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов на водосборные площади.

4. Административный орган неправомерно рассчитал плату за НВОС с учетом пятикратного повышающего коэффициента, примененного из-за отсутствия у Общества разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроогранизмов на водосборные площади, поскольку Общество не имело реальной возможности получить необходимое разрешение по не зависящим от него обстоятельствам.

5. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в случае, если природопользователь предпринял меры для согласования необходимых нормативов и получения разрешения, он вправе в подобных ситуациях защищать свои права в судебном порядке - как посредством оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов в порядке, предусмотренном главой 24 АПК Российской Федерации, так и посредством предъявления

иска о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, на основании статьи 1069 ГК Российской Федерации (Определение от 15 января 2015 года № 8-О, Определение от 21 мая 2015 года № 1162-О).

Резюме суда:

Плата за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы на водосборные площади без разрешения уплачивается без применения повышающих коэффициентов. При этом хозяйствующий субъект должен доказать, что он предпринял меры для установления нормативов допустимых сбросов и получения разрешения.

Комментарий Центра:

1. С 1 января 2016 года плата за негативное воздействие на окружающую среду будет взиматься, применительно к сбросам, исключительно за сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты.

При этом взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы на водосборные площади не предусмотрено.

2. В связи с тем, что действующими нормативными правовыми актами не установлены порядок определения платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности поверхностным стоком, а также нормативы платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности поверхностным стоком, до принятия соответствующих нормативных правовых актов или внесения дополнений в действующие нормативные правовые акты у природопользователей отсутствует обязанность по внесению платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности поверхностным стоком.

http://www.ecolawyer.ru

Меню

Новости экологии

Яндекс.Метрика