В случае если на момент проведения проверки вид отхода отсутствует в Критериях отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (утв. Приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 года № 536)

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 апреля 2017 года по делу № А60-35959/2016

Предмет рассмотрения: оспаривание предписаний Административного органа.

Суть спора: Общество обратилось в суд с заявлением к Административному органу об оспаривании предписаний.

Решение суда: Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества частично.

Фабула дела:

Административным органом была проведена плановая выездная проверка с целью установить факт соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды. По результатам проверки Административным органом установлено, что Общество имеет 5 действующих объектов размещения отходов, которые включены в государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО) 31 октября 2014 года, в том числе на основании постановления Административного органа, согласно которому Обществу предоставляются из земель лесного фонда земельные участки во временное пользование на срок действия лицензии на право пользования недрами до 27 октября 2014 года. Таким образом, по мнению Административного органа, на момент включения вышеуказанных объектов размещения отходов в ГРОРО у Общества отсутствовало право пользования земельными участками, на которых они находятся. В связи с этим Административным органом сделан вывод о том, что Общество в нарушение требований природоохранного законодательства, представило недостоверную экологическую информацию о характеристике объектов размещения отходов для включения их в ГРОРО.

В ходе проведения проверки Административным органом также было выявлено, что Общество не осуществляет учет отходов добычи алюминийсодержащего сырья подземным способом, отходов производства известкового молока в нормативах образования отходов и лимитах на их размещение, отсутствуют паспорта с корректным отнесением к установленному классу опасности. Кроме того, поскольку деятельность по размещению отходов класса опасности выше V подлежит лицензированию, при отсутствии такой лицензии у Общества, Административный орган посчитал неправомерным размещение указанных отходов на объекте размещения отвал № 2.

Обществу выданы следующие предписания:

  • скорректировать информацию, указанную в характеристиках на действующие объекты размещения отходов, находящихся на балансе Общества;
  • учесть в нормативах образования отходов и лимитах на их размещение «отход добычи алюминийсодержащего сырья подземным способом» IV класса опасности и «отходы производства известкового молока» III класса опасности;
  • в срок до 23 октября 2017 года разработать паспорта на указанные отходы;
  • в срок до 23 октября 2017 года не осуществлять размещение отхода «отход добычи алюминийсодержащего сырья подземным способом» IV класса опасности и «отходы производства известкового молока» III класса опасности;
  • получить лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Не согласившись с вынесенными предписаниями, Общество обратилось в суд.

Правовое обоснование:

1. Требования к объектам размещения отходов содержатся в статье 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которыми объекты размещения отходов вносятся в ГРОРО. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 18 Порядка ведения государственного кадастра отходов (утв. Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792) ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов (утв. Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 49) (далее – Правила № 49).

Согласно пункту 4 Правил № 49 инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет. В соответствии с пунктом 6 Правил № 49 по завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах согласно приложению к Правилам. В Характеристику объекта размещения отходов (далее – ОРО) включается информация об учетном номере ОРО, его назначении, виде, месте нахождения, о правоустанавливающих документах на земельный участок, на котором расположен ОРО и иная информация. Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов. Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

Судом было установлено, что на момент подачи Обществом документов в Административный орган действовали следующие правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположены ОРО: постановление Административного органа от 28 февраля 2001 года № 249; Разрешение от 7 октября 2002 года № 1, Договор аренды от 19 марта 2004 года № 355/797-ДГ, Договор аренды земельного участка от 14 июля 2005 года № 580/1009-ДГ. Указанные документы являются актуальными действующими правоустанавливающими документами, что свидетельствует о необоснованности вывода Административного органа о том, что Общество представило недостоверную экологическую информацию о характеристике объектов размещения отходов для включения их в ГРОРО.

2. В соответствии с пунктом 30 статьи 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно статье 18 Закона «Об отходах производства и потребления» применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

Для отходов всех классов опасности предусмотрена обязательная разработка заявителем и согласование территориальными органами Росприроднадзора нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Порядке, утвержденном Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

В ходе проведения проверки специалистами Административного органа, привлеченными в качестве экспертов, произведен отбор пробы отходов добычи алюминийсодержащего сырья подземным способом  с действующего отвала шахты и отходов производства известкового молока из металлических контейнеров в очистных шахтах № 16, что зафиксировано актами отбора проб. В результате проведенного анализа проб отходов установлено, что «отход добычи алюминийсодержащего сырья подземным способом» (ФККО 2 22 310 00 00 0) относится к IV классу опасности, а «отходы производства известкового молока» (ФККО 3 46 910 00 00 0) относятся к III классу опасности.

Однако судом была назначена судебная экологическая экспертиза, выводы которой свидетельствуют о необоснованности выводов Административного органа, содержащихся в акте проверки. Согласно выводам судебной экологической экспертизы «отход добычи алюминийсодержащего сырья подземным способом» (ФККО 2 22 310 00 00 0) относится к V классу опасности, а «отходы производства известкового молока» (ФККО 3 46 910 00 00 0) относятся к IV классу опасности.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о недоказанности Административным органом соответствия оспариваемых предписаний, которые связаны с отнесением указанных отходов к конкретным классам опасности требованиям действующего законодательства. При таких обстоятельствах, заявленные требования в данной части подлежат удовлетворению.

Резюме суда:

В случае если на момент проведения проверки вид отхода отсутствует в Критериях отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (утв. Приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 года № 536), отходы могут быть отнесены к конкретной категории на основании проведения судебной экологической экспертизы. При отнесении отхода к V классу опасности не требуется лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

http://www.ecours.ru/ru/

Меню

Яндекс.Метрика