Промышленная безопасность: изменения в поле зрения. Комментарий к Федеральному закону от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Комментарий к Федеральному закону от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333-33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». 

Авторы: Алымова Валерия, Саенко Алексей 

 15 марта 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О внесении изменении»). 

Изменение ряда положений Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон «О промышленной безопасности») вызвано необходимостью приведения действующих норм в соответствие с международными требованиями, в том числе с положениями Конвенции о предотвращении крупных промышленных аварий (Конвенции № 174), ратифицированной Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 366-ФЗ, и Концепции совершенствования государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности с учетом необходимости стимулирования инновационной деятельности предприятий на период до 2020 года, утв. Решением Коллегии Ростехнадзора от 26 сентября 2011 года. 

В настоящей статье постараемся систематизировать наиболее важные изменения требований в области промышленной безопасности. 

Новые термины и определения 

В первую очередь, следует отметить, что Федеральным законом «О внесении изменений» введен ряд новых категорий, а также конкретизировано понятие «инцидент». Так, в соответствии с подп. «б» п. 2 ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений» из определения категории  «инцидент» исключены слова «нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности». 

Таким образом, нарушения законодательства, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности не могут рассматриваться в качестве основания для признания события инцидентом.

 При этом инцидентом признаются случаи непосредственного отказа или повреждения технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса. 

Инцидент – случай непосредственного отказа или повреждения технических устройств,  применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса. 

Одновременно, Федеральным законом «О внесении изменений» в Федеральный закон «О промышленной безопасности» введены следующие понятия:

- обоснование безопасности опасного производственного объекта – документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта; 

- система управления промышленной безопасностью – комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий;

- техническое перевооружение опасного производственного объекта – приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.

 

Классификация ОПО 

С 15 марта 2013 г. введена классификация опасных производственных объектов в зависимости от степени риска возникновения аварии и масштабов их возможных последствий. 

В соответствии с подп. «б» п. 3 ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений» в ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности» внесены изменения, в соответствии с которыми опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварии на опасном производственном объекте для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на четыре класса опасности: 

I КЛАСС ОПАСНОСТИ – опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; 

II КЛАСС ОПАСНОСТИ – опасные производственные объекты высокой опасности; 

III КЛАСС ОПАСНОСТИ – опасные производственные объекты средней опасности; 

IV КЛАСС ОПАСНОСТИ – опасные производственные объекты низкой опасности. 

При этом отнесение опасного производственного объекта к конкретному классу опасности осуществляется в соответствии с критериями, предусмотренными новой редакцией Приложения 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности». 

Следует отметить, что согласно Федеральному закону «О внесении изменений» объекты, которые могут быть идентифицированы в качестве опасных производственных объектов, подлежат государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов с целью оформления свидетельства о присвоении им соответствующего класса опасности. 

Одновременно, опасные производственные объекты, зарегистрированные в государственном реестре до дня вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом, подлежат перерегистрации с присвоением им соответствующего класса опасности до 1 января 2014 года. 

Таким образом, опасные производственные объекты, впервые регистрируемые в качестве таковых, подлежат идентификации и классификации в соответствии с новым порядком с оформлением свидетельства о регистрации и присвоении класса опасности опасного производственного объекта. При этом опасные производственные объекты уже внесенные в государственный реестр ОПО подлежат перерегистрации в соответствии с новым порядком до 1 января 2014 года. 

Необходимо также отметить, что в соответствии с переходными положениями Федерального закона «О внесении изменений» в случае, если владельцем ОПО не произведена перерегистрация ОПО (в установленный срок) с присвоением ему соответствующего класса опасности, в отношении такого объекта плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в год, и сохраняется режим постоянного государственного надзора до даты его перерегистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

 

Декларирование безопасности 

Применительно к необходимости разработки декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта, а также проведения экспертизы промышленной безопасности указанной декларации, Федеральным законном «О внесении изменений» ограничены случаи обязательного декларирования промышленной безопасности. Так, декларация промышленной безопасности в соответствии с подп. «а» п. 12 ст. 1 Федерального закона «О внесении изменении» в п. 2 ст. 14 Федерального закона «О промышленной безопасности» внесены изменения, в соответствии с которыми декларация промышленной безопасности разрабатывается в обязательном порядке для опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в новой редакции Приложения 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности». 

Таким образом, декларация промышленной безопасности разрабатывается для опасных производственных объектов I и II класса опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в новой редакции Приложения 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности». 

Следует отметить, что Федеральным законом «О внесении изменений» предусмотрены два варианта разработки декларации промышленной безопасности: 

- в составе проектной документации на строительство, реконструкцию, документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию ОПО; 

- как новый документ (в случаях предусмотренных новой редакцией п. 3 ст. 14 Федерального закона «О промышленной безопасности»). 

При этом Федеральным законом «О внесении изменений» расширен перечень случаев, при наступлении которых декларация промышленной безопасности разрабатывается вновь.

Так, в отличие от действовавшей до 14 марта 2013 г. редакции п. 3 ст. 14 Федерального закона «О промышленной безопасности» основаниями для разработки новой декларации промышленной безопасности являются: 

а) истечение десяти лет со дня регистрации последней декларации промышленной безопасности;

б) изменение технологических процессов, применяемых на опасном производственном объекте, либо увеличение более чем на 20 процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;

в) изменение требований промышленной безопасности; 

г) получение предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности. 

Следует отметить, что пункт «а» оснований разработки декларации промышленной безопасности фактически устанавливает срок действия ранее разработанной декларации в размере 10 лет. 

В свою очередь, вынесение уполномоченным органом государственного надзора предписания о необходимости разработки новой декларации промышленной безопасности возможно при условии выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора. 

Также необходимо отметить, что декларация промышленной безопасности представляется в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности для целей внесения в реестр деклараций промышленной безопасности. 

Кроме того, в отношении проведения обязательной экспертизы декларации промышленной безопасности ОПО Федеральным законом «О внесении изменений» предусмотрены следующие случаи: 

1) декларация, разрабатываемая в составе проектной документации на строительство,  реконструкцию ОПО, оценивается на предмет соответствия требованиям промышленной безопасности в рамках государственной экспертизы данной проектной документации (государственной градостроительной документации); 

2) декларация, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (за исключением случаев, когда указанная документации не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей государственной градостроительной экспертизе) подлежит экспертизе промышленной безопасности; 

3) декларация, разрабатываемая в составе документации на консервацию или ликвидацию ОПО, подлежит экспертизе промышленной безопасности; 

4) декларация, разрабатываемая вновь, подлежит экспертизе промышленной безопасности. 

Следует отметить, что из перечня документации, в составе которой разрабатывается декларация промышленной безопасности, исключена документация на капитальный ремонт ОПО. 

Одновременно, документация на капитальный ремонт ОПО исключена из перечня документации, подлежащей экспертизе промышленной безопасности. 

Экспертиза промышленной безопасности 

В соответствии с изменениями ст. 13 Федерального закона «О промышленной безопасности» экспертизе промышленной безопасности помимо установленных объектов экспертизы и перечисленных случаев обязательного проведения экспертизы промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для выполнения производственных процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, а также обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта. 

При этом из перечня документации, подлежащей экспертизе промышленной безопасности, исключена документация на капитальный ремонт опасного производственного объекта. 

Экспертиза промышленной безопасности проводится в отношении: 

• документации на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; 

• документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; 

• технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в предусмотренных случаях; 

• зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

• декларации промышленной безопасности, разрабатываемой в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; 

• вновь разрабатываемой декларации промышленной безопасности; 

• обоснования безопасности опасного производственного объекта, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности опасного производственного объекта. 

Таким образом, в настоящее время Федеральным законом «О промышленной безопасности» предусмотрен исчерпывающий перечень случаев обязательного проведения экспертизы промышленной безопасности. 

В свою очередь, применительно к обязательному проведению экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на ОПО, данная экспертиза проводится только в случаях, если указанные технические устройства не подлежат оценке соответствия  обязательным требованиям к ним в иной форме (в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании). 

Одновременно, Федеральным законом «О внесении изменений» статья 7 «Технические  устройства, применяемые на опасном производственном объекте» Федерального закона «О промышленной безопасности» изложена в новой редакции (вступает в силу 1 января 2014 г.), чем, в том числе, устранено требование о необходимости получения разрешения Ростехнадзора на применения технического устройства на ОПО, предусмотрев при этом исчерпывающий перечень случаев обязательного проведения экспертизы промышленной безопасности.

 

Разработка ПЛА 

На настоящий момент планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий разрабатываются и утверждаются на любых опасных производственных объектах. 

Однако с 1 января 2014 г. вступит в силу измененная редакция статьи 10 Федерального закона «О промышленной безопасности», которая дополнена пунктом 2, в соответствии с которым планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий разрабатываются и утверждаются на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 (новой редакции) к Федеральному закону «О промышленной безопасности». 

Таким образом, с 1 января 2014 г. ограничен круг опасных производственных объектов, при эксплуатации которых разрабатываются и утверждаются планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. 

Указанные планы разрабатываются и утверждаются на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности». 

 

Обоснование безопасности ОПО 

Как указывалось ранее, изменениями, внесенными в Федеральный закон «О промышленной безопасности», в том числе, введено понятие «обоснование безопасности опасного производственного объекта». 

Одновременно, ст. 3 Федерального закона «О промышленной безопасности» дополнена пунктом 4, из анализа которого следует, что обоснование безопасности опасного производственного объекта разрабатывается с соблюдением следующих условий: 

- момент возникновения права на разработку: 

на стадии разработки проектной документации на строительство или реконструкцию опасного производственного объекта;

- основание возникновения права на разработку: 

при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного  производственного  объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены; 

- субъект разработки обоснования:

лицо, осуществляющее подготовку соответствующей проектной документации;

- предмет обоснования: 

требования промышленной безопасности к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта; 

- экспертиза промышленной безопасности: 

экспертизе промышленной безопасности подлежит как обоснование безопасности ОПО, так и последующие изменения, вносимые в данное обоснование; 

- уведомление уполномоченного органа о разработанном обосновании: 

обоснование направляется в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности при регистрации ОПО в государственном реестре, изменения обоснования направляются в течение 10 рабочих дней после получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности. 

Следует отметить, что последствиями разработки обоснования безопасности ОПО в составе проектной документации на строительство или реконструкцию ОПО являются: 

- обязательность соблюдения требований, предусмотренных в обосновании при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации ОПО; 

- при проведении проверки лица, эксплуатирующего ОПО, предметом проверки является соблюдение требований, предусмотренных в обосновании.

 

Производственный контроль 

Федеральным законом «О внесении изменений» изменены требования к организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. 

В соответствии с редакцией п. 2 ст. 11 (действующей с 15 марта 2013 г.) Федерального закона «О промышленной безопасности» об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. 

Таким образом, установлен срок представления в уполномоченный орган сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований в области промышленной безопасности – до 1 апреля соответствующего календарного года.

 Одновременно, следует отметить, что с 1 января 2014 г. в соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона «О промышленной безопасности» организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, обязаны создать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование. 

При этом требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью должны быть установлены Правительством Российской Федерации. 

 

Особенности проведения проверок 

Изменения, внесенные Федеральным законом «О внесении изменений» в части особенностей осуществления государственного надзора в области промышленной безопасности, предусматривают различную периодичность проведения плановых мероприятий по надзору в отношении ОПО разных классов опасности. 

Так, ст. 16 Федерального закона «О промышленной безопасности» дополнена пунктом 5.1 (вступает в силу 1 января 2014 г.), в соответствии с которым: 

а) в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в течение одного года; 

б) в отношении опасных производственных объектов III класса опасности плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в течение трех лет.

При этом в отношении ОПО IV класса опасности плановые проверки не проводятся, что не исключает возможность проведения внеплановых мероприятий по надзору при наличии соответствующих оснований. 

Одновременно, на ОПО I класса опасности с 1 января 2014 г. вводится режим постоянного государственного надзора. 

В свою очередь, в отношении ОПО, на которых введен режим постоянного государственного надзора, одновременно могут проводиться плановые и внеплановые проверки в рамках мероприятий по государственному надзору в области промышленной безопасности.

 

Лицензирование

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О внесении изменений» в Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 июля 2013 г. лицензируемым видом деятельности является эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. 

При этом в соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона «О внесении изменений»  предоставленные до 1 июля 2013 г. лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных объектов сохраняют свое действие и представляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанных в таких лицензиях. 

Одновременно, в соответствии с изменениями, внесенными в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных  редпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,  эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности является видом деятельности, о начале осуществления которого юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязан уведомить уполномоченный в соответствующей сфере орган исполнительной власти.

 Таким образом, с 1 июля 2013 г. два лицензируемых вида деятельности: эксплуатация взрывопожароопасных объектов и химически опасных производственных объектов, объединены в один лицензируемый вид деятельности. 

При этом деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности лицензированию не подлежит. 

В свою очередь, организация, эксплуатирующая взрывопожароопасный или химически опасный производственный объект IV класса опасности обязана уведомить федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности о начале такой эксплуатации.

Таким образом, Федеральный закон «О промышленной безопасности» претерпел значительные изменения, которые необходимо учитывать организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, для целей своевременного проведения обязательных мероприятий, предусмотренных новой редакцией Федерального закона:

- перерегистрация действующих опасных производственных объектов в связи с присвоением им класса опасности; 

- представление в Ростехнадзор сведений об организации производственного контроля за соблюдением требования в области промышленной безопасности; 

- создание, внедрение и обеспечение функционирования системы управления промышленной безопасностью и т.д. 

 

 

ООО «Центр правового обеспечения природопользования» 

адрес:  107045, г. Москва, Колокольников пер., д. 9 стр. 2 

 телефон "Горячей линии" (495) 621-69-29 

e-mail:   This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.      This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Меню

Новости экологии

Яндекс.Метрика