АРКТИКА – РЕГИОН МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Заседание Большой российско-итальянской парламентской комиссии

29.10.2012

Заседание Большой российско-итальянской парламентской комиссии
И.И.Никитчук,
Первый заместитель председателя Комитета
Государственной Думы РФ
по природным ресурсам, природопользованию
и экологии, доктор технических наук

АРКТИКА – РЕГИОН МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ПОТЕНЦИАЛ И ПЕРСПЕКТИВЫ


«ПРИАРКТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ»


Уважаемые коллеги! Тема моего доклада касается Арктики. На первый взгляд она сужает проблемы, которые рассматриваются нашей двухсторонней Комиссией. Но это только на первый взгляд. Экономическое развитие всех стран в мире неизбежно связано с потребностью сырьевых ресурсов. Это касается многих стран, в том числе и Россию, и Италию. Материковые источники скудеют, нужные новые источники. И одним из них как раз и является арктическая зона.
В последнее десятилетие Арктика стала предметом возрастающего внимания со стороны политиков, экспертов и средств массовой информации далеко за своими пределами. Становится очевидным, что с Арктическим регионом связаны долгосрочные интересы многих стран мира. В этих условиях становится весьма актуальной проблема эффективного международного сотрудничества. Мы должны дать адекватные ответы на вызовы времени и в полной мере использовать огромный потенциал Арктики путем диалога и сотрудничества между странами.
Важно, чтобы, прежде всего, сами приарктические государства выявили системные проблемы, которые сегодня сдерживают экономическое сотрудничество, и с которыми они будут сталкиваться в обозримой перспективе.
С этой точки зрения необходимо понять, в чем заключаются общие интересы России и других государств, которые способствовали бы налаживанию широкого сотрудничества между нами на двусторонней и многосторонней основе.

«КОНВЕНЦИЯ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ»

В связи с тем, что в недрах морских пространств Арктики обнаружены крупные месторождения природных ресурсов, ее правовым проблемам в последнее время стали уделять значительное внимание, в том числе и вопросам распространения суверенитета государств на арктические территории.
Многие годы действовал секторальный принцип, инициированный в 1903 году Канадой.
В 1982 году была принята Конвенция ООН по морскому праву. Т.е. в настоящее время в Арктике действует общее международное право. Участниками этой Конвенции являются Россия, Канада, Норвегия и Дания. США не являются ее участницей. Однако они участвуют в Женевских конвенциях по морскому праву 1958 года, в том числе в Конвенции о континентальном шельфе, основные положения которой вошли в Конвенцию 1982 года. Отсюда следует, что и разграничение континентального шельфа, в том числе определение его внешней границы и разрешение споров, должно осуществляться на основе положений Конвенции 1982 года.

«ПУТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ»

Представляется целесообразным, чтобы страны Арктического региона, в целях долгосрочной стабилизации ситуации, предприняли бы ряд важных шагов.
В настоящее время эти страны все еще склонны рассматривать деятельность своих соседей по освоению Арктики как вызов собственным интересам, в том числе в сфере безопасности. В связи с этим необходимо в максимально возможной степени завершить юридическую проработку и принятие документов, регламентирующих спорные моменты, связанные со статусом и деятельностью государств в Арктике.
Необходимо завершить эффективное, отвечающее интересам сторон разграничение морских пространств в Северном Ледовитом океане. Россия показала пример рационального компромисса, решив проблему территориального разграничения с Норвегией в Баренцевом море, тянувшуюся 40 лет.
Целесообразно предпринять усилия для придания Конвенции ООН по морскому праву универсального характера, в том числе, за счет присоединения к ней США.
Перспективным представляется расширение полномочий Арктического Совета, создание при нем международного третейского суда и Центра медиации, т.е. досудебного улаживания коммерческих споров, возникающих между странами региона.
С целью защиты окружающей среды следует обязать арктические страны вести в своих секторах мониторинг деятельности гражданских и военных судов, кораблей, летательных аппаратов, шельфового и другого оборудования любых стран, находящегося в подведомственном данной арктической стране секторе. При этом следует предусмотреть механизм регулярного предоставления мировому сообществу результатов подобного мониторинга со стороны той или иной арктической страны.
Поиски действенного формата обсуждения проблем и их практического решения остаются важной задачей для стран Арктического региона. Заметный импульс продвижению к решению проблем Арктики мог бы дать регулярный саммит глав арктических государств подобно тому, как это принято в АТЭС и других субрегиональных объединениях.

«АРКТИКА – ТЕРРИТОРИЯ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ»

Всплеск интереса различных стран к Арктике, приобретающий характер соперничества, создает предпосылки для конфликтных ситуаций, за которыми может последовать демонстрация и даже локальное применение силы.
Подготовка и само поддержание готовности к силовому обеспечению национальных экономических и иных интересов в Арктике создают предпосылки для роста и последующего сохранения напряженности в этом регионе.
Несмотря на улучшение международной ситуации, в декларациях политических деятелей стран Арктического региона имеют место заявления о готовности к вооруженным действиям в Арктике. В документах в области национальной безопасности этих государств сохраняются логика и постулаты лексики времен холодной войны. В ряде случаев действия руководства этих стран направлены на укрепление военных позиций в регионе, что порождает опасения и недоверие, создает стимул для пока что вялотекущего соперничества в наращивании военных сил и средств в Арктике. Наверное, в порядке упреждения неоправданных надежд, в июле с.г. в Арктике впервые прошли международные военные учения.
Ситуацию обостряют конфликтные ситуации в связи с чувствительной неясностью юридического статуса морского пространства, некоторых территорий, морского дна (шельфа). Дополнительной дестабилизации служат возникающие конфликты, связанные с разработкой полезных ископаемых, хозяйственной деятельностью (добычей полезных ископаемых, рыболовством).


«АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИИ»

В соответствии с энергетической стратегией России на период до 2020 года приоритетом энергетической политики будет развитие нефтегазовой промышленности на побережье Северного Ледовитого океана и шельфе арктических морей. Стратегическими приоритетными регионами добычи станут полуостров Ямал, а также акватории северных морей России, таких как Баренцево и Карское.
Несмотря на увеличение доли альтернативных и возобновляемых источников энергии в мировом энергобалансе, в ближайшей перспективе углеводороды по-прежнему будут оставаться основными источниками энергии. Тем не менее, эпоха легкодоступной, легкоизвлекаемой нефти заканчивается. После 2020 года это может произойти и с легкоизвлекаемым газом. Поэтому арктические запасы углеводородов привлекают внимание как своеобразные кладовые будущего.
В Российском Арктическом регионе находится порядка 140 млрд. тонн углеводородов, 87 из которых приходятся на природный газ. Основной запас углеводородов, а это порядка 70%, сосредоточен в Карском и Баренцевом морях.

«АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИИ. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»

Существует много отраслей хозяйственной деятельности, для которых Арктика предоставляет возможности для экономического и социального развития.

Основные из них:

• разработка шельфа и недр (добыча нефти, газа, цветных металлов, угля). Это потребует значительного расширения конструкторских разработок и выпуска особого класса плавсредств – платформ: только Россия планирует построить их в количестве более 50-ти, а также нескольких десятков танкеров и газовозов. В целом эти проекты оцениваются более, чем в 20 млрд. долларов. Как бы экзотически это ни выглядело, но можно было бы использовать климатические условия Арктики и для хранения попутного гелия, что позволило бы найти эффективное решение застаревшей проблемы нефтегазодобычи;
• энергетика – строительство плавучих атомных электростанций повышенной безопасности, электростанций на угле и, вместо мазута, на топливных гранулах-пеллетах, ветряных энергоустановок.


«АРКТИЧЕСКИЕ МОРСКИЕ ПУТИ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ НЕФТЕГАЗОВЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ»

Перспектива расширения судоходства по Северному морскому пути и по Северо-западному проходу, с которой многие страны связывают возможность сокращения транспортных путей между Тихим и Атлантическим океанами, а Россия – перспективы дальнейшего освоения своих арктических территорий, открывает здесь не только возможности для расширения хозяйственной деятельности, но и ставит сложные вопросы статуса этих морских путей. Если эта перспектива станет реальной, то с учетом позиции США и ЕС, рассматривающих обе трассы как международные, к которым должны применяться принципы свободы судоходства, урегулирование возникающих в этой связи вопросов потребует как принятия Россией определенных законодательных актов, так и интенсивных и сложных переговоров.


«БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНОООБРАЗИЕ АРКТИЧЕСКИХ МОРЕЙ»

Ожидаемое климатическое воздействия на природную среду Арктики велико и, в отличие от многих других регионов планеты, способно оказывать значительное обратное воздействие на глобальный климат. Поэтому не является преувеличением утверждение о том, что климатические изменения в Арктике важны для всей планеты. Арктика является средоточием многочисленных и до сих пор недостаточно изученных климатически значимых процессов и обратных связей.
Климатические изменения в обозримой перспективе могут иметь наиболее вероятные последствия, главным образом в рыболовстве и судоходстве. Ожидаемые изменения здесь связаны с тем, что впервые на короткий период времени в году стали доступными для рыбного промысла отдельные акватории в восточной Арктике, за пределами двухсотмильных зон России, США и Канады. В условиях постепенного потепления рыбный промысел, сосредоточенный сегодня главным образом в Баренцевом море, постепенно может смещаться на Восток. На этом фоне возрастает интерес к рыбному промыслу в арктических водах, в том числе со стороны неарктических государств. В связи с этим встал вопрос о подготовке нового соглашения по регулированию рыбохозяйственной деятельности в Арктике.


«СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ»

Транспортные услуги – еще одно привлекательное направление в создании современной глобальной инфраструктуры в Арктике: возрождение Северного морского пути, увеличение существующих портовых мощностей и строительство новых. Так, например, в России уже намечено строительство порта, связанного с существующими проектами освоения Ямальского газового месторождения. Потребуется ускоренное развитие ледокольного и подводного флота, малой авиации, дирижаблестроения и беспилотников, развитие речного транспорта, углубление русел, создание чрезвычайно разветвленной инфраструктуры, развитие судостроения класса «река-море». В качестве положительного примера хочется упомянуть, что Россия впервые в своей истории планирует допустить в свои реки и озера иностранных судовладельцев. Одновременно с этим возрастает потребность в развитии железнодорожного транспорта. Российский «Газпром» уже построил участок самой северной в мире железной дороги Обская-Бованенково протяженностью 573 км к крупному нефтегазоконденсатному месторождению.
Возрождение СМП послужит стимулом к развитию рыбохозяйственной деятельности, регионального туризма и учреждению заповедников, сохраняющих уникальную ландшафтную среду, историческую аутентичность малых городов и селений, а также культуру коренных народов Севера, их традиционные ремесла и промыслы.


«БУДУЩЕЕ АРКТИКИ»

Будущее Арктики открывает множество возможностей и одновременно порождает немало трудных задач, требует поиска новых путей их решений. Масштаб этих задач и уровень сложности таков, что справиться с ними в одиночку невозможно – нужно объединить усилия всех стран, интересы которых в той или иной степени связаны с Арктическим регионом. Основные задачи, которые необходимо решить в первую очередь, это:

• выработка принципиально новых правовых основ международного государственно-чаcтного партнерства в Арктике;

• разработка концепции освоения и развития региона с учетом интересов всех приарктических государств;

• привлечение финансовых структур к организации и управлению масштабными финансовыми и товарно-ресурсными потоками;

• выявление путей международной кооперации государств и частного капитала;

• создание «Арктического банковского консорциума» для привлечения капитала на публичных рынках под гарантии правительств приарктических государств.

• СМП – создание международного частно-государственного консорциума.

Мы, понимая и принимая ответственность за решения в судьбе Арктики, предлагаем придать ей статус «Международной платформы многосторонней кооперации и сотрудничества». В качестве значимого сигнала готовности к такому сотрудничеству можно было бы сделать попытку сформировать Арктический консорциум банков стран, заинтересованных в сотрудничестве в данном регионе. А первым шагом его работы был бы выпуск Арктических облигаций со сроком обращения порядка 20-ти лет. Как бы ни напрашивалась историческая аналогия, уверен, что с учетом развития банковских технологий они не повторят судьбу облигаций Панамского канала, зато позволят запустить процесс реального многостороннего международного экономического сотрудничества.

Флоренция-Рим, 29-30 октября 2012 года

 

Меню

Яндекс.Метрика