ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ЗАЩИТА ЛЕСОВ

Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам,

природопользованию и экологии,

академика РАСХН

В.И. КАШИНА

19 ноября 2012 года на заседании «круглого стола»

  

«Правовое обеспечение развития системы особо охраняемых природных территорий и актуальные вопросы защиты лесов в Российской Федерации»

  

г. Москва, Государственная Дума, Малый зал

 

Ни для кого не секрет, что в последние десятилетия абсолютно для всех регионов мира все более острой становится задача согласования деятельности человека и природных факторов его существования.

Сокращение биоразнообразия занимает особое место среди основных глобальных экологических проблем современности.

Под влиянием антропогенной деятельности происходит массовое уничтожение природных экосистем и исчезновение видов живых организмов. По оценкам специалистов, природные экосистемы полностью изменены или уничтожены на пятой части суши. По данным Всемирного союза охраны природы с 1600 года зарегистрировано исчезновение 484 видов животных и 654 видов растений. Гибель более 75% из них связывается  с деятельностью человека.

В последнее столетие под влиянием человеческой деятельности скорость вымирания видов во много раз (по разным оценкам от  100 до 1000 раз) превысила естественно-эволюционную. По оценкам ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) на сегодняшний день около 20% всех видов позвоночных находятся под угрозой сокращения численности или вымирания. Последствия этого процесса, по мнению ученых, могут оказаться для человечества опаснее глобальных климатических изменений.

Мы не должны допускать тех случаев, когда уничтожаются уникальные дубовые, можжевелевые рощи, кедровники и другие редкие виды, истощаются экологические родники. Государство не должно игнорировать, а тем более позволять нарушать конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, игнорировать голос общественности по защите особо охраняемых природных территорий, территорий имеющих экологическое и социальное значение для граждан.

     На международном уровне признана важность и необходимость создания охраняемых территорий с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности человека. Именно особо охраняемые природные территории (ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия, и являются «инкубаторами» глобального биоразнообразия.

  

Россия по праву считается одним из мировых лидеров по созданию сети таких территорий. Формирование уникальной системы особо охраняемых природных территорий является одним из наиболее значимых природоохранных достижений нашей страны. Например, заповедник - специфичная для СССР и России форма ООПТ, практически не имеющая аналогов в мире (недаром в зарубежных публикациях о российских ООПТ все чаще встречается не английский перевод "reserve", а прямая транскрипция "zapovednik"). Даже в период ожесточенных боев с фашистами под Сталинградом и при Курской Дуге, Советское Правительство в 1943 году создает несколько уникальных заповедников, а затем в 1945 году, сразу после Победы в Великой Отечественной войне еще несколько уникальных территорий получают статус ООПТ. Летом 1945 года был создан Московский государственный заповедник, в его состав, в том числе, входил и Приокско-Террасный участок, а в 1948 году этот участок получает статус самостоятельного заповедника, в котором в дальнейшем был организован Центральный зубровый питомник.

Площадь особо охраняемых природных территорий в России на 2012 год составила около 12% от общей площади страны. Основу системы особо охраняемых природных территорий составляют ООПТ федерального значения:102 государственных природных заповедника,  43 национальных парка, 71 государственный природный заказник федерального значения , 28 памятников природы федерального значения общей площадью более 56 млн. гектар. Ряд из них входит в системы ООПТ, имеющих международный статус.

 

За последние 20 лет в России было создано 28 новых заповедников, 25 национальных парков и 10 федеральных заказников, территории еще 25 заповедников, 1 национального парка и 1 федерального заказника были расширены. В результате этой работы общая площадь заповедников, национальных парков и федеральных заказников была увеличена почти на 80 процентов. Это внушает определенный оптимизм, однако к сожалению, рано констатировать, что и сама эта система, и управление нашими ООПТ достаточно устойчивы.

Наступление на ООПТ идет по всем фронтам и на суше и на воде и в лесу. Сокращение научных сотрудников и инспекторов службы охраны, постоянные реорганизации все это породило массу проблем. Поэтому сегодня мы имеем правовой нигилизм, бесконтрольный захват территорий, ломку береговых линий, уничтожение уникальных насаждений, браконьерство, избиение сотрудников, нищенскую заработную плату и отсутствие должного социального статуса в регионах у сотрудников и это малая толика существующего безобразия.

Кроме того, современная сеть ООПТ федерального значения охватывает территорию России неравномерно: в основном они сосредоточены в европейской части, на юге Сибири и Дальнего Востока. Более того, существующая система ООПТ недостаточно репрезентативна как с точки зрения представленности этих ООПТ во всех природно-климатических регионах, репрезентативность ООПТ федерального значения явно недостаточна. Существующая система ООПТ федерального значения позволяет обеспечить достаточную охрану менее половины видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Таким образом, очевидна необходимость развития и расширения системы особо охраняемых природных территорий федерального значения в целях сохранения уникального природного наследия и разнообразия России.

В этой связи до 2020 года предусматривается создание 11 заповедников, 20 национальных парков и 3 федеральных заказников; провести расширение территорий существующих 11 заповедников и 1 национального парка.

 

Сегодня во всем мире представления о территориальной охране природы сейчас сводятся к планированию эконетов, а не обособленных ООПТ. Эконеты, или экологические сети, – это системы заповедных территорий и связывающих их экологических коридоров, буферных зон и других территорий с экологически обоснованным режимом использования. Таким образом, Россия при планировании развития системы ООПТ должна принять во внимание и передовой мировой опыт.

Далее, в настоящее время управление системой ООПТ федерального уровня осуществляют различные ведомства: Минприроды России, Минсельхоз России, Российская академия наук, Министерство образования и науки Российской Федерации. Считаем, что эффективное управление федеральными ООПТ возможно обеспечить только под управлением единого уполномоченного органа исполнительной власти.

Также требуют взвешенного государственного подхода и неотложного решения следующие вопросы:

1. Осуществление перевода земель различных категорий в границах ООПТ в категорию «земли особо охраняемых территорий и объектов».

2. Завершение государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки всех ООПТ федерального и регионального значения.

3. Расширение перечня полномочий, уровня социальной защиты и материального обеспечения должностных лиц, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением правового режима особой охраны на этих территориях.

4. Увеличение финансирования особо охраняемых территорий всех уровней до адекватного. К сожалению, сегодня уровень финансирования, например, федеральных ООПТ не превышает половины от потребности. Таким образом, наши, как мы их называем, «природные сокровищницы», поставлены на грань выживания. При таких условиях трудно говорить о развитии еще и научной и научно-исследовательской деятельности, которые традиционно являются еще одной гранью и одной из основных задач наших природоохранных учреждений.

В этой связи требуются комплексные меры организационного, управленческого и правового характера.

В отношении последних необходимо отметить, что в нашем Комитете находится на рассмотрении ряд законодательных инициатив, посвященных совершенствованию законодательной основы функционирования  охраняемых территорий.

Особое внимание необходимо обратить на законопроект № 97705-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», призванный урегулировать наиболее острые проблемы развития системы особо охраняемых природных территорий, в том числе

- разграничить понятия "особо охраняемые природные территории"  и "государственные учреждения, осуществляющие управление ООПТ

- более четко прописать режим особой охраны земельных участков, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственной эксплуатации;

- урегулировать процедуру создания и функционирования охранных зон заповедников и национальных парков;

- установить порядок изменения границ, статуса и категорий особо охраняемых природных территорий, предусматривающий проведение обязательной экологической экспертизы проектов таких изменений границ.

На прошлой неделе наш комитет провел совещание с профильными министерствами и ведомствами по вопросу доработки отмеченного выше законопроекта и рассчитываем к январю 2013 года подготовить законопроект на второе и третье чтение.

 

Далее, переходя к теме санитарного состояния лесов, необходимо отметить, что в лесной отрасли сегодня накопилось достаточное количество сложных проблем. Причин тому много, среди которых необходимо отметить отсутствие должного управления лесами, самовольные и необоснованные рубки, часто при попустительстве местных властей, а также законодательная чехарда, устроенная вокруг русского леса. Подорвана сырьевая база всей отечественной лесной промышленности. Лес, который при разумном подходе мог бы приносить стране огромные прибыли вывозится за рубеж. Огромный ущерб лесу наносится ежегодными лесными пожарами. Коррупция, не совершенство законодательства и своевольное правовприменение на местах лишь добавляют проблем. Кроме того, нет строгой отчетности нелегальных рубок, недобросовестных арендаторов, низкий процент глубокой переработки древесины, слабая материально-техническая база, отсутствие сегодня отлаженной системы лесной охраны и многое другое.

В итоге в отрасли наблюдается правовой хаос, упадок, сокращение объемов производства основных видов лесной продукции, резкий рост нищеты и безработицы в большинстве населенных пунктов, для которых предприятия лесного сектора являются главными работодателями.

Поэтому у правительства должна быть четко сформулирована лесная политика и разработана долгосрочная программа развития лесного хозяйства. Основу для этого мы с Вами заложили добротную и в первую очередь Федеральное агентство лесного хозяйства. На крупных лесных форумах, где мы в деталях обсудили существующие проблемы лесного сектора мы принципиально обо всем договорились. В том числе и о том, что назрела необходимость совершенствования национального лесного законодательства, в первую очередь, системной переработки требует Лесной кодекс Российской Федерации, с учетом результаты правоприменительной практики за 5 лет действия этого законодательного акта, в связи с этим назрела и необходимость создания рабочей группы по совершенствованию лесного законодательства. Также достигнуты договоренности и о необходимости создания более эффективного механизма управления лесами, повышения роли лесовосстановительной деятельности, создания лесопитомников, развития семеноводства как ключевых факторов в вопросе рационального использования лесов, усиления охраны и защиты лесов, повышения административной и уголовной ответственности за причиненный ущерб лесу и его экологии, сохранения и развития научно-технического потенциала лесной отрасли, усиления государственной поддержки научных исследований, а также о необходимости установления дополнительных социальных гарантий и достойной заработной платы для всех работников лесной отрасли. Никакие серьёзные деяния не делаются без всесторонне обоснованных стратегических планов, которым обычно предшествует глубоко продуманная взвешенная государственная политика.

Более того, лес – национальное богатство, среда обитания, фундаментальная экологическая система, которая заслуживает того, чтобы им занималось специализированное министерство. Для такой большой страны, как наша, являющейся самой многолесной державой мира, недопустимо быть в хвосте не только развитых, но и развивающихся стран. Давно пора создать в Правительстве самостоятельный федеральный орган, отвечающий не только за управление лесами, но и за государственную политику и регулирование всего лесного сектора экономики.

По мимо всех вышеперечисленных проблем особо хочу отметить проблему гибели лесов от вредителей и болезней. За прошедшие 40 лет наметилась устойчивая тенденция к увеличению площади повреждений лесов и потерь лесных ресурсов от воздействия вредных насекомых и болезней.

 

Гибель насаждений в последнее десятилетие увеличилась почти в 1,5 раза по сравнению с предыдущим периодом: если в период с 1990 по 1999 г. от различных причин погибло 3 017.6 тыс. га насаждений, то с 2000 по 2009 г. – около 4 347.8 тыс. га.

Особенно катастрофичным был 2010 го, площадь погибших насаждений увеличилась в 7 раз по сравнению с предыдущим годом. Но это было связано, конечно, в первую очередь, с катастрофическими пожарами.

 

Сегодня же у всех на слуху вспышка массового размножения короеда-типографа, охватившая старовозрастные ельники на всей территории европейской части России от Брянской и Смоленской областей до Башкирии и Челябинской области. В наиболее сильной степени оказались поражены леса западной части Московской области, где по оценкам Комитета лесного хозяйства Московской области  ельники погибли на площади около 40 тыс. га.

 

В текущем году распространяется второе поколение типографа, очаги развиваются, и площадь погибших лесов неизбежно возрастет. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что в лесах центральной полосы России отмечена повышенная численность и других вредителей леса.

 

Отдельного разговора заслуживает также ситуация с санитарным состоянием лесов. Особенно остро проблема загрязнения и захламления лесов стоит в крупных населенных пунктах. Антропогенный пресс на городские леса, лесопарковые и зеленые зоны городов усугубляется безответственным отношением населения к соблюдению требований Правил санитарной безопасности в лесах при отсутствии должного контроля и надзора со стороны органов местного самоуправления, в чьи обязанности в соответствии с действующим законодательством входит очистка территорий от загрязнения и захламления.

В этой связи для преодоления указанных негативных тенденций и явлений в первую очередь, предлагаем пересмотреть существующую сегодня систему определения исполнителя санитарно-оздоровительных мероприятий на непреданных в аренду площадях земель лесного фонда через процедуру размещения государственного или муниципального заказа. Она не позволяет организовать указанные мероприятия максимально оперативно, что снижает эффективность борьбы с вредителями лесов.

Предлагаем также провести инвентаризацию тех ограничений, которые сегодня установлены законодательством на проведение сплошных санитарных рубок, применение биологических способов борьбы с вредителями в защитных лесах.

 

Важными вопросами являются и вопросы восстановление лесов. В настоящее время примерно только на 10% вырубленной площади высаживаются лесные саженцы. При этом 50% их гибнет. Следовательно, мы должны серьезно заняться лесопитомниками, вопросами семеноводства, и уход за саженцами.

 

Увеличению работ по лесовосстановлению мешает дефицит посадочного материала в размере около 100 млн. штук ежегодно или 12,5% от потребности. В результате за последние три года значительно увеличилась стоимость посадочного материала, но снизилось его качество. Использование же некачественного посадочного материала значительно снижает эффективность всего процесса воспроизводства лесов, создает угрозу возникновения в ближайшие 20 лет дефицита качественной древесины в регионах с развитыми лесоперерабатывающими производствами и транспортно доступными лесами. Следствием дефицита древесины может стать падение объемов производства в лесном секторе, рост безработицы и снижение объема производства. И поэтому мы поддерживаем идею создания и развития сети лесных селекционно-семеноводческих центров.

 

Должен сказать, что у нас сегодня в портфеле Комитета появились законодательные инициативы, внесенные нашими депутатами, которые предусматривают изменения в лесное законодательства и в рамках которых мы при содействии наших коллег из Правительства и Администрации Президента могли бы решить и вышеназванные проблемы. На конец декабря запланировано первое чтение этих законопроектов, после чего мы ждем от регионов и от других субъектов права законодательной инициативы конструктивных предложений и замечаний, поправок.

 

Ну а в заключение хотелось бы сказать несколько слов о повышении роли научного сообщества и всего гражданского общества в целом в области защиты природы и, в частности, лесов.

Сегодня научное и кадровое обеспечение является одним из главных факторов инновационного развития во всех отраслях. В сфере охраны природы все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень производительности труда, которые обусловлены слабым развитием социального партнерства, низким, по сравнению с другими сферами, уровнем оплаты труда работников, ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров, специалистов. Мы не должны этого допустить, поэтому еще и еще раз мы должны подчеркнуть ключевую роль людей, наших специалистов в области заповедного дела, лесников, природоохранных инспекторов. Сегодня их труд достоин самого пристального внимания и должного признания и уважения как со стороны государства, так и со стороны наших сограждан.

В деле сохранения природных богатств нашей страны также важнейшее значение имеет повышение общего уровня правосознания и экологической культуры населения.

Уровень экологической культуры напрямую зависит от образованности нации в целом. На наш взгляд, сегодня очень не хватает пропаганды экологической ответственности. Ведь, как известно, лучший способ борьбы с болезнью - профилактика. В этой связи всестороннего одобрения и поддержки заслуживают деятельность государственных и общественных институтов в области экологического просвещения, развития волонтерского движения, проведения пропаганды экологически ответственного поведения среди подрастающего поколения.

Важную роль в формировании любви, ответственного и бережного отношения к лесу и природе у молодого поколения играют сегодня региональные, национальные и международные конкурсы среди молодежи. Такие конкурсы являются важной частью работы по профессиональной ориентации и подготовке нового поколения лесных специалистов и специалистов в области экологии из числа одаренной молодежи. Именно их усилиями обеспечивается преемственность профессии, качественный рывок в изменении уровня подготовки и внедрение передовых идей. Более того, мы обязаны хранить и развивать традиции школьных лесничеств, молодежных экологических конкурсов, сохранить специализированные научные учреждения, лесные НИИ и лучшее в мире лесное образование.

Дорогие друзья! Предки сохранили и приумножили для нас необъятные природные богатства. Мы должны защитить их не только от внешних врагов, но и от наших с Вами безответственности, равнодушия и правового нигилизма. Крылатая фраза «Человек предшествуют леса, его сопровождают пустыни» не должна остаться законом в XXI веке.

 

Спасибо за внимание.

 

Меню

Яндекс.Метрика