Проект создания специализированного морского угольного перегрузочного комплекса в бухте Суходол

Главгосэкспертиза наложила вето на проект «грязного терминала»

Материалы общественной экспертизы проекта угольного терминала в бухте Суходол Приморского края при содействии WWF России были направлены в Генеральную прокуратуру РФ и в ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Экологи, выступающие против открытой перегрузки угля в портах края, могут рассчитывать на принципиальную корректировку одиозных проектов: Главгосэкспертиза России дала отрицательное заключение на проект угольного терминала в бухте Суходол Приморского края.

«Проблема загрязнения окружающей среды остро стоит во всех портах Дальнего Востока, где перегружают уголь. При сильных дальневосточных ветрах, морозах и низкой влажности сухую угольную пыль просто сдувает с открытых складов и мест перегрузки. В результате она покрывает не только прилежащую территорию, но и жилые кварталы вокруг порта, и охраняемые природные объекты, как в приморском Посьете, распространяясь иногда на несколько километров», отмечает Алексей Книжников, руководитель программы WWF России по экологической политике ТЭК.

Открытый способ перевалки угля уже вызвал митинги протеста жителей портов Приморья и Хабаровского края, через которые и идет практически весь угольный экспорт Сибири и Дальнего Востока, выросший за последние 15 лет в 3,5 раза - с 40 до 140 млн. тонн.

Губернатор Приморского края В.В. Миклушевский год назад подписал постановление, запрещающее строительство в крае новых открытых портовых терминалов для перевалки навалочных грузов. Казалось бы, в Приморье с его добрым десятком портов проблема решена. Но, оказывается, два наиболее крупных угольных комплекса – порты Суходол и Вера – проектируются в традиционном открытом исполнении. Не намерены свертывать свою уже текущую не один год опасную деятельность по перегрузке угля и другие, совершенно не приспособленные для этого порты Владивостока, Посьета и Находки.

Проекты нового угольного терминала в бухте Суходол и расширения порта Посьет под новые объемы перевалки угля были дважды рассмотрены на заседании Общественного экспертного совета по экобезопасности (ОЭС) при губернаторе Приморья. К обоим проектам были высказаны серьезные замечания, включая предложение по полному запрету на перевалку угля в Посьете, в самом центре охраняемых акваторий мирового уровня. По 

Суходолу – в связи с прямым противоречием губернаторскому решению от 2013 года и одновременным планам разместить в том же Суходоле современный рыбный кластер.

В ноябре-декабре 2014 года межрегиональная экологическая общественная организация «Зеленый крест» (г. Владивосток) в соответствии с законодательством России провела общественную экологическую экспертизу (ОЭЭ) проекта угольного терминала в бухте Суходол. Опытные специалисты ДВО РАН и других научных и экспертных организаций указали на десятки нарушений Федеральных законов, постановлений Правительства и приморского губернатора, а также санитарных и строительных норм и правил. Заключение экспертной комиссии было направлено в Росприроднадзор, где проект терминала в это время проходил государственную экологическую экспертизу. Однако несмотря на отрицательное заключение ОЭЭ, приказом № 802 от 15.12.2014 г. ведомство утвердило положительное заключение по терминалу в Суходоле, не найдя там никаких нарушений и не ответив, по существу, на заключение ОЭЭ.

После этого реализацию проекта «грязного терминала» в бухте Суходол остановить уже, казалось, невозможно. Но здесь на помощь приморским экологам пришел Всемирный фонд дикой природы WWF России. При его содействии материалы общественной экспертизы были направлены в Генеральную прокуратуру РФ и в ФАУ «Главгосэкспертиза России». Недавно ФАУ «Главгосэкспертиза России» уже дала отрицательное заключение на этот проект (приказ № 523-15/ГГЭ-9892/04 от 06.04.2015 г.).

Относительно попыток компании «Мечел» легализовать открытую перевалку угля в Посьете, загрязняющую памятник природы федерального значения, Общественный экспертный совет по экобезопасности Приморского края 24 июня вновь попытался убедить власти и компанию в том, что предлагаемое развитие этого порта невозможно без прохождения официальной процедуры изменения границ охраняемых акваторий через Правительство РФ.

«Сегодня южное Приморье с его портами, городами, уникальными рекреационными, природоохранными и сельскохозяйственными землями – средоточие острой борьбы интересов разных общественных групп и структур всей России, ориентированной на АТР. Создание Свободного порта Владивосток, территорий опережающего развития, каскад грандиозных проектов национальных монополий несут в себе множественные социально-экологические, если не будут учтены давно сложившиеся здесь экосистемные и этнокультурные ограничения, хорошо известные в первую очередь местным экспертам»,  - отмечает Алексей Книжников.

https://www.wwf.ru/resources/news/article/13506 

 

15 мая 2015, 17:25, Дейта. По информации, появившейся в некоторых СМИ, проект ООО «Морской порт «Суходол» по созданию угольного морского терминала в районе одноименной бухты в Приморье получил якобы отрицательное заключение ФАУ «Главэкспертиза России». Об этом сообщает ИА «Дейта» со ссылкой на публикации в СМИ.

Напомним, что проект создания угольного порта в Суходоле осуществляется с 2012 года по поручению главы России Владимира Путина, но строительство угольного терминала до сих пор не началось. Терминал предназначен для экспорта угля СДС и небольших компаний, его мощность — 20 миллионов тонн в год, инвестиции оценивались в 18 миллиардов рублей (по ценам 2012 года). Главные инвесторы проекта - Volga Group Геннадия Тимченко и Сибирский деловой союз (СДС).

В марте текущего года появились слухи о том, что проект может не состояться ввиду ухудшения общей экономической ситуации. Тогда руководство предприятия опровергло эти слухи, а некоторый застой в его реализации объяснило тем, что проектная документация проходит государственную экспертизу.

Генеральный директор ООО «Морской порт «Суходол» Павел Колбасюк пояснил редакции ИА «Дейта», что основанием для таких слухов, стали замечания чисто технического характера и они касаются оформления представленных документов, но не сути проекта. Над устранением замечаний сейчас трудятся проектировщики и специалисты.

- Это нормальный рабочий процесс, - считает Колбасюк. – Были выявлены определенные нарушения в оформлении документов, мы их устранили и в ближайшее время снова подадим пакет документов на государственную экспертизу.

Отметим, что экологическую экспертизу этот проект ранее прошел успешно. Все замечания экологов были приняты во внимание.

https://deita.ru/news/society/15.05.2015/4897339-smi-proekt-ugolnogo-porta-sukhodol-prokhodit-gosekspertizu/ 

 

Строительство угольного терминала в бухте Суходол споткнулось о новые преграды. Как стало известно «К», проект ООО «Морской порт «Суходол», подконтрольное Volga Group Геннадия Тимченко и Сибирскому деловому союзу (СДС), получил отрицательное заключение ФАУ «Главэкспертиза России». Кроме того, генеральная прокуратура продолжает исследовать действия ООО на факт нарушения законодательства при проведении экологической экспертизы.  «По результатам проведения государственной экспертизы в отношении проектной документации и инженерных изысканий по объекту «Строительство нового специализированного порта на Дальневосточном побережье РФ для облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий» ФАУ «Главэкспертиза России» выдало отрицательное заключение от 6 апреля 2015 г.», — говорится в официальном ответе руководства ФАУ на запрос экологической общественной организации «Зеленый крест» (имеется в распоряжении «К»).

Суть претензий экспертизы к проекту угольного терминала в бухте Суходол в письме не расшифровывается, потому что «заключение может быть выдано только заявителю, представившему проектную документацию». В марте этого года сообщалось, что Volga Group может пересмотреть свои приоритеты и временно приостановить проект строительства угольного терминала в бухте Суходол в связи с колоссальным падением курса отечественной валюты.

Однако в администрации ООО «Морской порт Суходол» данную информацию опровергли, а все задержки реализации проекта связали с получением заключения Главэкспертизы и разрешения на строительство от ФГУП «Росморречфлот». «Строительные работы будут начаты после получения положительного заключения Главгосэкспертизы и получения разрешения на строительство от ФГУП «Росморречфлот». Перед этим инвестор и ФГУП «Росморпорт» должны заключить инвестиционное соглашение, в котором определяется, кто и что будет строить, а также ответственность сторон», — отметили тогда в ООО «Морской порт «Суходол». При этом представители ООО особо подчеркивали, что проектная документация была направлена в Главэкспертизу после положительного заключения экологической экспертизы.

Однако, как стало известно «К», результаты экологического процесса сейчас проходят тщательную проверку в Генпрокуратуре РФ по заявлению того же «Зеленого креста». Претензии экологов сводятся в основном к тому, что проект был самовольно перенесен из бухты Суходол в соседнюю бухту Теляковского. В результате с учетом розы ветров и муссонного климата в зону воздействия угольный пыли попадают и такие известные рекреационные объекты, как игорная зона «Приморье» в бухте Муравьиная (в 3 км от терминала) и Всероссийский детский центр «Океан» (5–6 км от места погрузочно-разгрузочных работ и прохода балкеров). А также водоохранные зоны и водные источники, которые питают Владивосток, Артем и Большой Камень.

Несмотря на это, Государственная экологическая эксперта (ГЭЭ) дала положительное заключение в декабре прошлого года. Но насколько были соблюдены все нормы природоохранного законодательства, сейчас и хочет выяснить Генпрокуратура, продлив срок изучения всех документов на неопределенное время.

Проект «Суходол» идет с 2012 г. Его мощность — 20 млн т в год, инвестиции оценивались в 18 млрд руб. в ценах 2012 г. Ввод первой очереди на 6 млн т намечен на июль 2017 года, второй и третьей — на 2019-2021 гг. Кроме того, Суходол определен как шестая площадка в в Приморском крае для создания территории опережающего развития. 

https://q99.it/hIoqvcp

 

В Шкотовском муниципальном районе состоялись открытые общественные обсуждения по вопросу строительства нового специализированного порта на Дальневосточном побережье в бухте Суходол

Как сообщили в администрации Шкотовского района Приморского края, в мероприятии приняли участие представители администрации Шкотовского муниципального района, администрации Приморского края, компании «Морской порт «Суходол», а также местные жители и члены общественных организаций.

«В ходе обсуждений были затронуты наиболее острые темы, касающиеся экологической безопасности региона, технологиях, применяемых в ходе строительства, социальной составляющей проекта», - отметили в департаменте.

Отвечая на вопросы жителей, генеральный директор «Морского порта «Суходол» Павел Колбасюк отметил, что в своей работе компания стремится минимизировать вредное воздействия на окружающую среду как в процессе эксплуатации, так и в процессе строительства терминала.

«Для этого приобретается передовое оборудование ведущих мировых брендов и применяются технологии, соответствующие самым высоким экологическим требованиям и в настоящее время использующиеся во всех ведущих портах Европы и Северной Америки», - отметил генеральный директор.

По его словам, для гарантированной ликвидации пылеобразования в воздухе в проекте предусмотрено использование закрытых конвейерных галерей. Кроме этого, каждое место пересыпки с конвейера на конвейер будет оборудовано специальным аспирационным устройством, обеспечивающим обеспыливание.

«Во всех местах перегрузки и транспортировки будет происходить орошение угля. Терминал удален от населенных пунктов – расстояние до ближайшего составляет шесть километров – и огорожен естественным защитным рельефом – сопками. Для предотвращения возможного пыления груза при сильных ветрах, вокруг терминала предусматривается строительство ветрозащитных стен», - отметил Павел Колбасюк.

По мнению представителей администрации Романовского сельского поселения и присутствующих на общественных обсуждениях граждан села Романовка, реализуемый проект имеет важное значение для жителей всех близлежащих поселков, в том числе Шкотово и Смоляниново, так как здесь будут созданы новые рабочие места и оптимальные условия труда.

Предприятие «Морской порт «Суходол» зарегистрировано в Приморском крае, а значит и налоги от деятельности порта (около 500 миллионов рублей в год после выхода на проектную мощность) будут идти как в краевую, так и в районную казну.

Отметим, в прошлом году между администрацией Приморского края и компанией «СДС-Уголь» было подписано соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, в рамках которого кузбасские угольщики уже приступили к благоустройству и развитию инфраструктуры близлежащих населенных пунктов. Проведен частичный ремонт школы №25 в селе Романовка, планируется ремонт детского сада, продолжаются работы по строительству спортивной площадки в Смоляниново, строятся новые дороги, детские площадки и дома для будущих сотрудников морского порта. На эти цели частные инвесторы уже выделили порядка 50 миллионов рублей.

Напомним, проект создания специализированного морского угольного перегрузочного комплекса в бухте Суходол включен в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года».

Строительство терминала начнется в марте 2015 года и будет проходить в три этапа. В итоге производственная мощность порта «Суходол» составит 20 миллионов  тонн.

https://primorsky.ru/news/common/63880/