В каких случаях и с какими государственными органами требуется согласование планируемой хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранной зоны водного объекта?
Отвечает: Старший юрист Центра Валерия Алымова
Действующее законодательство не содержит непосредственных (прямых) требований к обязательности согласования проведения работ в водоохранной зоне водного объекта.
Так, требования к осуществлению хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранной зоне водного объекта установлены ст. 65 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс РФ). При этом данная статья Кодекса не содержит указаний на необходимость согласования деятельности, осуществляемой в водоохранной зоне с какими-либо органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Тем не менее, сформированная правоприменительная практика, а также отдельные положения Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» обуславливают необходимость согласования проведения работ в пределах водоохранной зоны с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
ак, в соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, в том числе, в целях сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
При этом согласно ч. 16 указанной статьи Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Таким образом, действующее законодательство в качестве назначения водоохранной зоны водного объекта предусматривает, в том числе, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов. В силу чего Водным кодексом РФ водохранная зона водного объекта, в частности, определяется как территория, осуществление деятельности в пределах которой образует угрозу оказания воздействия на среду обитания водных биологических ресурсов.
В свою очередь, в соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
В свою очередь, в соответствии с ч. 2 указанной статьи Федерального закона деятельность, указанная в части 1 данной статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, установлен Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 г. № 384.
Таким образом, планируемое осуществление хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранной зоны водного объекта, с учетом возможности создания угрозы оказания данной деятельностью воздействия на среду обитания водных биологических ресурсов, подлежит согласованию с Федеральным агентством по рыболовству.
Указанный подход неоднократно подтвержден судебной арбитражной практикой.
Например, в соответствии с Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 26 июня 2014 г. по делу № А79-7462/2013 осуществление организацией механизированных работ по реконструкции автодороги в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
При этом, как следует из материалов дела, Управлением Росрыболовства была проведена плановая проверка организации на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области сохранения водных биоресурсов и среды их обитания.
В рамках проверки был зафиксирован факт осуществления организацией механизированных работ по реконструкции автодороги в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, в результате чего организация привлечена к административной ответственности.
Подробнее: https://www.ecolawyer.ru