Почвенные и земельные ресурсы: состояние, оценка, использование

Доклад Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И.Кашина

Пресс-служба ЦК КПРФ 
2014-10-10 20:11
Кашин Владимир Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ

 

ПЕРВАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ПОЧВЕННЫЕ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: СОСТОЯНИЕ, ОЦЕНКА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ»

 

Почвенный институт

им. В.В. Докучаева                                                                                                                      08.10.2014г.

 

 

Добрый день, уважаемые Коллеги!

Я рад приветствовать Васот лица депутатов Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Почвенный институт им В.В. Докучаева всегда занимал активную позицию не только в вопросах фундаментальных и прикладных исследований в области почвоведения, но и в вопросах совершенствования государственного регулирования развития сельского хозяйства Российской Федерации, защиты и рационального использования почв. Представители института на регулярной основе принимают участие в мероприятиях профильной тематики на самом высоком уровне, в рамках которых ведут конструктивный диалог и достойно отстаивают позиции научного сообщества.

В этой связи принятое решение об организациирегулярной площадки всероссийского масштаба для обсуждения наиболее актуальных проблем изучения почвенных и земельных ресурсов, консолидации научного потенциала для решения приоритетных задач в области использования почвенных ресурсов, а также правовых и экологических аспектов землепользования видится чрезвычайно перспективным и правильным.

Со своей стороны со всей ответственностью заявляю, что Комитет всесторонне поддержит принятые решения и будет способствовать развитию конференции.

Актуальность вынесенного на повестку дня вопроса ни у кого не вызывает сомнений, поскольку почвы – это стратегический ресурс, позволивший сохранить независимость и самобытность русского народав течение многих веков. Именно почвы, земельные ресурсы составляют прочную основу продовольственной безопасности государства.

Кому, как ни Вам лучше всего известно, что основатель русского почвоведения Василий Васильевич Докучаев называл российский чернозем «благодатной почвой, которая составляет коренное, ни с чем несравнимое богатство России», а также определял приоритет рационального использования природных ресурсов: «наше незнание истощило почву», «безусловно, необходимо выработать свои сельскохозяйственные нормы, следует иметь анализы своих вод, своих земель…».

Всем Вам хорошо известны многочисленные экспедиции Докучаева, результаты которых легли в основу агроландшафтного использования и Сталинского плана преобразований земель.

Но, к сожалению, времена меняются до неузнаваемости. Труды великих русских ученых, их последователей, действующих академиков РАН и их учеников уже практически власть не интересуют, а погоня олигархического бизнеса за выгодой вопреки даже законам природы приводит к оскудению и нарушению экологического равновесия.

При том, что продовольственная ситуация усугубилась в связи с событиями, развернувшимися в последние месяцы на мировой арене, политический и экономический кризисы все таки высветили все недостатки системы государственного управления в этой сфере и подтолкнули лиц, ответственных за принятие стратегических решений, пересмотреть концепцию дальнейшего развития.

В этой связи, 21 апреля 2014 года состоялось заседание президиума Госсовета об устойчивом развитии сельскохозяйственных территорий. Были выработаны серьезные решения по АПК. В поручениях Президента Российской Федерации нашли отражение центральные моменты перспективной законодательной и практической деятельности. Достижение поставленных названными поручениями целей теперь зависит от исполнительской дисциплины и политической воли.

Сразу после Госсовета, 12 мая 2014 года нашимКомитетом было организовано заседание Высшего экологического совета«Состояние земельных и водных ресурсов. Законодательное обеспечение их рационального использования и охраны». Состоялось плодотворное обсуждение основных тем.Рекомендации участников мероприятия мы направили в ответственные ведомства, и будем добиваться, чтобы все концептуальные предложения были реализованы.

Участники уделили особое внимание земельным, водным и растительным ресурсам, как неразрывно связанным между собой элементам природы, определяющим существование жизни на земле.

 

 

 

 

 

 

Земельный фонд является ограниченным ресурсом. Из 134 млн. км2, земли, участвующие в обеспечении продовольственной безопасности, по усредненным данным, составляют всего 30%. На этом фоне губительной видится проводимая в последние десятилетия земельная политика.В этой связи нам просто необходимо сместить градостроительную ориентацию принимаемых в землепользовании решений, нацелить их на рациональное неистощительное использование, с учетом экологической ценности ресурса.

Чтобы остановить агрессивное использование земельных и водных ресурсов, необходим единый государственный орган (Роскомзем), наделенный широкими, в том числе надзорными, полномочиями.

Строгое целевое использование земельных, лесных, водных ресурсов, как и неуклонное исполнение закона, должны стать краеугольными камнями новой земельной, лесной и водной политики.

Вопросы финансового обеспечения являются не менее значимыми. Государственная поддержка сельского хозяйства,в виду явной недостаточности выделяемых финансовых ресурсов,не эффективнав должной степени.

 

 

 

 

 

 

Так, уровень государственной поддержки агропромышленного комплекса с 1990 года в среднем упал в 10 раз - до 1,48% расходов федерального бюджета.При этом объем инвестиций снизился в 5 раз, основные фонды сельхозпредприятий сократились в 4 раза. В итоге посевные площади сократились на 41,5 млн. га (46%).

Если сравнить размеры государственной поддержки сельского хозяйства в Российской Федерации и в других странах, то недостаточный объем таковой в России становится еще более очевидным (4 млрд. долларов). Швеция, к примеру, при несопоставимо меньших посевных площадях выделяет 6 млрд. долларов, Япония – 64 млрд. Китай и Евросоюз, при сопоставимых площадях посевов, выделяет 147 и 108 млрд. долларов соответственно.

 

 

 

 

 

 

На оставшихся в сельскохозяйственном обороте землях в Россиине соблюдается севооборот, исчезают защитные леса, в 5-7 раз упали объемы внесения минеральных и органических удобрений, вдвое снизились объемы поставок средств защиты растений.

В конечном счете, повысилась интенсивность процессов деградации земель – эрозии, закисления, переувлажнения, закочкаривания, заболачивания, засоления, и т.д.

На фоне нарастающей антропогенной нагрузки негативное воздействие на почвы, земельные и водные ресурсы усиливается многократно, и названные выше процессы деградации лишь усиливаются.

 

 

 

 

 

 

Ведь крайне высоким остается загрязнение атмосферного воздуха (в 2012 году было выброшено в атмосферу почти 32 млн. т. загрязняющих веществ).

Неуклонно увеличивается доля площади Российской Федерации, занятая объектами размещения отходов (Образуется 5 млрд. т./год.Накоплено 100 млрд. тонн) – своеобразного «водосбора» токсичного фильтрата, который по пути круговорота воды в природе загрязняет подземные и поверхностные воды, почвы, модифицирует и уничтожает микроорганизмы. Целые экосистемы утрачивают свойство к самовосстановлению

 

 

 

 

 

 

Ярким примером тому может служить крупнейшая на карте Российской Федерации точка загрязнения окружающей среды – город Норильск. На фоне колоссального загрязнения атмосферного воздуха (10% от общего количества загрязняющих атмосферу веществ), деградируют все без исключения био- гео- экосистемы. На сотни километров вокруг концентрация тяжелых металлов в почвах превышена в десятки раз.

В этих условиях обработка почвы требует особого соблюдения научно обоснованных рекомендаций, технологий, постоянного мониторинга качества.

К сожалению даже довольно развитое земельное, водное, природоохранное, гражданское, административное, финансовое, предпринимательское и международное право в Российской Федерации в должной степени не способствует изменению в лучшую сторону правоприменительную практику по рациональному и неистощительному использованию земельных и водных ресурсов.

В этой связи Комитет прилагает все возможные усилия для стабилизации и постепенного улучшения ситуации посредством дальнейшего совершенствования правового регулирования.

Так, 21 июля 2014 года благодаря усилиям Комитета и Министерства природных ресурсов Российской Федерации Федеральный увидел свет так называемый «Закон о нормировании и наилучших доступных технологиях».

 

 

 

 

 

 

Убежден, что это событие, без преувеличения, является наиболее действенным шагом к улучшению экологической обстановки на территории России с момента принятия в 2002 году Федерального закона «Об охране окружающей среды».

 

 

 

 

 

 

Так, при подготовке названного федерального закона была проведена комплексная ревизия понятийного аппарата, сведен к минимуму риск его вольных толкований. Основные принципы охраны окружающей среды дополнены обязательностью финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия. Расширяются полномочия органов государственной власти. Дифференцирован подход к применению мер государственного регулирования в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности. Правовое воплощение получила новая система нормирования в области охраны окружающей среды. Определено правовое регулирование вопросов наилучших доступных технологий. Оптимизирована система государственного экологического надзора. Усовершенствован механизм экологической отчетности. Введены реальные механизмы экономического стимулирования. Сделан значительный шаг к возрождению государственной экологической экспертизы. Усовершенствован механизм платы за негативное воздействие на окружающую среду. Пересмотрена административная ответственность.

Названные, и ряд других положений закона, по мере вступления в законную силу, будет способствовать постепенному переходу предприятий на экологически эффективную модель производства и, соответственно, эффективному снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Далее отмечу, что не меньшие надежды Комитет возлагает на проект федерального закона № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами».

В настоящее время Комитет ожидает внесения поправок Правительства Российской Федерации, отсутствие которых сегодня является единственным сдерживающим фактором в его принятии. В ближайшее время вопрос доработки данного законопроекта будет вновь поднят на уровне Президента Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

Целью законопроекта является создание экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов, что в значительной степени будет способствовать снижению негативного воздействия на почвы, земельные и водные ресурсы.

Кроме того, необходим закон «Об охране почв». Существенных поправок требует закон «Об охране окружающей среды», Земельный, Водный, Административный и Уголовный кодексы.

Все это Комитет планирует реализовать в сжатые сроки, при поддержке профильных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научного и экспертного сообщества, в том числе в рамках работы над уже внесенными законодательными инициативами, такими, как::

- № 222564-6 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (обеспечение технической и технологической модернизации, инновационного развития агропромышленного комплекса, повышение эффективности использования средств, выделяемых из бюджета на развитие сельского хозяйства.);

- № 230553-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации…» (уточнения системы льгот для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности);

- № 607420-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (совершенствование системы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей);

- № 608856-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (повышение эффективности законодательного обеспечения процессов воспроизводства и закрепляемости научных и научно-педагогических кадров).

Законопроекты экологической направленности, сохранения плодородия почв, мелиорации, развития садоводческих кооперативов для нас будут приоритетными.

Приглашаю всех к активному сотрудничеству в этом направлении, а также желаю плодотворной и конструктивной дискуссии в рамках сегодняшней конференции. Повторюсь, Комитет сделает все необходимое для того, чтобы Ваши предложения, Ваша позиция и рекомендации были доведены до ответственных органов государственной власти с целью максимального учета при принятии соответствующих решений.

Спасибо!

https://kprf.ru/activity/ecology/135418.html

Меню