Во имя искусства, или Закон о меценатской деятельности

5 декабря 2014

Автор: Екатерина Добрикова

До 5 ноября понятие меценатской деятельности в России не было закреплено на законодательном уровне. Но все изменилось с принятием закона, который определил особенности осуществления такой деятельности (Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 327-ФЗ "О меценатской деятельности"; далее – закон о меценатской деятельности). Акт вступил в силу 5 ноября. В документе обозначен круг лиц, которые признаются меценатами, а также указаны поощрительные меры, которые в отношении них могут применяться. Рассмотрим предпосылки появления этого закона и узнаем, какие права и обязанности он накладывает на субъектов меценатской деятельности.

 

Меценатство и Россия

Меценатство, то есть покровительство развитию искусства и культуры, в нашей стране – явление не новое. Не ставя своей задачей получить прибыль или обрести славу, меценаты жертвуют ДЕНЬГИ и передают имущество с одной только целью – поддержать и укрепить отечественную культуру и искусство во всех их проявлениях. Но до недавнего времени происходило это, как правило, без какой-либо поддержки со стороны властей.

НАША СПРАВКА

Слово "меценат" пришло к нам из Древнего Рима и происходит от имени Гая Цильния Мецената – государственного деятеля и покровителя изящных искусств, жившего при Октавиане Августе в I веке до н. э. Меценат отличался не только любовью к прекрасному, но и невероятным чутьем на таланты – среди тех, кому он оказал свою помощь, было немало выдающихся личностей, в том числе поэты Вергилий и Гораций.

Расцвет меценатства в России пришелся на XVIII и XIX века. В это время благодаря пожертвованиям меценатов были построены здания для многих университетов и институтов, снаряжено несколько научных экспедиций (например, промышленник А.Н. Демидов в 1837 году организовал за свой счет поездку в целях изучения природных богатств Южной России и Крыма), открыты многочисленные театры, библиотеки и музеи, а такие фамилии как А.С. Строганов, П.Б. Шереметьев, П.И. Щукин, А.А. Бахрушин, С.Т. Морозов, П.М. Третьяков, С.И. Мамонтов навсегда вошли в историю. Но мало кто знает, с какими трудностями пришлось столкнуться некоторым из них.

К примеру, когда А.А. Бахрушин решил передать государству свой театральный музей, московские власти отказались от этого, сославшись на формальности, возиться с которыми в то время чиновникам не хотелось. В 1909 года выручить мецената согласилась Российская Императорская Академия наук, но и ей потребовалось четыре года, чтобы уладить все организационные вопросы.

А зачастую крупные пожертвования и открытая меценатская деятельность делали явным благосостояние меценатов, что не давало покоя их конкурентам и завистникам. Например, когда известный предприниматель С.И. Мамонтов оказался в трудном финансовом положении в связи с долгами из-за приобретения нескольких заводов, которые требовали крупных капиталовложений, его быстро обвинили в незаконном присвоении денег. Это привело Мамонтова к банкротству и тюремному заключению. В суде стараниями адвоката Ф.В. Плевако мецената удалось оправдать, однако от разорения это его не спасло.

Неудивительно, что многие старались не афишировать свою меценатскую деятельность. Скромностью, если верить современникам, отличались и П.М. Третьяков (основатель Государственной Третьяковской галереи), и С.Т. Морозов, который даже специально просил не афишировать его участие в основании Художественного театра (сегодня – Московский Художественный театр имени А.П. Чехова).

Невзирая на все сложности, русские меценаты продолжали и дальше выполнять свою благородную миссию. В период существования СССР меценатская поддержка была не столь частым явлением, как в дореволюционные годы, однако в советский период из бюджета выделялись достаточно существенные суммы на развитие искусства и культуры. К концу XX века объемы государственного финансирования этой сферы существенно снизились, и, как следствие, сегодня культура и искусство нуждаются в поддержке не меньше, а, может, и больше, чем в во времена расцвета меценатства. Библиотеки, театры и музеи зачастую пребывают в плачевном состоянии, причем это касается даже столичных учреждений, не говоря уже об организациях культуры на местах. Кроме того, в середине XX века стала заметно ослабевать и помощь со стороны меценатов.

Поэтому стала очевидна необходимость в принятии закона, который предоставил бы меценатам ряд стимулов.

 

Закон о меценатстве: попытка № 1

Озаботившись состоянием современной культуры и искусства, группа энтузиастов, в числе которых оказалось немало представителей искусства (к примеру, Станислав Говорухин, Галина Волчек, Николай Губенко и др.), разработали законопроект "О меценатах и меценатстве", который был внесен в Госдуму в декабре 1997 года1.

В документе было дано определение меценатства, прописан порядок оформления договорных отношений между меценатом и получателем помощи (предполагалось, что они должны были заключить договор и заверить его у нотариуса) и приведен перечень конкретных налоговых льгот для стимулирования меценатской деятельности. Однако должной поддержки эта инициатива не нашла. В своем заключении Правительство РФ отметило, что документ противоречит действующему законодательству, и указало: "Требуется уточнить сферу применения и обеспечить терминологическое единство понятийного аппарата". Законопроект находился в "подвешенном" состоянии более 13 лет, а в конце января 2011 года было принято решение его отклонить в первом чтении .

 

Закон о меценатстве: попытка № 2

Обновленный состав инициаторов во главе со Станиславом Говорухиным учел все претензии и приступил к работе над второй версией законопроекта, которую внес на рассмотрение Госдумы уже в ноябре 2012 года. Спустя два года, 4 ноября 2014 года, принятый на основе этого законопроекта закон был подписан президентом. Теперь меценатство официально урегулировано действующим законодательством. Рассмотрим основные положения этого документа.

1

Закреплено понятие меценатской деятельности. Ею является деятельность по безвозмездной передаче имущества, в том числе денежных средств, или прав владения, пользования, распоряжения имуществом и (или) безвозмездные выполнение работ и оказание услуг в сфере культуры и образования в области искусства (ст. 4 закона о меценатской деятельности).

"Закон полезен уже тем, что дает определение меценатской деятельности, формулирует ее цели, регулирует отношения в этой сфере. Ведь до сих пор слова "меценат" в нашем законодательном поле не было. И, кстати, даже деятели культуры частенько путают понятия „меценат“, „спонсор“, „благотворитель“", – подчеркивает главный редактор альманаха социального партнерства "Русский меценат" Аркадий Соснов.

Даже с учетом принятого закона различия меценатства и благотворительной деятельности остаются весьма условными. Для сравнения, благотворительной деятельностью является добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; далее – закон о благотворительности). К слову, именно положения закона о благотворительности ранее фактически и регулировали деятельность меценатов.

Вместе с тем, как отметили авторы законопроекта, на основе которого был принят закон о меценатстве, современная российская меценатская деятельность носит разовый, несистемный и бесконтрольный характер, а закон о благотворительной деятельности устанавливает основы правового регулирования, по существу, только благотворительных организаций (фондов). Даже налоговые льготы в рамках благотворительности предоставляются в основном именно организациям, имеющим статус благотворительных, или лицам, получающим от таких организаций помощь (подп. 12 п. 3 ст. 149, п. 8.2, п. 10 ст. 217, п. 1 ч. 1 ст. 219 НК РФ).

Принятый закон о меценатской деятельности, устанавливая понятие меценатства, обособляет его от благотворительности, что позволяет более точно регулировать оказание меценатской поддержки с учетом всех особенностей этой деятельности. К примеру, меценатство осуществляется исключительно на безвозмездных началах, тогда как благотворительность подразумевает оказание поддержки в том числе и на льготных условиях (ст. 4 закона о меценатской деятельности, ст. 1 закона о благотворительности).

2

Определен круг получателей меценатской помощи. Ими могут быть исключительно некоммерческие организации: государственные, муниципальные или негосударственные (ст. 4 закона о меценатской деятельности). По мнению авторов закона, данное положение позволит избежать злоупотреблений со стороны меценатов в связи с осуществлением меценатской деятельности – например, "отмывания" денег и получения налоговых льгот по НДФЛ по фиктивным договорам о меценатской деятельности между физическими лицами. 

Кстати, физические лица получать меценатскую помощь не могут, но не все эксперты согласны с таким решением законодателя.

 

МНЕНИЕ

Александр Костин

Александр Костин, юрист компании "Хренов и Партнеры":

"В число получателей меценатской поддержки не включены физические лица, осуществляющие творческую деятельность – артисты, художники и т. п. Подобное ограничение видится не вполне обоснованным, учитывая то обстоятельство, что исторически получателями меценатской помощи являлись как раз физические лица, осуществляющие деятельность в области искусства".


 

Также определено, что получателями меценатской помощи не могут быть органы государственной власти и местного самоуправления (п. 3 ст. 5 закона о меценатской деятельности). Таким образом исключена возможность влияния властей на решение мецената об определении получателя поддержки, а также целей и содержания меценатской деятельности.

СОВЕТ

Закон не определяет вид договора, которым следует оформить отношения мецената и получателя меценатской помощи, но наиболее подходящим для этих целей является договор дарения
(ст. 572-581 ГК РФ). При этом меценат, который планирует передать свое имущество в дар, не обязан делать это немедленно - он вправе пообещать сделать это в будущем, зафиксировав свое обещание в письменной форме
(ч. 2 ст. 574 ГК РФ).

3

Установлена необходимость заключать с получателем меценатской помощи договор. Однако никакой конкретики данная норма не содержит. А это значит, что стороны договора должны будут сами определить его вид на основании действующего ГК РФ. Наиболее подходящим для этих целей видится договор дарения (ст. 572 ГК РФ).

4

Определены способы поощрения меценатов. Речь идет о присуждении наград и почетных званий, а также об установлении информационных надписей с именами меценатов на зданиях, сооружениях или территориях, принадлежащих получателям меценатской поддержки (п. 2 ст. 9 закона о меценатской деятельности). Кроме того, законом гарантировано осуществление государством мер экономической поддержки меценатов и организаций, которым они оказывают помощь (п. 1 ст. 8). При этом конкретных мер экономического стимулирования меценатской деятельности новый закон не устанавливает.

"Впервые в новейшей российской истории заявлено, что меценатство – это деятельность во благо общества, что меценатам можно присваивать государственные звания и вручать награды. Объективно закон будет способствовать возрождению и развитию меценатской деятельности в России, привлечению частных инвесторов к сохранению и умножению культурных ценностей страны. Вопрос – в какой мере он будет этому способствовать", – считает Аркадий Соснов.

Законодатель также уточнил, что меценатская поддержка не является основанием для прекращения бюджетного финансирования получателей такой помощи (п. 1 ст. 9 закона о меценатской деятельности).

Отметим, что некоторые эксперты обвиняют закон о меценатской деятельности в избыточном регулировании. Так, Александр Костин считает: "Регламентирование системы поощрения меценатов представляется излишним в связи с тем, что в ранее действовавшем законодательстве отсутствовали какие-либо препятствия для установления подобных мер поощрения". Вместе с тем юрист отметил: "Отсутствие детального регламентирования порядка оказания государственной поддержки меценатской деятельности существенно снижает практическую значимость данных положений закона". 

Сегодня на рассмотрении в Госдуме находятся еще два законопроекта, непосредственно связанных с новым законом о меценатской деятельности. Каких же нововведений можно ожидать в случае их принятия?

Авторы первого законопроекта2 предлагают внести поправки в НК РФ. В частности, документ содержит положение о праве мецената включать средства, направляемые получателям меценатской поддержки, в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль организаций в размере, не превышающем 10% (полученная прибыль исчисляется без учета указанных расходов). Одновременно предусмотрено освобождение некоммерческих организаций-получателей меценатской помощи от уплаты налога на имущество, переданное им меценатами. На данный момент законопроект проходит согласование у председателя Госдумы.

 

МНЕНИЕ

Аркадий Соснов

Аркадий Соснов, главный редактор альманаха социального партнерства "Русский меценат":

"Как бы ни были традиционно бескорыстны российские меценаты, безусловно, главная проблема, препятствующая современной меценатской деятельности, – отсутствие стимулирующих ее экономических (налоговых) льгот. Более того, в ряде случаев мы наблюдаем формально узаконенный абсурд в виде двойного налогообложения даров и пожертвований либо взимания налогов как с дарителя, так и с получателя помощи. В нынешней экономической ситуации налоговые льготы были бы не свидетельством расчетливости или корысти меценатов (как это пытаются представить злопыхатели), а необходимым условием, способствующим привлечению средств в сферу культуры, обделенную государственным финансированием".


 

Второй законопроект3 готовится ответственным Комитетом Госдумы к первому чтению и касается иностранных меценатов – они смогут получать многократную гуманитарную или рабочую визу для въезда в нашу страну. Кроме того, им могут предоставить льготное право на оформление въездных документов, права на работу и на получение гражданства РФ.

 

***

Законодательное регулирование меценатства – это, бесспорно, важный шаг на пути к созданию комфортных условий для развития меценатской деятельности. Однако принятого закона на данный момент явно недостаточно для комплексного регулирования таких отношений, поэтому крайне существенна как судьба находящихся на рассмотрении законопроектов, так и дальнейшая практика по претворению идей законодателя в жизнь.

"Год назад в разговоре со мной вице-премьер Ольга Голодец подчеркнула, что этот закон надо принимать. Принятый ныне закон о меценатской деятельности носит рамочный характер, конкретика в нем не прописана, поэтому его можно расценить как компромисс между разработчиками из Комитета Госдумы по культуре, деятелями культуры и финансистами из Правительства РФ", – отметил Аркадий Соснов. "На очереди принятие законов и подзаконных актов, экономически стимулирующих отныне официально узаконенную меценатскую деятельность. Иначе значение данного закона будет постепенно нивелироваться", – подытожил он.

Теги: Александр Костин, Аркадий Соснов, благотворительность, Госдума, законопроекты, культура, Станислав Говорухин

Источник: ГАРАНТ.РУ



ГАРАНТ.РУ: https://www.garant.ru/article/587351/#ixzz3L6xapZdd