Под мораторий до 2019г. подпадут сборы (в т.ч. экологические), по которым нормативные акты еще разрабатываются или не вступили в силу (458-ФЗ)

 

Правительство России объявило мораторий на экологический сбор

Эксперты считают, что президентская реформа мусорной отрасли провалена

 3 июня 2015, 13:53 — REGNUM  

1 июня решением председателя правительства России Дмитрия Медведева объявлен мораторий до 2019 года на введение лицензирования операторов по обращению с отходами и экологический сбор с производителей. Об этом сегодня, 3 июня, корреспондентуИА REGNUM сообщили в пресс-службе группы компаний «Эко-система».

Напомним, Подмосковье передало формирование системы регулирования отрасли управления отходами её участникам. Правительство региона, не дожидаясь пакета постановлений федеральных министерств, объявило о создании некоммерческой организации, которая за 3−4 месяца должна подготовить всю нормативную базу, необходимую для реформы отрасли

Реформа отрасли, начатая принятием в декабре 2014 года «президентской редакции» федерального закона № 89 «Об отходах производства и потребления», провалена, считают эксперты партнёрства. У государства больше нет ни одного эффективного инструмента стимулирования отрасли и перехода России к цивилизованному рынку обращения с отходами. Новая редакция закона продолжит бездействовать на фоне полного отсутствия подзаконных актов, за работку которых ответственно сразу несколько ведомств.

Пакет постановлений правительства к закону № 89 должен был вступить в силу с 1 июля. 1 июня на совещании у Медведева был одобрен мораторий на ряд неналоговых платежей бизнеса, в частности, до 2019 года производители освобождаются от экологического сбора, а операторы по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов могут продолжать работать без лицензирования. Премьер одобрил предложение Минэкономразвития на введение моратория и поручил правительству в течение двух недель подготовить необходимые правовые акты. Медведев пояснил, что мораторий служит интересам бизнеса и отдельных отраслей в целом: «Если предприниматель точно знает, сколько он должен будет платить и налоговых, и неналоговых платежей сегодня, через месяц, через год или два, он может планировать свой бизнес, и работу ему будет прогнозировать, безусловно, проще. А это не может не сказаться в общем и целом на экономических показателях и бизнеса отдельного, и страны в целом».

Поправки к закону обсуждались семь лет. В последней редакции закон предписывал введение нового института регионального оператора, вводил обязательное лицензирование отрасли, а также экологический сбор с производителей и импортёров товаров. Последний должен был принести государству дополнительные 30 млрд рублей в год, которые даже были заложены в бюджете на 2015 год. Средства фонда планировалось направить на обеспечение регионов новыми объектами коммунальной инфраструктуры. Из-за полного отсутствия подзаконных актов было невозможно понять, чем именно обернется принятие поправок для отрасли. С начала 2015 года было замечено явное замедление инвестиционного темпа. Всего до конца года необходимо было разработать 33 подзаконных акта. Рынок ожидал, что с 1 июля часть вопросов по реализации закона будут сняты.

«Преследуя благую цель о снижении неналоговой нагрузки на бизнес, правительство по сути нивелировало ключевой отраслевой закон. Поправки к закону, которые принимались семь лет, после введения моратория не несут никакого смысла. Правительство закончило реформу сектора, не начав ее. Так как к настоящему моменту также не определен порядок начисления „зеленого тарифа“, то государство в принципе не имеет больше финансовых источников для развития отрасли рециклинга. Единственное, что может теперь стимулировать отрасль — рост тарифов, что, соответственно, приведет к повышению платы для населения. Но и эта крайняя мера не сможет в должной степени удовлетворить все потребности отрасли, которая находится лишь в начале перехода к цивилизованному рынку обращения с отходами», — комментирует гендиректор ОАО УК «Эко-система» Андрей Якимчук.

В России отрасль сбора и утилизации отходов почти не контролируется. Число современных полигонов, построенных с соблюдением всех технологических и природоохранных норм, по-прежнему невелико. Большинство отходов бесконтрольно складируются на несанкционированных свалках или продолжает вывозиться на полигоны, построенные 40−60 лет назад. Более 40% отходов являются ценным вторичным сырьем, но только 7−8% попадает на вторичную переработку. Для развития отрасли необходимы серьёзные инвестиции и долгосрочное планирование. Ни тем, ни другим отрасль пока похвастать не может.

https://www.regnum.ru/news/economy/1930206.html  

 

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев отсрочил увеличение экологических сборов до 2019 года. Это облегчит нагрузку на предпринимателей, считают собеседники "Коммерсантъ FM". Однако угрозы для бизнеса не идут ни в какое сравнение с опасностью для окружающей среды, добавляют они.

Платежи за загрязнение окружающей среды не будут повышать до 2019 года, сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев. По его словам, всего на заседании правительства в понедельник рассматривали около 70 неналоговых платежей. При этом только по пяти действующим нормам принято решение сдерживать рост тарифов. Под мораторий подпадут сборы, по которым нормативные акты еще разрабатываются или не вступили в силу. Даже временное сдерживание платежей облегчит нагрузку на бизнес, уверена член комитета по налогам организации "Деловая Россия" Мария Зайкова.

"Сборы плохо регулируются, придумывают кто во что горазд. Этими сборами можно мешать бизнесу. В каких-то случаях это приводит к отсутствию регламента, в каких-то случаях это просто приводит к штрафам. Это немного поможет сэкономить, немного облегчит отчетность каждому отдельно взятому предприятию, потому что все эти сборы не только собираются, но ты же по ним еще и отчитываешься, заполняешь определенные формы, подаешь в определенные сроки в определенные органы", — уточняет Зайкова.

По данным РБК, ежегодно российские предприниматели платят 1,8 трлн руб. в виде неналоговых сборов, при этом за загрязнение окружающей среды приходится платить около 60 млрд руб. каждый год. Однако ущерб от неэкологического производства гораздо больше, считает президент Палаты налоговых консультантов Дмитрий Черник.

"Экологический налог — это налог, которого нам сегодня остро не хватает. Нужны очень жесткие меры, может быть, даже административные меры по сохранению природной среды, и они должны быть дополнены очень мощным налоговым нажимом. Считается, что благом является снижение налогов и сокращение видов налогов, но экологический налог необходимо вводить в нашей стране. Угроза для бизнеса, конечно, есть, но угроза для всей страны в данном случае совершенно очевидна", — рассказал Черник "Коммерсантъ FM".

Ранее бизнес-сообщество предлагало полностью отменить экологический и торговый сборы, а также платежи за использование авторских прав. Позднее газета "Коммерсантъ" сообщила, что Кабмин не согласился на такие шаги. Заморозка неналоговых платежей не отразится на бюджетах разных уровней, считает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.

"Разного рода сборы, в том числе, и таможенные ввозные и вывозные пошлины, создают огромную сумму неналоговых платежей по отношению к налогам, поступающим в бюджет. Но когда мы говорим об основных неналоговых платежах, то их сумма относительно невелика для бюджета. Действительно, совсем незначительная сумма как для федерального бюджета, так и для региональных и даже для местных. Любые решения, которые на таком высоком правительственном уровне будет приниматься и касаться хозяйствующих субъектов, во многом будут и определять стабильность экономической ситуации", — заключил Климанов.

По словам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, мораторий не будет распространяться на страховые платежи банков.

Георгий Устинов
Подробнее:https://www.kommersant.ru/doc/2739504

 

Меню