О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения

На сайтеhttps://regulation.gov.ru размещен текст проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения»

Проект постановления Правительства Российской Федерации
‎"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее – проект постановления) предусматривает внесение изменений в следующие нормативные правовые акты:

а) Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2013 г. № 317 (далее – Положение № 317);

б) Правила уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2013 г.
‎№ 347 (далее – Правила № 347);

в) Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая
‎2013 г. № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Постановление № 406);

г) Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля
‎2013 г. № 644 (далее – Правила № 644);

д) Типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 645 (далее – Типовые договоры);

е) Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от
‎4 сентября 2013 г. № 776 (далее – Правила № 776).

Внесение изменений в Положение № 317 обусловлено необходимостью дополнения перечня мероприятий плана снижения сбросов такими мероприятиями, как строительство (включая проектирование) новых, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение сооружений по обработке осадка сточных вод, канализационных коллекторов (сетей) для перенаправления неочищенных сточных вод на очистные сооружения.

Корректировка Правил № 347 связана с необходимостью синхронизации механизма вычета из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных Правилами № 347, с аналогичным механизмом, закрепленным в статье 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Предусмотренное исключаемым абзацем вторым пункта 5 Правил № 347 положение о том, что вычитание суммы затрат на реализацию природоохранных мероприятий производится из платы за негативное воздействие на окружающую среду только по тем показателям, по которым в соответствии с планом предусматривается снижение объема сбросов загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, в указанном федеральном законе отсутствует.

Целью дополнения Постановления № 406 пунктом 7 является необходимость учета при установлении тарифов недополученных доходов организаций, осуществляющих водоотведение, связанных с изменением порядка исчисления платы за негативное во на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренных проектом постановления.

Проект постановления в части корректировки Правил № 644 подготовлен
‎в том числе в рамках исполнения пункта 2 Перечня поручений Первого Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 15 июня 2015 г. № ИШ-П13-3888 по итогам заседания Исполнительного комитета Консультативного совета по иностранным инвестициям в России 23 апреля 2015 г. и пункта 3 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 26 октября 2015 г. № ДМ-П13-7296 по итогам XXIX заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России от 19 октября 2015 г. (далее – Поручения).

Изменения в Правила № 644 направлены в первую очередь на снижение финансовой и контрольной нагрузки на абонентов организаций водопроводно-канализационного хозяйства (далее – ВКХ) при осуществлении контроля за составом и свойствами сточных вод абонентов и расчете платы за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения. Проектом постановления предусматривается смягчение требований к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

Так, в приложении № 3 к Правилам № 644 устанавливаются более мягкие нормативы по таким веществам, как сульфаты, медь, мышьяк, алюминий, железо, фенолы, для централизованных общесплавных систем водоотведения также по показателям "БПК5", "ХПК", при применении организацией, осуществляющей водоотведение, термических методов обезвреживания осадка сточных вод также по хрому, никелю, кадмию.

Исключается установление требований по показателю "индекс токсичности", "минерализация", "кратность разбавления", вместо требований по показателю "стронций" (который во многих случаях содержится в подземной природной воде и не оказывает существенного воздействия на сооружения канализации) вводится норматив по показателю "полихлорированные бифенилы", которые являются особо опасными, канцерогенными веществами.  

Также существенно смягчены требования по таким показателям как "нефтепродукты", "БПК5", сульфаты и хлориды (при сбросе в ливневые системы водоотведения).

В приложении № 2 к Правилам № 644 во избежание риска взимания
‎с абонентов двойной платы исключена регламентация как запрещенного, сброса загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренных приложением
‎№ 3 к Правилам № 644.

Проектом постановления предусматривается исключение из Правил
‎№ 644 жесткого положения о необходимости обеспечивать требования к составу и свойствам сточных вод только путем наличия локальных очистных сооружений. Абонентам предоставлено право выбирать наиболее эффективный для них способ достижения установленных требований к составу и свойствам сточных вод путем разработки и утверждения плана по достижению требований к составу и свойствам сточных вод (далее – план по достижению требований), предусматривающего выполнение одного или нескольких из следующих мероприятий:

а) строительства или модернизации локальных очистных сооружений, а также очистки сточных вод абонента с использованием локальных очистных сооружений, принадлежащих третьим лицам;

б) создания систем оборотного водоснабжения;

в) внедрения технологий производства продукции (товаров), оказания услуг, проведения работ, обеспечивающих снижение содержания загрязняющих веществ в составе сточных вод;

г) передачи сточных вод для очистки специализированным организациям по договору;

д) заключения договора между организацией ВКХ и абонентом.

При этом устанавливается, что абоненты обязаны разработать план по достижению требований и утвердить его по согласованию с организацией, осуществляющей водоотведение, только в случае, если они допустили неоднократное (два и более раза в течение календарного года) осуществление запрещенного сброса или грубое нарушение требований, установленных Правилами № 644. Критерии грубого нарушения требований установлены приложением № 3 к Правилам № 644.

Данное требование будет распространяться на всех абонентов,
‎в отношении которых действуют требования к составу и свойствам сточных вод, установленные Правилами № 644 в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

Соответственно, целесообразность наличия приложения № 4 (в действующей редакции) перестает быть актуальной.

В рамках исполнения абзаца третьего пункта 2 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева 1 июня 2015 г. (протокол № ДМ-П13-48пр) сроки разработки и утверждения плана по достижению требований продлены до 1 января 2019 года. В то же время в случае невыполнения абонентами мероприятий утвержденного плана по достижению требований в предусмотренные планом сроки, начиная с 1 января 2019 года и до даты устранения нарушений, к плате таких абонентов за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, рассчитанной в соответствии с Правилами № 644, дополнительно применяется коэффициент 2.

В целях реализации Поручений проектом постановления устанавливается, что организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, и абонент вправе заключить договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения), предусматривающий прием сточных вод с превышением требований, установленных приложением № 3 (по показателям, относящимся к технологическим показателям работы данных очистных сооружений, при условии, что согласно результатам технического обследования очистные сооружения могут быть дополнительно нагружены без ухудшения качества очистки сточных вод и эффективности обработки осадка сточных вод, с сохранением существующей возможности утилизации осадка сточных вод) (за исключением требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети). Стоимость услуг по такому договору определяется соглашением сторон.

Существенно облегчается и делается более удобным процедура подачи абонентами декларации о составе и свойствах сточных вод: абонентам предлагается типовая форма декларации, декларацию на очередной год разрешается подавать не до 1 июля предшествующего года, а в течение всего предшествующего года. Кроме того, согласно проекту постановления абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, декларацию о составе и свойствах сточных вод не требуется подавать в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор, эта обязанность полностью перекладывается на организации ВКХ (после получения декларации от абонента и ее проверки на соответствие требованиям Правил № 644).

При этом повышается значение декларации, так как оплата на основании результатов контрольной пробы осуществляется только если в контрольной пробе сточных вод, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение, фактическое значение по какому-либо показателю в 1,5 и более раза отличается от значения, заявленного абонентом в декларации.

В то же время при выявлении 2 и более раза в течение календарного года в контрольной пробе сточных вод, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение, фактического значения по одному и тому же показателю в 2 и более раза больше, чем заявлено абонентом в декларации, коэффициент воздействия (КВ) по такому показателю увеличивается в 2 раза (до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев). В течение этого срока абонент обязан внести изменения в декларацию с учетом анализов контрольных проб сточных вод, отобранных организацией, осуществляющей водоотведение.

Проектом постановления существенно меняется система исчисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Так, все показатели, указанные в приложении № 3, делятся на несколько групп, исходя из схожести влияния однородных показателей. При этом в группах № 1 и № 3 учитывается только максимальная из кратностей превышения.

Одновременно каждому показателю присваивается коэффициент воздействия (в зависимости от степени опасности показателя), на который умножается плата по такому показателю, что позволяет более дифференцированно исчислять размер платы.

Также вносятся изменения в формулу пункта 123 Правил № 644, предусматривающие более четкое определение объемов сточных вод, используемых при расчете платы, исключающие необходимость платежа за весь объем сточных вод при наличии у абонента прибора учета сточных вод на конкретном выпуске или подаче им в установленном порядке баланса водопотребления и водоотведения.

Проектом постановления вводится положение о том, что в случае, если в соответствии со сведениями о качестве питьевой воды, размещенными в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет"), показатели состава и свойств питьевой воды, подаваемой организацией, осуществляющей в отношении абонента одновременно водоснабжение и водоотведение, превышают соответствующие значения, установленные приложением № 3, при расчете платы такого абонента за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за величину допустимой концентрации принимаются значения указанных показателей питьевой воды, увеличенные в 1,1 раза (средняя величина погрешности).

В соответствии с проектом постановления в Правилах № 644 закрепляются определения понятий "самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения" и "самовольное подключение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения". Указанные понятия неоднократно используются в Правилах № 644, однако
‎в настоящее время их определения нормативно не закреплены, что вызывает их неоднозначное понимание и судебные разбирательства.

Проектом постановления предусматривается переход на внесение предоплаты по договорам холодного водоснабжения, водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения. Данное изменение вызвано тем, что на сегодняшний день организации ВКХ получают оплату за водоснабжение и водоотведение по истечении периода, в течение которого осуществлялось водоснабжение и водоотведение. При этом в сфере электроснабжения, газоснабжения и теплоснабжения уже в течение многих лет предусматривается внесение авансовых платежей (предоплаты), что ставит организации ВКХ в неравные условия по сравнению с организациями, осуществляющими указанные виды деятельности.

Данная мера позволит минимизировать кассовые разрывы и снизить потребность организаций ВКХ в займах и кредитах для восполнения недостатка оборотных средств. Следует отметить, что предлагаемые проектом постановления изменения в части предоплаты не будут распространяться на население и исполнителей коммунальных услуг.

Следует отметить, что указанная новелла соответствует поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации
‎А.В. Дворковича от 17 июня 2015 г. № АД-П9-3991 о внесении изменений в нормативные правовые акты в части синхронизации расчетов между ресурсоснабжающими организациями, а также введения авансирования оплаты за коммунальные ресурсы государственными (муниципальными) учреждениями и казенными предприятиями.

Согласно проекту постановления предполагается внесение платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения
‎в том числе для абонентов, осуществляющих определенные виды деятельности, в случае технической невозможности осуществить отбор проб сточных вод, в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам или если объект абонента расположен во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения.

Указанные абоненты фактически оказывают негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, однако в отношении них не действует обязанность по подаче декларации о составе и свойствах сточных вод либо отсутствует техническая возможность осуществить отбор проб сточных вод.

В приложении № 1 к Правилам № 644 увеличиваются минимальные нормы водообеспечения при водоснабжении населения путем подвоза воды, так как нормы, действующие в существующей редакции приложения № 1 к Правилам № 644, заимствованы из нормативов водообеспечения при чрезвычайных ситуациях, допустимы в течение непродолжительного времени и не позволяют обеспечить комфортную жизнедеятельность населения в течение длительного времени.

Также проектом постановления в Правила № 644 вносятся уточнения
‎и дополнения, направленные на устранение внутренних противоречий
‎и неопределенностей данного нормативного правового акта.

Внесение изменений в Типовые договоры обусловлено необходимостью устранения внутренних противоречий и неопределенностей данного нормативного правового акта (в том числе противоречий в употреблении понятий "технические условия", "условия подключения (технологического присоединения)", "нормативы по объему", "нормативы водоотведения по составу" и др.), а также синхронизации изменяемых положений Правил № 644 и соответствующих положений типовых договоров.

Из условий Типовых договоров исключается положение о необходимости указывания конкретного размера тарифа, действующего на момент заключения договора, так как для организаций ВКХ, не имевших ранее заключенных договоров, являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, получение тарифа является на сегодняшний день невозможным, в то же время наличие положения Типовых договоров о необходимости указания конкретного размера тарифа делает одновременно невозможным и заключение договоров до установления тарифа, что создает неразрешимую проблему и порождает многочисленные судебные споры.

Согласно проекту постановления, в Правила № 776 (как и в соответствующей части в Правила № 644), вносятся изменения, предусматривающие возможность использования при расчетах за услугу водоотведения и платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения баланса водопотребления и водоотведения абонента. Возможность применения указанного баланса предусматривалась ранее Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167.

Восстановление возможности использования баланса водопотребления
‎и водоотведения вызвано необходимостью урегулирования вопроса об определении объемов сброшенных сточных вод в случае, когда отсутствует техническая возможность установки прибора учета сточных вод или у абонента отсутствует обязанность по его установке и, при этом, абонент использует воду в составе выпускаемой продукции, производстве тепловой энергии или у абонента имеются самостоятельные выпуски в водные объекты или два и более канализационных выпуска в централизованную систему водоотведения.

https://regulation.gov.ru/projects#npa=46659

Меню

Новости экологии