Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Могут ли хозяйствующие субъекты быть привлечены к административной ответственности за отсутствие программы производственного экологического контроля?

Отвечает Генеральный директор Центра Борис Кокотов:

В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 2 статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

На основании изложенного, программу производственного экологического контроля разрабатывают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Согласно пункту 2 статьи 26 ФЗ «Об отходах производства и потребления» производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу данного Федерального закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции данного Федерального закона).

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 12 указанного Федерального закона данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением положений, для которых данной статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2. ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, – объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

Необходимо отметить, что критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 указанной статьи Федерального закона присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

На основании изложенного, программу производственного экологического контроля разрабатывают юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена соответствующая категория.

В соответствии с пунктом 4 статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 8 статьи 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании изложенного, требования к содержанию программы производственного экологического контроля, срокам представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

При этом форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методические рекомендации по ее заполнению в настоящее время не утверждены.

Ввиду того, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в течение  двух лет со дня принятия Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», т.е. с 1 января 2015 года, программа производственного экологического контроля в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» может быть разработана после 1 января 2017 года.

При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели не обязаны разрабатывать программу производственного экологического контроля в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» до 1 января 2017 года.

В соответствии с абзацем 2 статьи 12 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» стандартизация осуществляется в соответствии, в том числе, с принципом добровольного применения документов в области стандартизации.

На основании абзаца 2 статьи 13 указанного Федерального закона к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся, в том числе, национальные стандарты.

Необходимо отметить, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии не было уполномочено Правительством Российской Федерации на определение требований к содержанию программы производственного экологического контроля, а также утверждение формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, методических рекомендациях по ее заполнению.

На основании изложенного, ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля», утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июля 2014 года № 710-ст, и ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения», утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июля 2014 года № 711-ст, приняты государственным органом, не уполномоченным Правительством Российской Федерации на принятие данного документа и не могут регулировать отношения, возникающие в связи с разработкой программы производственного экологического контроля, оформлением результатов осуществления производственного экологического контроля, предоставлением форм отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

При этом ГОСТ Р 56061-2014 и ГОСТ Р 56062-2014 являются документами в области стандартизации и применяются добровольно.

Указанный вывод подтверждается, в том числе, Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10 августа 2015 года № ОД-03-01-32/13926.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Федерального закона юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании изложенного, юридические лица и индивидуальные предприниматели не обязаны разрабатывать программу производственного экологического контроля и предоставлять отчетность о результатах осуществления производственного экологического контроля до установления:

  • требований к содержанию программы производственного экологического контроля;
  • сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
  • форм отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
  • методических рекомендаций по заполнению форм отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели не могут быть привлечены к административной ответственности за отсутствие программы производственного контроля.

https://www.ecours.ru/ru/

Меню

Новости экологии