Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Какие требования установлены действующим законодательством для сбора и очистки дождевых стоков с площадок, которые не имеют твердого покрытия и какие последствия (в том числе плата за НВОС) влечет их несоблюдение?

Отвечает Генеральный директор Центра Борис Кокотов:

В соответствии с пунктом 15 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87) раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» должен состоять из, в том числе, подраздела «Система водоотведения».

При этом в соответствии с пунктом 18 указанного нормативного правового акта подраздел «Система водоотведения» раздела 5 должен содержать в текстовой части, в числе прочего решения в отношении ливневой канализации и расчетного объема дождевых стоков.

В соответствии с пунктом 1.3. Временной инструкции по проектированию сооружений для очистки поверхностных сточных вод СН 496-77 (утв. Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 23 июня 1977 года № 78) поверхностные сточные воды с внеселитебных территорий (промышленных предприятий, складских хозяйств, автохозяйств и др.), а также с особо загрязненных участков, расположенных на селитебных территориях городов (бензозаправочные станции, стоянки автомашин, крупные автобусные станции и др.), должны подвергаться очистке на локальных или кустовых очистных сооружениях перед сбросом их в водоемы или сеть дождевой канализации.

В соответствии с пунктом  1.8 указанного нормативного документа в районах нового строительства очистные сооружения должны входить в состав проектов коллекторов дождевой канализации. В проектах планировки этих районов должны быть предусмотрены места для размещения очистных сооружений.

В соответствии с пунктом 5.51 СП 18.13330.2011 Генеральные планы промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-89-80* (утв. Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 года № 790) на земельных участках объектов следует, как правило, предусматривать закрытую систему дождевой канализации.

Также на основании пункта 1.2 Строительных норм и правил СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения (утв. Постановлением Госстроя СССР от 21 мая 1985 года № 71) в системе дождевой канализации должна быть обеспечена очистка наиболее загрязненной части поверхностного стока, образующегося в период выпадения дождей, таяния снега и мойки дорожных покрытий, т.е. не менее 70% годового стока для селитебных территорий и площадок предприятий, близких к ним по загрязненности, и всего объема стока для площадок предприятий, территория которых может быть загрязнена специфическими веществами с токсичными свойствами или значительным количеством органических веществ.

Необходимо отметить, что с 1 января 2013 года вступил в силу СП 32.13330.2012 Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85 (утв. Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/11). Данный свод правил устанавливает нормы проектирования для вновь строящихся и реконструируемых систем наружной канализации постоянного назначения городских и близких к ним по составу производственных сточных вод, а также дождевой канализации. При этом свод правил не распространяется на системы канализации большей мощности (более 300 тыс. м3/сут).

Необходимо отметить, что требования к организации системы ливневой (дождевой) канализации содержатся в документах, регулирующих деятельность организаций отдельных видов.

Так, в соответствии с пунктом 2.9 Санитарных правил для автотранспортного предприятия с топливозаправочным пунктом, осуществляющего заправку и эксплуатацию автомобилей на диметиловом эфире. СП 2.2.1.2263-07 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 августа 2007 года № 62) территория должна быть озеленена, ограждена, иметь асфальтовое покрытие стоянок, проезжих и пешеходных путей, оборудована системой ливневой канализации с нефтеловушками.

Также в соответствии с пунктом 3.3.30 Постановления Федерального горного и промышленного надзора России от 5 июня 2003 года № 56 «Об утверждении Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности производственные здания и территории установок должны быть оборудованы закрытой промышленной канализацией для отвода промышленных стоков, грунтовых и ливневых вод.

На основании пункта 2.8 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01 (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 сентября 2001 года) на территории организации следует предусматривать устройство для ливневой канализации с соответствующим уклоном, а также устройство поливочных кранов для уборки территории.

Необходимо отметить, что состав и правила оформления рабочих чертежей наружных сетей водоснабжения и канализации объектов строительства всех отраслей промышленности и народного хозяйства установлены Межгосударственным стандартом ГОСТ 21.604-82. Система проектной документации для строительства. Водоснабжение и канализация. Наружные сети. Рабочие чертежи (утв. 14 декабря 1982 года).

Также необходимо отметить следующее.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно пункту 2 статьи 16 указанного Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Таким образом, обязательным условием осуществления сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду является наличие разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствуют нормативные документы, регламентирующие порядок нормирования сброса загрязняющих веществ со сточными, в т.ч. дождевыми водами на рельеф местности.

Таким образом, ввиду невозможности нормирования указанного сброса, осуществление данного сброса как организованным способом, так и неорганизованным невозможно.

На основании изложенного, для предотвращения осуществления сброса загрязняющих веществ со сточными (в том числе, дождевыми) водами на рельеф местности необходимо обеспечить организованное отведение данных вод с территории предприятия в систему канализации или водный объект.

В соответствии с пунктом 13 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (утв. Приказом Минприроды России от 9 января 2013 года № 2) разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дм3), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод:

  • в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (НДС);
  • в пределах лимитов на сбросы.

На основании изложенного, сброс загрязняющих веществ в водные объекты может осуществляться исключительно через определенные выпуски, указанные в разрешении на сброс.

При этом сброс загрязняющих веществ в водные объекты неорганизованным стоком действующим законодательством не предусмотрен.

В соответствии со статьей 75 ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается, в том числе, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Также в соответствии со статьей 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Федерального закона  действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, – влекут наложение административного штрафа на юридических лиц – от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 указанной статьи, – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от семисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Также необходимо отметить, что в соответствии со статьей  6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 2 статьи 8.6. указанного Федерального закона уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Также в соответствии с частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

На основании изложенного, сброс загрязняющих веществ на рельеф местности без разрешения образует состав административных правонарушений, предусмотренных статьями  8.1, 8.6, 8.8 КоАП РФ.

Важно отметить, что в соответствии с абзацем 8 подпунктом «б» пункта 14 статьи 1 Федерального закона от 21 октября 2013 года № 282-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 65 Водного кодекса Российской Федерации «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы» дополнена пунктом 7 следующего содержания:

«7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;».

Таким образом, в соответствии с подпунктом 7 пункта 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс РФ) в границах водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод.

На основании изложенного, поступление загрязняющих веществ со сточными водами по рельефу местности в водный объект является нарушением ст. 65 Водного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ), несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Также в соответствии с частью 2 статьи 8.6 указанного Федерального закона уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Также в соответствии с частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

На основании изложенного, сброс загрязняющих веществ на рельеф местности без разрешения образует состав административных правонарушений, предусмотренных статьями  8.1, 8.6, 8.8 КоАП РФ.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Таким образом, сброс сточных, в том числе дренажных, вод в границах водоохранных зон водных объектов, в том числе, путем поступления сточных вод по рельефу местности, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.42 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды»), юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

При этом вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

В свою очередь, вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно подпункту «а» пункта 2 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утв. Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 года № 238 (далее – Методика), данной Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам, в результате, в том числе химического загрязнения почв в результате поступления в почвы химических веществ или смеси химических веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций химических веществ в почвах.

В свою очередь, в соответствии с абзацем 1 пункта 5 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утв. Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 года № 87, исчисление размера вреда, причиненного водным объектам (далее – исчисление размера вреда), осуществляется при выявлении фактов нарушения водного законодательства, наступление которых устанавливается по результатам государственного контроля и надзора в области использования и охраны водных объектов на основании натурных обследований, инструментальных определений, измерений и лабораторных анализов.

На основании изложенного, сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод на рельеф местности, результатом которого является превышение нормативов качества окружающей среды (в отношении почв), образует основание для исчисления и взыскания вреда, причиненного почвам, в соответствии со статьей 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» и положениями Методики.

Необходимо отметить, что обширная практика арбитражных судов по вопросу привлечения к административной ответственности за отсутствие ливневой системы канализации отсутствует.

При этом в соответствии с Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2013 года № 09АП-38841/2012-АК по делу № А40-104929/12-120-1031 отсутствие у организации ливневой канализации на территории производственной базы образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.

https://www.ecours.ru/ru/

Меню

Новости экологии