Каким образом можно изменить категорию водного объекта рыбохозяйственного значения?

Отвечает Генеральный директор Центра Борис Кокотов:

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов») к водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства.

В соответствии с пунктом 2 Категориий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностями добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства (Приложение к Приказу Федерального агентства по рыболовству от 17 сентября 2009 года № 818) (далее – Категории) информация о категории водного объекта рыбохозяйственного значения в установленном порядке вносится в государственный рыбохозяйственный реестр.

Таким образом, критерием отнесения водного объекта к водному объекту рыбохозяйственного значения является использование или возможность его использования для добычи (вылова) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства.

В соответствии со статьей 31 Водного кодекса РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

В соответствии с частью 3 указанной статьи Федерального закона государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

В государственный водный реестр включаются документированные сведения, в том числе:

1) о бассейновых округах;

2) о речных бассейнах;

3) о водохозяйственных участках;

4) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;

5) о водохозяйственных системах;

6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении.

В соответствии с частью 10 статьи 31 Водного кодекса РФ ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Положения о ведении государственного водного реестра (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года № 253) (далее – Положение) ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В соответствии с пунктом 6 Положения реестр содержит разделы «Водные объекты и водные ресурсы», «Водопользование» и «Инфраструктура на водных объектах».

При этом в раздел «Водные объекты и водные ресурсы» реестра включаются сведения:

а) о бассейновых округах;

б) о речных бассейнах;

в) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 12 Положения Федеральным агентством водных ресурсов вносятся в реестр сведения, предоставляемые на безвозмездной основе Федеральным агентством по рыболовству – о водных объектах рыбохозяйственного значения.

На основании изложенного, информация об отнесении водного объекта к водному объекту рыбохозяйственного значения вносится в государственный рыбохозяйственный реестр, сведения из которого являются источником информации о рыбохозяйственном значении водного объекта для государственного водного реестра.

В соответствии с Правилами ведения государственного рыбохозяйственного реестра (утв. Правительства РФ от 12 августа 2008 года № 601) (далее – Правила) государственный рыбохозяйственный реестр (далее – реестр) представляет собой систематизированный свод документированной информации о водных биологических ресурсах, об их использовании и сохранении и находится в федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 5 указанного нормативного правового акта в реестр вносится документированная информация, в том числе, о рыбохозяйственных бассейнах и водных объектах рыбохозяйственного значения, включая:

  • название рыбохозяйственного бассейна;
  • перечень водных объектов, расположенных в границах рыбохозяйственных бассейнов, на которых осуществляется рыболовство;
  • информацию о водных объектах, расположенных в границах рыбохозяйственных бассейнов, на которых осуществляется рыболовство, в том числе об их физико-географических характеристиках.

В соответствии с пунктом 7 Правил форма реестра и инструкция по внесению в него информации утверждаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2  Инструкции по внесению документированной информации в государственный рыбохозяйственный реестр (утв. Приказом Росрыболовства от 23 апреля 2009 года № 346) (далее – Инструкция) внесению в Реестр подлежит документированная информация, предусмотренная пунктом 5 Правил и предоставляемая в Росрыболовство в соответствии с пунктом 8 Правил органами государственной власти, капитанами морских портов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также получаемая Росрыболовством самостоятельно (далее – источники информации).

На основании пункта 19 Инструкции внесение в Реестр изменений, инициированных источником информации, производится в установленном для внесения информации в Реестр порядке.

На основании изложенного юридические лица вправе инициировать внесение изменений в государственный рыбохозяйственный реестр, в том числе, в части исключения из реестра информации о водных объектах, как водных объектов рыбохозяйственного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс РФ) государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.

В соответствии с частью 4 указанной статьи Федерального закона государственный мониторинг водных объектов включает в себя:

1) регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, а также за режимом использования водоохранных зон;

2) сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений;

3) внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр;

4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.

При этом согласно части 5 статьи 30 Водного кодекса Российской Федерации государственный мониторинг водных объектов состоит из:

1) мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

2) мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;

3) мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;

4) наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и водоотведении.

На основании изложенного, регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, осуществляются в рамках государственного мониторинга водных объектов.

При этом в соответствии с пунктом 6 Положения о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (утв. Постановлением Правительства РФ от 9 августа 2013 года № 681) государственный фонд является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку и анализ данных, а также включающей в себя:

а) данные, содержащиеся в базах данных подсистем единой системы мониторинга;

б) результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;

в) данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно пункту 4 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных (утв. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 года № 994) мониторинг водных биологических ресурсов является частью государственного мониторинга окружающей среды.

При этом в соответствии с пунктом 8 указанного Положения организация и осуществление мониторинга проводятся Федеральным агентством по рыболовству, подведомственными ему научно-исследовательскими организациями и федеральными государственными учреждениями – бассейновыми управлениями по сохранению, воспроизводству водных биоресурсов и организации рыболовства, а также федеральным государственным бюджетным учреждением «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» и его филиалами.

На основании изложенного заинтересованное юридическое лицо вправе обратиться в подведомственные Федеральному агентству по рыболовству научно-исследовательские организации и (или) соответствующее бассейновое управление по сохранению, воспроизводству водных биоресурсов и организации рыболовства, а также федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» и его филиалы для проведения мониторинга водных биологических ресурсов в конкретном водном объекте в целях определения отсутствия признаков, позволяющих относить водный объект к водному объекту рыбохозяйственного назначения –  использование или возможность его использования для добычи (вылова) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства.

После получения результатов мониторинга заинтересованное юридическое лицо вправе обратиться в Федеральное агентство по рыболовству с заявлением о внесении изменений в государственный рыбохозяйственный реестр, в части исключения из реестра информации о водном объекте, как водном объекте рыбохозяйственного значения.

В соответствии с пунктом 2 Порядка представления и состава сведений, представляемых Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству для внесения в государственный водный реестр (утв. Приказом МПР России от 30 ноября 2007 года № 315) Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству ежегодно в срок до 15 марта года, следующего за отчетным, представляет в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр сведения, актуализированные по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

На основании изложенного, изменения, внесенные в государственный рыбохозяйственный реестр, представляются Федеральным агентством по рыболовству в Федеральное агентство водных ресурсов для включения в государственный водный реестр ежегодно в срок до 15 марта года, следующего за отчетным.

https://www.ecours.ru/ru/

Меню

Новости экологии