Юридическим департаментом Центра подготовлено Юридическое заключение по вопросу о правомерности требований государственных органов осуществлять производственный экологический контроль на основании лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях
Основные выводы заключения:
1.В соответствии с положениями Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды осуществляется:
· при проведении государственного экологического мониторинга;
· при проведении производственного экологического контроля.
При этом государственный экологический мониторинг осуществляется исключительно уполномоченными органами исполнительной власти;
2.Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий осуществляют производственный контроль в соответствии с программой производственного экологического контроля.
При этом программа производственного экологического контроля содержит, в том числе, сведения об аккредитованных испытательных лабораториях;
3.Результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды, являются информацией, используемой уполномоченными органами исполнительной власти для формирования государственного фонда данных государственного экологического мониторинга;
4.Действующее законодательство не содержит требований о необходимости осуществления мониторинга состояния окружающей среды в качестве самостоятельной обязанности хозяйствующих субъектов вне рамок производственного экологического контроля;
5.Деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях подлежит лицензированию.
При этом в рамках деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях выполняются работы по определению уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства;
6.Действующее законодательство отождествляет понятия «деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях» и «деятельность гидрометеорологической службы».
При этом мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды является элементом деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, т.е. осуществляется гидрометеорологической службой;
7.Субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие производственный экологический контроль, не являются участниками гидрометеорологической службы, и не осуществляют деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
8.Одним из обязательных условий осуществления деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях на основании лицензии является передача лицензиатом информации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;
9.Информацию в государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении обязаны представлять участники деятельности гидрометеорологической службы – индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность на основании лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
10.Требование государственных органов о необходимости осуществления производственного экологического контроля на основании лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, в том числе, за пределами промышленной площадки, не соответствует действующему законодательству.
При этом наличие лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях для целей соблюдения требований ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», не имеет самостоятельного правового значения.
https://www.ecours.ru/ru/