Промышленные фильтры Donaldson

Donaldson Torit DCE, Downflo® Oval, Ultra-Web, ECB Work Station и др. Оперативные поставки фильтров Donaldson по России. В наличии 20 000 фильтров для ДВС и Спецтехники. Официальный сайт дистрибьюции Donaldson в России - www.donaldson.com.ru

Рекомендации парламентских слушаний на тему: развитие рыбохозяйственной отрасли. 18.06.12г.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ШЕСТОГО СОЗЫВА

 

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ЭКОЛОГИИ

 

 

«18» июня 2012 г.                                           Государственная Дума, Малый зал

 

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

 

парламентских слушаний на тему: «Проблемы и перспективы развития рыбохозяйственной отрасли в условиях

присоединения России к Всемирной Торговой Организации»

 

Проведя с участием депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение проблем и перспектив развития рыбохозяйственной отрасли в условиях присоединения России к Всемирной Торговой Организации, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

По мере все большего обострения в мире продовольственного кризиса возникает проблема перераспределения аграрного производства на землях сельскохозяйственного назначения в тех странах, где эти земли используются неэффективно или вообще выведены из производственного цикла. Практика показывает, что многие сложные проблемы, порожденные социально-экономическим процессом, могут быть решены только на межгосударственном или наднациональном уровне, в связи с чем сложно переоценить значимость международных организаций в сфере агропромышленного производства и агропродовольственного рынка.

В настоящее время в данной сфере действует целый ряд международно-правовых актов и международно-правовых организаций, в числе которых особую роль играет Всемирная торговая организация (ВТО).

Россия официально принята во Всемирную торговую организацию - протокол о присоединении с российской стороны подписан 16 декабря 2011 года. Полноправным членом организации Российская Федерация станет не позднее 23 июля текущего года.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

Особую озабоченность представителей науки и бизнес-сообщества вызывает то, что снижение таможенных барьеров на импорт и экспорт товаров, выравнивание внутренних и мировых тарифов на энергоносители и транспортные перевозки, запрет любых форм поддержки национальных товаропроизводителей со стороны государства может поставить в крайне невыгодные условия ряд российских отраслей народного хозяйства, в том числе сельское и рыбное хозяйство, так как эти виды хозяйственной деятельности развиваются в России в заведомо тяжелых климатических условиях, а без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно.

Ряд специалистов высказывает опасения относительно того, что выравнивание внутренних и международных тарифов на транспортные перевозки является особенно важным для распространения продукции морского рыболовства в континентальные регионы страны, и не только снизит конкурентоспособность российских производителей, но приведет к потере достижений Росрыболовства в направлении расширения торговли рыбной продукцией и повышения спроса на отечественные товары. В перспективе такая ситуация может привести к возвращению дальневосточных предприятий к сбыту водных биоресурсов и готовой продукции в Китай, Корею и Японию, организаций Северного бассейна – в Норвегию, Данию и другие европейские страны. Необходимо отметить, что такие процессы могут стать очевидной угрозой экономической независимости рыбохозяйственной отрасли и продовольственной безопасности государства.

Кроме того, ряд аналитиков говорит о невозможности свободного использования государственных дотаций и других видов господдержки, так как в статьях ГАТТ речь идёт о недискриминационном применении количественных ограничений. Этот вопрос требует детальной проработки специалистов по международному праву.

Рыбохозяйственный комплекс на протяжении последних лет демонстрирует положительную динамику по всем основным социально-экономическим показателям.

За последние 5 лет среднегодовой темп роста вылова составил 4,8%
 (171 тыс. тонн.). По итогам 2011 г. российскими рыбаками получен лучший результат по вылову водных биоресурсов за последние 10 лет: суммарный вылов (без учета аквакультуры и спортивно-любительского рыболовства) превысил 4 млн. 200 тыс. тонн, что составляет 105,6 % к уровню 2010 года и на 46 % превышает показатели самого кризисного для отрасли 2004 года.

На фоне роста основных показателей продолжается положительная динамика роста ВВП и валовой добавленной стоимости.

За  последние 5 лет среднегодовой темп роста ВВП в текущих ценах составил более 10 %. Только в 2011 году темп роста ВВП в рыбной отрасли достиг 12,9 %, что более чем в 3 раза превзошел среднероссийский показатель (4,3 %).

В 2011 г. по отношению к 2010 г. сальдированный финансовый результат в рыбной отрасли увеличился на 29,2% (до 14,4 млрд. руб.).

Произведено товарной пищевой рыбной продукции за 2011 год -
4,8 млн. тонн (рост к 2010 году – 6,8 %).

Особо следует отметить наметившуюся динамику увеличения экспорта переработанной рыбной продукции и снижения ее поставок из-за рубежа.

Таким образом,растущее потребление рыбы в нашей стране обеспечивается преимущественно отечественной продукцией. Происходит замещение импортной продукции.

Благодаря устойчивому развитию отечественного рыбохозяйственного комплекса и на фоне значительного снижения импорта доля рыбной продукции российского производства на внутреннем рынке на 2011 год составила 78 % и еще более приблизилась к значению, определенному Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации (80 %).

Необходимо отметить тот факт, что доля рыбопродукции с высокой степенью переработки пока еще остается низкой в экспорте и составлztn всего
6,5 %. Доля переработанной и готовой рыбопродукции в импорте - 27,1 %  (249 тыс. тонн).

Из года в год растет финансовая и  инвестиционная активность в рыбной отрасли. За период с 2000 по 2011 год инвестиции в основной капитал в рыбной отрасли увеличились с 2,2 млрд. рублей до 7,8 млрд. рублей (в 3,5 раза).

В последние годы введение не только законодательных новелл, но и поддержка государства позволили российским рыбопромышленникам полностью отказаться от полулегальных и нелегальных форм деятельности, выдерживать конкуренцию более сильного зарубежного производителя. Однако запрет или препятствия применению избирательной поддержки государством отдельных отраслей или предприятий посредством субсидий, дотаций, налоговых льгот может привести к расширению незаконного промысла.

Относительно нетарифных мер защиты отечественного товаропроизводителя необходимо иметь в виду, что в первые годы после внедрения правил ВТО Россия вряд ли будет способна воспользоваться предусмотренными ГАТТ нетарифными мерами защиты своих товаропроизводителей вследствие того, что это достаточно сложные процедуры, которые подробно перечислены в соответствующих документах ВТО.

Предусмотренная правилами ВТО большая открытость в таможенно-тарифном регулировании является непривычной для российской практики. В этой связи обоснованные требования ВТО некоторыми субъектами предпринимательской деятельности могут расцениваться как попытка получения с помощью инструментов ВТО информации, составляющей коммерческую тайну.

Следует отметить, что хотя соглашения ВТО не регулируют напрямую отношения в области защиты окружающей среды, присоединение России к этому Соглашению будет иметь последствия для российского экологического законодательства и применения отечественных экологических, в том числе: рыбохозяйственных нормативов.

Став участником ВТО, Россия будет обязана выполнять новые для неё правила – отражение в стоимости товара экологического фактора, определяемого международными требованиями (экологическая сертификация, экологическое страхование и т.п.). С учетом все большей «экологизации» международного правосознания, особенно Европейского и североамериканского, роль природоохранного фактора в мировой торговле и в глобальной экономике в целом возрастает.

С одной стороны – это будет способствовать более жесткой формализации требований в отношении строительства хозяйственных объектов в водоохранных и рыбоохранных зонах, неукоснительному соблюдению нормативов, направленных на сохранение водных биоресурсов.

С этой точки зрения влияние правил ВТО на управление природными ресурсами в долгосрочном плане будет способствовать снижению темпов деградации окружающей среды, в том числе среды обитания водных биоресурсов.

С другой стороны, страны-члены ВТО независимы в определении экологических целей, однако они обязаны обеспечивать их достижение при помощи мер, совместимых с его положениями, в частности, внедрение правил ВТО может сократить ограничения на ввоз товаров, производство или потребление которых может привести к разрушению окружающей среды.

Анализ правоприменительной практики показывает, что до настоящего времени все судебные споры по экологии в рамках ВТО ослабляли национальное экологическое законодательство присоединившихся стран.

Следует также детально изучить все предполагаемые к введению правила и нормы с точки зрения обеспечения безопасности продуктов питания из водных биоресурсов, тем более, что в настоящее время мы проходим аналогичную процедуру в рамках разработки и принятия технических регламентов таможенного союза.

Вероятно, потребуется гармонизация природоохранного законодательства с международными нормами в сфере оценки воздействия на окружающую природную среду и экологического, в том числе: рыбохозяйственного нормирования, поскольку в России требования по сохранению водных биоресурсов являются более жесткими, чем в международной практике.

Необходимо отметить, что при вступлении в ВТО нельзя абстрагироваться от участия России в таможенном союзе стран ЕврАзЭс. Одно из основных требований в этом отношении состоит в том, что  «пошлины и другие меры регулирования торговли, установленные при учреждении такого союза… не должны быть в целом выше или более ограничительными, чем общая сфера действия пошлины и меры регулирования торговли, применявшиеся в составляющих его территориях до образования такого союза».

Имея в виду, что присоединение к ВТО не противоречит участию России в таможенном союзе, целесообразно в перспективе продумать и оценить с экономической точки зрения выгодность создания в конкретном регионе, например, специализированной зоны свободной торговли водными биоресурсами. Такой механизм возможен по смыслу норм ВТО.

Следует также упомянуть о влиянии вступления России в ВТО на развитие отечественной аквакультуры.

В настоящее время основные проблемы развития аквакультуры связаны с отсутствием необходимой нормативно-правовой базы. Принятый в первом чтении проект федерального закона «Об аквакультуре» необходимо доработать с учетом требований ВТО.

При этом в числе конкретных проблем российской аквакультуры в условиях действия правил ВТО следует упомянуть невозможность установления требований к безопасности ввозимых кормов, личинок и мальков, а также взрослых производителей рыб в связи с отсутствием утвержденного перечня заболеваний, при наличии которых запрещается ввоз импортной продукции аквакультуры (в том числе живой) на российскую территорию. Это может привести к распространению отсутствующих в настоящее время болезней рыб среди российских хозяйств.

Развитие отечественного кормопроизводства может крайне осложниться в условиях конкуренции со стороны крупных монополистов, успешно захвативших международные рынки. Связанной с этим проблемой является отсутствие возможности сбыта отечественной рыбной муки, являющейся основным сырьем для производства кормов в аквакультуре.

В связи с тем, что правила ВТО диктуют необходимость сокращения государственного сектора в экономике, не ясно, каким образом будет осуществляться предусмотренное федеральными целевыми программами развитие рыбопитомников, без которых невозможна успешная деятельность мелких и средних хозяйств пресноводной аквакультуры, так как на начальном этапе развития это должны быть государственные организации, финансирующиеся за счет федерального бюджета и региональной финансовой поддержки.

Правила ВТО запрещают государству избирательную поддержку регионов, расположенных в труднодоступных географических зонах с неблагоприятным климатом, и расположенных в них производств. В этих условиях будет крайне затруднительно развивать холодноводную аквакультуру, на технологиях которой базируются планы развития в северных областях России.

Таким образом, на основании анализа требований ВТО и отечественного законодательства в области сохранения и использования водных биоресурсов можно сделать вывод о том, что с правовой точки зрения не существует непреодолимых проблем в связи с присоединением России к ВТО.

Ни одно из положений ВТО не содержит принципиально неприемлемых для нашей страны положений с точки зрения возможного ущемления российских интересов, дискриминационных положений, вмешательств во внутренние дела, наднациональной юрисдикции и т.п.

Интересы Российской Федерации можно считать защищенными нормами ВТО о членстве, присоединении, принятии решений, о принципе консенсуса, равенства голосов, равноправия в процессе принятия решений, равноправного участия в органах ВТО, в обсуждении вопросов бюджета и финансов.

Но при этом все же необходимо провести скурпулезную научно-экономическую экспертизу всех планируемых внешнеэкономических шагов России каждым заинтересованным федеральным органом исполнительной власти применительно к своим полномочиям и интересам.

Участники парламентских слушаний считают необходимым и дальше создавать условия для стабильного развития отрасли в условиях ВТО, отмечают важность сохранения мер государственной поддержки предприятий рыбохозяйственного комплекса и рекомендуют следующее:

1. Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, представителям общественности:

1.1 Провести комплексный анализ и оценку экономических рисков и последствий от вступления России в ВТО для российских производителей рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

1.2. Разработать и реализовать план поэтапной адаптации российского рыбохозяйственного комплекса к правилам ВТО.

1.3. Создать эффективную систему технического регулирования в рыбной отрасли.

2. Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству Российской Федерации:

2.1. Ускорить доработку с учетом требований ВТО и принятие в период осенней сессии 2012 года проекта федерального закона «Об аквакультуре», предусмотрев установление норм:

- о праве собственности на продукцию аквакультуры, в том числе на изъятую товарную продукцию (промысловый возврат объектов пастбищного рыбоводства) из водоемов рыбохозяйственного значения;

- об использовании земельных участков для целей аквакультуры;

- о формах государственной поддержки в области аквакультуры.

2.2. Внести изменения в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»:

- в части регулирования вторичного оборота долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для промышленного рыболовства, в том числе использования их в качестве предмета залога для лизинговых компаний и получения кредита в коммерческих банках;

- в части закрепления долей промышленных и прибрежных квот добычи (вылова) водных биоресурсов на исторической основе и последующий после 2018 года период сроком более 20 лет.

2.3. Рассмотреть вопрос о целесообразности введения «единой промышленной квоты добычи (вылова)» без выделения прибрежной части, обеспечив при этом соблюдение исторического принципа распределения долей.

2.4. Предусмотреть в бюджетном законодательстве возможность расширения параметров субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов, объектов рыбоперерабатывающей инфрастуктуры.

2.5. Провести анализ законодательных актов в части соответствия их соглашениям в рамках ВТО и по результатам инициировать внесение в них соответствующих изменений для защиты государственных интересов и национальной безопасности.

2.6. Рекомендовать внести в проект Плана реализации предложений делового сообщества следующие предложения по адаптации экономики Российской Федерации к условиям членства в ВТО в отношении рыбохозяйственного комплекса следующие предложения:

- внесение дополнений в Проект Технического регламента таможенного союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" для установления требований к маркировке данной продукции;

- обеспечение государственной поддержки на приобретение ГСМ для рыбопромыслового флота при ратификации Соглашения о присоединении России к ВТО;

- сокращение сроков обнуления экспортных таможенных пошлин на продукцию из водных биоресурсов, а также импортных пошлин на ввозимое в Российскую Федерацию оборудование для модернизации рыбопромыслового флота и предприятий рыбопереработки.

3. Правительству Российской Федерации:

3.1. Изучить опыт различных стран и объединений стран по защите национальных интересов в международной торговле, в том числе в рыбохозяйственной сфере.

3.2. Использовать полученные результаты в целях укрепления существующего в стране потенциала в области международной торговли и устойчивого развития рыбохозяйственной отрасли.

3.3. Разработать меры по тарифному и антимонопольному нетарифному регулированию экспортно-импортной деятельности в рыбопромышленном комплексе, способствующие его адаптации к работе в условиях ВТО.

3.4. Рассмотреть на Подкомиссии по таможенно-тарифной политике Правительственной комиссии по экономической интеграции вопрос об обнулении импортных пошлин на ввозимое в Российскую Федерацию оборудование, которое не производится в Российской Федерации, для модернизации рыбопромыслового флота и рыбопереработки.

3.5. Субсидировать процентные ставки по долгосрочным инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на срок до десяти лет.

3.6. При корректировке проекта федерального бюджета Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов предусмотреть увеличение финансирования в необходимых объемах в целях обеспечения расширения параметров субсидирования процентной ставки по кредитам (в том числе по кредитным договорам до 15 лет), полученным на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов, объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры и объектов хранения рыбной продукции.

3.7. Принять меры для повышения эффективности деятельности рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации и подготовки квалифицированных специалистов, в том числе за счет увеличения финансирования рыбохозяйственных исследований и приравнивания для выпускников высших и средних отраслевых учебных заведений (вне зависимости от национальной принадлежности, религиозных убеждений и вероисповедания) работы на судах флота рыбной промышленности к альтернативной военной службе.

3.8. Ускорить принятие технического регламента таможенного союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции».

3.9. Обеспечить выделение федеральных бюджетных средств на стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, в том числе рыбоводства (аквакультуры) в необходимых объемах.

3.10. Ускорить принятие государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса».

3.11. Разработать комплекс мер по снижению административных барьеров, а также совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг при производстве и обороте рыбы и рыбной продукции.

3.12. Обеспечить оптимизацию процедуры проведения проверочных мероприятий и оформления рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов в морских портах.

3.13. Обратиться в Евразийскую экономическую комиссию с предложениями о внесении изменений в:

- договорно-правовую базу таможенного союза и Единого экономического пространства в целях установления нормативного ограничения содержания глазури в продукции из водных биологических ресурсов;

- раздел «Особенности оформления подконтрольных товаров в морских пунктах пропуска» Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2011 г. № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе», в целях установления особенностей оформления продукции из водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации и ввозимой на таможенную территорию таможенного союза, исходя из российского происхождения такой продукции.

3.14. Внести изменения в законодательство Российской Федерации с целью сохранения программы государственного субсидирования для предприятий аквакультуры.

3.15. Обеспечить скорейшую разработку и принятие концепции федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса на 2014 – 2020 годы».

 

 

Председатель Комитета                                                                        В.И. Кашин

 

Меню

Новости экологии