Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донскому
(по вопросу о процедуре рассмотрения заявления и материалов при наличии в составе материалов предложений о включении отходов в ФККО и БДО территориальными органами Росприроднадзора)
Уважаемый Сергей Ефимович!
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления») индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 5.5(9-3) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности.
Необходимо отметить, что Приказом Минприроды России от 5 декабря 2014 г. № 541 утвержден Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности (далее – Порядок).
Данный нормативный правовой акт вступил в силу с 10.01.2016 г.
В соответствии с Порядком установлены следующие этапы в рамках процедуры подтверждения отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности и включения отходов в ФККО и БДО.
Этап |
Участник процедуры |
Срок |
1.Прием территориальными управлениями Росприроднадзора заявлений и материалов от хозяйствующих субъектов и информирование хозяйствующих субъектов о результатах рассмотрения материалов
|
Территориальные управления Росприроднадзора |
В срок, не превышающий 55 дней с даты приема указанных материалов хозяйствующего субъекта |
2.Направление поступивших материалов для проверки в ФБУ «ФЦАО» (п. 14)
|
Территориальные управления Росприроднадзора |
В течение 5 дней с даты поступления материалов хозяйствующего субъекта |
3.Проведение ФБУ «ФЦАО» проверки материалов на предмет соответствия вида отходов конкретному классу опасности, подготовка заключения и направление заключения в территориальный орган Росприроднадзора (п.п. 15-16)
|
ФБУ «ФЦАО» |
В течение 45 дней со дня поступления от территориального органа Росприроднадзора материалов хозяйствующего субъекта |
4.Направление материалов отнесения вида отходов в ФГБУ «УралНИИЭкология» для проведения работ по анализу полноты представленных в материалах отнесения классификационных признаков, необходимых для включения данного вида отходов в ФККО и БДО, присвоения виду отходов соответствующего кода и наименования |
ФБУ «ФЦАО» |
В течение 30 дней со дня направления в территориальный орган Росприроднадзора заключения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности |
5.Проведение ФГБУ «УралНИИЭкология» работ по анализу полноты представленных в материалах отнесения классификационных признаков, необходимых для включения данного вида отходов в ФККО и БДО, присвоение видам отходов соответствующего кода, наименования и направление результатов работ в ФБУ «ФЦАО» |
ФГБУ «УралНИИЭкология» |
Срок не установлен |
6.Подготовка ФБУ «ФЦАО» на основании результата выполненных ФГБУ «УралНИИЭкология» работ предложений о включении вида отходов в ФККО и БДО с присвоением ему соответствующих кода и наименования и направление заключения в территориальный орган Росприроднадзора
|
ФБУ «ФЦАО» |
В течение 30 дней со дня направления в территориальный орган Росприроднадзора заключения о соответствии данного вида отходов конкретному классу опасности |
7.Направление хозяйствующему субъекту уведомление: - о соответствии данного вида отходов аналогичному виду отходов, в случае подтверждения хозяйствующим субъектом класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду; о несоответствии материалов хозяйствующего субъекта Критериям отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, которое привело к неправильному определению класса опасности вида отходов, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отходов с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения; о недостаточности классификационных признаков для необходимости включения данного вида отходов в ФККО и БДО, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять хозяйствующему субъекту для их устранения |
Территориальные органы Росприроднадзора |
В течение 5 дней со дня поступления заключения от ФБУ «ФЦАО» |
8.Направление заключения ФБУ «ФЦАО» с предложениями о включении вида отходов в ФККО и БДО с присвоением ему соответствующих кода и наименования в Росприроднадзор |
Территориальные органа Росприроднадзора |
В течение 3 дней после поступления заключения |
9.Принятие решения о подготовке ведомственного приказа о включении вида отходов в ФККО, а также решения о включении данного вида отходов в БДО о Росприроднадзор и в БДО принимает решение |
Росприроднадзор |
В течение 3 дней со дня поступления от территориального органа Росприроднадзора предложения о включении вида отходов в ФККО |
10.Информирование соответствующего территориального органа Росприроднадзора о включении вида отходов в ФККО с указанием реквизитов нормативного правового акта, которым данный вид отхода включен в ФККО
|
Росприроднадзор |
В течение 5 дней с момента вступления в силу нормативного правового акта Росприроднадзора о включении данного вида отходов в ФККО |
11.Направление уведомления о включении вида отходов в ФККО и БДО с указанием присвоенного наименования вида отходов и кода по ФККО |
Территориальные органы Росприроднадзора |
В течение 5 дней со дня поступления решения Росприроднадзора о включении вида отходов в ФККО и БДО |
Таким образом, в соответствии с Порядком предусмотрены следующие сроки для выполнения этапов в рамках процедуры подтверждения отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности:
1.55 дней - информирование хозяйствующих субъектов о результатах рассмотрения заявления и материалов;
2.90 дней (5 дней (2 этап) + 45 дней (3 этап) + 30 дней (4 и 6 этапы) + 5 дней (7 этап)
Таким образом, срок, установленный для информирования хозяйствующих субъектов о результатах рассмотрения заявления и материалов, не соответствует сумме сроков, исчисляемых для определения объективной возможной даты направления хозяйствующему субъекту уведомления, предусмотренного п. 19 Порядка.
Указанное приводит к многочисленным случаем нарушения территориальными органами Росприроднадзора срока, установленного п. 13 Порядка.
Одновременно Порядком предусмотрено участие в процедуре подтверждения отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности двух бюджетных учреждений - ФБУ «ФЦАО» и ФГБУ «УралНИИЭкология».
При этом участие данных учреждений в указанной процедуре носит избыточный характер, приводит к многочисленным случаям затягивания росков.
ФБУ «ФЦАО» по результатам участия в этапах 3 и 6 подготавливает два самостоятельных заключения:
- о соответствии вида отхода конкретному классу опасности;
- о соответствии полноты представленных в материалах отнесения классификационных признаков, необходимых для включения данного вида отходов в ФККО и БДО.
При этом указанные заключения направляются территориальным органам Росприроднадзора в разные сроки: после направления заключения о соответствии вида отхода конкретному классу опасности, может быть направлено заключение о не соответствии полноты представленных в материалах отнесения классификационных признаков, необходимых для включения данного вида отходов в ФККО и БДО (на основании выполненных ФГБУ «УралНИИЭкология» работ).
Указанное вынуждает хозяйствующих субъектов повторно проходить всю процедуру, предусмотренную порядком.
Также обращаю Ваше внимание на то обстоятельство, что в соответствии со ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются в т.ч. отходы V класса опасности, обязаны осуществить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом Порядком процедура подтверждения отнесения отходов V класса опасности к конкретному классу опасности и включения данных отходов в ФККО и БДО не предусмотрена.
В связи с изложенным, в целях недопущения нарушения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, прошу срочно организовать работу по внесению изменений в Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности (утв. Приказом Минприроды России от 5 декабря 2014 г. № 541) в целях оптимизации процедуры подтверждения отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, устранения из процедуры излишних административных этапов и лиц, приведения данного нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством.
Центр правового обеспечения природопользования со своей стороны готов оказать необходимую профессиональную помощь.
С уважением,
Генеральный директор, к.ю.н. член Экспертного Совета Комитета
по природным ресурсам, природопользованию и экологии ГД ФС РФ Б.В. Кокотов
Приказ Минприроды России от 5 декабря 2014 года № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности»
Рассматриваемый Порядок устанавливает процедуру подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы (далее – хозяйствующие субъекты), документов и материалов отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Росприроднадзором и его территориальными органами.
При этом Порядок не распространяется на радиоактивные отходы, биологические отходы и медицинские отходы.
Порядком определяется, что класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:
Порядком предусматривается, что химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации. При отсутствии таких сведений химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов.
При этом установление класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, осуществляется посредством сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО.
В рамках данного Порядка устанавливается перечень документов и материалов, направляемых хозяйствующим субъектом в Росприроднадзор для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности и требования к ним. Определяется, что заявление и документы представляются в территориальный орган Росприроднадзора в одном экземпляре на бумажном носителе или направляются почтовым уведомлением с описью вложения и уведомлением о вручении.
Публикация: Официальный интернет-портал правовой информации https://www.pravo.gov.ru, 30.12.2015 года.
Действие: Действует с 10.01.2016 года.
https://www.ecospecialist.ru
Юридическим департаментом Центра правового обеспечения природопользования подготовлено юридическое заключение:
Основные выводы заключения:
1.Порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.12.2014 года № 541) предусмотрена необходимость обращения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы для рассмотрения документов и материалов отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, в том числе в отношении отходов, включенных в ФККО и БДО.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 данного Федерального закона, не требуется;
2.В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон;
3.Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.12.2014 года № 541) должен применяться в части, не противоречащей ФЗ «Об отходах производства и потребления».
4.Положения Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.12.2014 года № 541) в части регулирования процедуры рассмотрения документов и материалов отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду в отношении отходов, включенных в ФККО и БДО не соответствуют действующему законодательству и не подлежат применению.
https://www.ecospecialist.ru
16 июля 2014 г. завершены публичные обсуждения и экспертная оценка проекта Приказа Минприроды России «Об утверждении порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности»
В результате на сайте https://regulation.gov.ru/ размещен доработанный текст данного проекта.
В соответствии с проектом Порядка химический состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением требований к измерениям, средствам измерений. Компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.
Выбор способа определения химического и (или) компонентного состава вида отходов осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно.
Для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующий субъект, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности:
а) заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности;
б) информация, включающая сведения о происхождении, составе, условиях образования (принадлежности к определенному производству, технологии), агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отхода;;
в) документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав, заверенные хозяйствующим субъектом с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава;
г) документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отхода к конкретному классу опасности в соответствии с критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду;
д) копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), – в случае отнесения вида отходов к классу опасности по критерию кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует;
е) предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО, с указанием его кода и наименования по ФККО или предложение о включении данного вида отходов в ФККО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования.
В случае выявления некомплектности материалов заявителя территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 рабочих дней со дня поступления материалов вручают заявителю уведомление о необходимости устранения недостатков.
В случае непредставления заявителем в течение 15 рабочих дней с момента получения им уведомления надлежащим образом оформленных материалов, территориальный орган Росприроднадзора возвращает заявителю документы и материалы, которые направляются почтовым отправлением в срок, не превышающий 3 рабочих дней.
Срок информирования территориальным органом Росприроднадзора заявителя о результатах рассмотрения заявления и материалов составляет:
- при наличии в составе указанных заявления и материалов заявителя предложения о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО, – не более 45 рабочих дней;
- при наличии в составе указанных заявления и материалов заявителя предложения о включении данного вида отходов в ФККО, – не более 90 рабочих дней.
Территориальный орган Росприроднадзора обеспечивает хранение материалов, представленных заявителем.
https://www.ecospecialist.ru