Необходимо ли подтверждать отнесение отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, в случае если образуемые отходы включены в ФККО? (458-ФЗ)

Необходимо ли подтверждать отнесение отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, в случае если образуемые отходы включены в ФККО? 

Отвечает: Центр правового обеспечения природопользования 

https://www.ecolawyer.ru

1 августа 2014 г. изменился порядок паспортизации отходов I-IV классов опасности в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности».

С указанной даты не требуется согласовывать паспорт на отход I-IV класса опасности, составленный и утвержденный природопользователем, получать свидетельство о классе опасности отхода I-IV класса опасности.

Копия составленного и утвержденного природопользователем паспорта отхода I-IV класса опасности направляется в уведомительном порядке в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) хозяйственной деятельности.

Таким образом, процедура паспортизации отходов завершается после направления природопользователем составленного им паспорта отхода.

Однако с момента вступления в силу нового порядка паспортизации отходов I-IV классов опасности изменились обязанности хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, по осуществлению предварительных действий (перед составлением паспорта отхода) по подтверждению отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

До момента прекращения действия Приказа Ростехнадзора от 15 августа 2007 г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» (действовал с 21.09.2007 г. по 31.07.2014 г.) подтверждение отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности осуществлялось посредством оформления Росприроднадзором свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды.

В настоящее время в соответствии с п. 6 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 г. № 712, индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, указанное требование распространяется как на отходы I-IV классов опасности, включенные в ФККО, так и на отходы I-IV классов опасности, не включенные в ФККО.

На основании изложенного, обязательная процедура подтверждения отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности распространяется на все отходы, образуемые в процессе хозяйственной деятельности вне зависимости от их наличия в ФККО.

При этом с 1 января 2016 года требования к порядку подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности будут изменены.

Во-первых, подтверждение отнесение отходов к конкретному классу опасности будет обязательным для отходов всех классов опасности (в настоящее время подтверждение отнесения отходов к конкретному классу опасности осуществляется в отношении отходов I-IV классов опасности).

Во-вторых, процедура подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности в отношении отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, с 1 января 2016 г. применяться не будет.

Указанное следует из статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ и вступающих в силу 1 июля 2015 г.

Подробнее: https://www.ecours.ru/JEkojurz_14001/Obwaja_informacija

 

Юридическое заключение АСУ ЭКОЮРС:

По вопросу о времени, в течение которого территориальные органы Росприроднадзора должны рассмотреть направленные хозяйствующим субъектом материалы, подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности

Основные выводы заключения:

1. В соответствии с пунктом 6 Правил проведения паспортизации отходов  I - IV классов опасности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712, индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

2. До настоящего времени порядок отнесения отходов к конкретному классу опасности Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации не установлен;

3. Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации 15 сентября 2014 года издано Письмо № 05-12-44/20925 «О направлении разъяснений по подтверждению отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности и паспортизации отходов» в соответствии с которым Минприроды России  предложило, в отсутствие нормативного правового акта, определяющего порядок подтверждения отнесения отнесение отходов I-IV класса опасности к конкретному классу опасности, совершить последовательность действий указанных в Письме, в целях  подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды.

При этом в Письме № 05-12-44/20925 установлены сроки осуществления выполняемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования процедур.

4. Направленные хозяйствующим субъектом материалы, подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности должны быть рассмотрены:

  • при наличии в составе заявления и материалов хозяйствующего субъекта предложения о включении данного вида отходов в ФККО и  БДО – в течение 90 дней с момента подачи документов;
  • при наличии в составе заявления и материалов хозяйствующего субъекта предложения о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО - в течение 45 дней с момента подачи документов.

При этом в течение 5 дней с момента, когда привлеченная территориальным органом Росприроднадзора организация подготовила заключение о соответствии (несоответствии) вида отходов аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности или о соответствии вида отходов конкретному классу опасности и о его включении в ФККО и БДО, территориальный орган Росприроднадзора обязан известить хозяйствующего субъекта об этом;

5. Указанные в Письме № 05-12-44/20925 сроки являются рекомендательными и не могут рассматриваться в качестве ограничительных по отношению к организациям, направившим документы и материалы в территориальные органы Росприроднадзора;

6. В случае принятия организацией решения о направлении материалов, подтверждающих отнесение отходов I-IV класса опасности к конкретному классу опасности в территориальное управление Росприроднадзора, представленные документы должны быть рассмотрены в срок, не превышающий 30 дней со дня их представления;

7. Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 сентября 2014 года № 05-12-44/20925 «О направлении разъяснений по подтверждению отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности и паспортизации отходов» не является нормативным правовым актом и не влечет каких-либо правовых последствий. На указанное письмо нельзя ссылаться при разрешении споров.

При этом вопрос об использовании Письма для целей прохождения процедуры подтверждения отнесения отнесение отходов I-IV класса опасности к конкретному классу опасности решается организациями самостоятельно.

С полным текстом данного юридического заключения можно ознакомиться в АСУ ЭКОЮРС – в модуле «Путеводитель по юридическим заключениям» (август 2015)

https://www.ecospecialist.ru

 

 Письмо Росприроднадзора от 24 декабря 2014 г. № АА-03-04-32/21113

Данным Письмом Росприроднадзор разъясняет со ссылкой на позицию Минприроды России особенности отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности.

 Так, в соответствии с позицией, изложенной в Письме, в случае соответствия классификационных признаков образуемого отхода классификационным признакам аналогичного отхода, включенного в ФККО, класс опасности для отхода может быть установлен на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах. При этом дополнительное определение класса опасности отхода расчетным и экспериментальным методами, в соответствии с Критериями отнесения отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утв. Приказом МПР России от 15 июня 2001 г. № 511, не требуется.

 Вместе с этим Росприроднадзор указывает на то, что как для включенных, так и для не включенных в ФККО отходов требуется определение их химического и (или) компонентного состава допустимым законодательством Российской Федерации способом (в целях идентификации), а именно:

 - по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений;

 - на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.

 При этом выбор способа определения химического и (или) компонентного состава вида отходов осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно.

https://www.ecospecialist.ru

 

 

Комментарии к Федеральному закону от 29.12.14г. №458-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "Об отходах производства и потребления" 

https://ecostaff.ru/458-fz