Согласно проекта Федерального закона экологическим аудитом является независимая, документированная оценка соответствия объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды.
Проектом законодательно закрепляются единые требования к процедуре проведения экологического аудита, в том числе:
По мнению разработчиков, экологический аудит позволит проводить независимую оценку природоохранной деятельности организаций, выявлять факты и причины нарушений законодательства в области охраны окружающей среды предприятиями, предотвращать наложение штрафных санкций.
Вступление федерального закона в силу запланировано с 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений.
Проект Федерального закона "Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности"
https://www.consultant.ru/law/hotdocs/41698.html
© КонсультантПлюс, 1992-2015
В связи с разработкой проекта закона об экологическом аудите планируется внести поправки в отдельные законодательные акты
Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности"
Изменения вносятся в том числе в федеральные законы "Об отходах производства и потребления", "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории", "Об охране окружающей среды", "О несостоятельности (банкротстве)", "Об образовании в Российской Федерации", а также в КоАП РФ и УК РФ.
Так, в Федеральном законе "Об отходах производства и потребления" устанавливается требование о проведении обязательного экологического аудита деятельности
по утилизации отходов I - III классов опасности.
Предусматриваются административная ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательном проведении экологического аудита (штраф для юридических лиц составит от 150 тысяч до 500 тысяч рублей) и дачу заведомо ложного заключения экологического аудита (если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния) и уголовная ответственность за заведомо ложное заключение экологического аудита.
В связи с предлагаемым введением мер стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, к проведению добровольного экологического аудита вносятся соответствующие изменения в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части переноса срока проведения плановой проверки регионального государственного экологического надзора на 3 года в случае проведения комплексного экологического аудита.
Согласно 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» планируется привлекать экологическую аудиторскую организацию, индивидуального экологического аудитора для оценки соответствия имущества и документов в области охраны окружающей среды должника требованиям в области охраны окружающей среды на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории.
В случае если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при продлении комплексного экологического разрешения получено заключение экологического аудита о соответствии совокупности условий, в т.ч. требованиям в области охраны окружающей среды комплексное экологическое разрешение продлевается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в упрощенном порядке.
Вступление федерального закона в силу запланировано с 1 января 2019 года, за исключением отдельных положений.
https://www.consultant.ru/law/hotdocs/41701.html
© КонсультантПлюс, 1992-2015
Проект предусматривает дополнение закона «Об аудиторской деятельности» статьей 15.1 "Федеральная информационная система регулирования аудиторской деятельности", которой установлены, в том числе, следующие изменения в сфере регулирования аудита:
Общественное обсуждение проекта продлится 15 дней, до 20 марта 2015 года включительно.
https://gaap.ru/news/143887/
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности»
Проект федерального закона «Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности» (далее – законопроект) разработан Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации
в целях реализации положений Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 326, подпункта «б» пункта 2 Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. № 2423-р, а также пункта 112 плана мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 2331-р.
Развитие законодательной базы в области экологического аудита предусмотрено в Классификаторе правовых актов под кодовым номером 110.010.100, введенном в действие указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, развитие экологического бизнеса является одним из направлений обеспечения экологической безопасности экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека, которое включает в себя конкурентоспособный бизнес в области экологического консалтинга. Роль государства состоит в формировании правил осуществления экологического аудита, создании условий для широкого внедрения экологического менеджмента, повышения информационной открытости промышленных предприятий в части их воздействия на окружающую среду и предпринимаемых мер по снижению негативного воздействия, организации мониторинга динамики экологических показателей экономики.
В соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р, содействие развитию экологического аудита, предпринимательству в сфере охраны окружающей среды определено в качестве необходимого элемента развития экономических и финансовых механизмов, являющихся средствами реализации государственной политики в области экологии.
Важным направлением реализации стратегии устойчивого развития России, направленной на сбалансированное решение социально-экономических задач на перспективу и сохранение благоприятного качества окружающей среды, является применение экологического аудита как инструмента обеспечения благоприятного экологического климата. Данное обстоятельство связано с необходимостью интеграции России в систему мировой экономики и международной экологической безопасности, а также с усилением требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В контексте присоединения Российской Федерации к Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) планы деятельности Правительства Российской Федерации предусматривают гармонизацию российского законодательства и законодательства стран-членов ОЭСР. В частности в отношении обращения с отходами рекомендациями ОЭСР предусмотрено введение странами-членами ОЭСР обязательного периодического экологического аудита в отношении деятельности по переработке отходов (Рекомендации ОЭСР от 9 июня 2004 г. С(2004)100).
Развитие системы экологического аудита применительно к организациям всех форм собственности, осуществляющим хозяйственную деятельность в топливно-энергетическом комплексе, определено одним из главных стратегических ориентиров Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р.
В настоящее время роль и место экологического аудита в системе государственного управления в области охраны окружающей среды законодательно не установлены.
Вместе с тем, в России наметился подъем промышленного производства и роста благосостояния населения страны. Однако улучшения состояния окружающей среды не происходит.
Это обусловлено, прежде всего, использованием на многих предприятиях физически и морально устаревшего оборудования, применением экологически «грязных» технологий, недостаточным вниманием к природоохранным проблемам со стороны руководства предприятий и организаций, а также отсутствием у многих из них реальных возможностей самостоятельно решать указанные проблемы.
Основными экологическими проблемами по-прежнему являются:
загрязнение атмосферного воздуха;
загрязнение водных объектов;
загрязнение почв;
возрастающее количество образования отходов производства и потребления;
Многие из перечисленных современных экологических проблем связаны с отсутствием эффективного экологического управления на конкретном хозяйствующем субъекте. Одним из элементов экологического управления является экологический аудит.
Экологический аудит позволит проводить независимую оценку природоохранной деятельности организаций, выявлять факты и причины нарушений законодательства в области охраны окружающей среды предприятиями, предотвращать наложение штрафных санкций.
Однако достоверность результатов проведения экологического аудита, качество проведения экологического аудита зависят от наличия правовых актов, регламентирующих эту деятельность.
В настоящее время в Российской Федерации утвержден национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента». Однако, международные экологические стандарты (как и национальные) являются добровольными и не заменяют законодательных требований.
В абзаце 33 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дано определение экологического аудита, под которым понимается независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определены правовые основы регулирования аудиторской деятельности. Согласно статье 1 указанного Федерального закона аудитом является независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности, что не относится к предмету экологического аудита.
Изложенное выше свидетельствует об отсутствии единой государственной политики в данной области, единых требований к процедуре проведения экологического аудита, единого подхода к определению содержания и сущности экологического аудита как особого вида предпринимательской деятельности по оказанию природоохранных услуг, место и роль заключения, выдаваемого по результатам экологического аудита, в системе природоохранных мероприятий не определены.
Кроме того, в настоящее время экологический аудит проводится на добровольной основе по инициативе хозяйствующих субъектов и исключительно в их интересах, и может быть связан с сокрытием имеющихся нарушений природоохранных требований от органов государственной власти и общества, а не с объективной оценкой деятельности предприятия. Ответственность за результаты проведения экологического аудита исполнитель несет только перед его заказчиком.
Одновременно, добровольное проведение хозяйствующим субъектом экологического аудита не влияет на формы и методы государственного регулирования в отношении него и негативного воздействия, оказываемого в результате осуществления им хозяйственной и иной деятельности.
На сегодняшний день в России существуют саморегулируемые аудиторские организации, оказывающие услуги по проведению экологического аудита. В их числе:
Некоммерческое партнерство «Экологическое международное аудиторское сообщество», реестр членов которой насчитывает 33 экологические аудиторские организации и 460 экологических аудиторов;
Некоммерческое партнерство «Экологическая аудиторская палата», объединяющая 27 экологических аудиторских организации и 367 экологических аудиторов;
Национальная экологическая аудиторская палата, включающая в себя 52 экологические аудиторские организации и 690 экологических аудиторов.
При этом, порядка 2500 экологических организаций, численность работников которых составляет около 30 000 человек, потенциально являются участниками экологической аудиторской деятельности.
Количество обученных экологических аудиторов - около 3000 человек. Однако многие из них работают экологами на больших предприятиях, то есть практически не будут выполнять внешний экологический аудит.
Требования к экологическим аудиторам, их квалификации, к экологическим аудиторским организациям, индивидуальным экологическим аудиторам, ответственность за качество проведения экологического аудита и достоверность заключения экологического аудита законодательно не определены.
Данные, полученные в результате проведения экологического аудита, важны для обеспечения всестороннего обоснования управленческих решений в сфере охраны и рационального использования природных ресурсов, повышения качества окружающей среды и экологической безопасности экономического развития.
Вместе с тем, сложившиеся гражданско-правовые отношения в области экологического аудита «хозяйствующий субъект – экологический аудитор, экологическая аудиторская организация», не связанные с взаимодействием хозяйствующего субъекта с государством, не позволяют рассматривать экологический аудит как элемент перехода на экологически эффективное управление в области охраны окружающей среды.
Законопроектом ликвидируются существующие правовые пробелы
в сфере регулирования деятельности по проведению экологического аудита.
Основными целями законопроекта определены:
предотвращение и снижение негативного воздействия хозяйственной
и иной деятельности на окружающую среду и ликвидация ее последствий;
создание рынка высококачественных услуг в сфере экологического аудита;
гармонизация законодательства Российской Федерации с актами ОЭСР
в части проведения обязательного экологического аудита.
Законопроект направлен на решение следующих задач:
закрепление случаев обязательного экологического аудита для субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, определение периодичности проведения обязательного экологического аудита;
определение механизмов, стимулирующих хозяйствующих субъектов к проведению экологического аудита, в том числе установление особенностей государственного регулирования хозяйственной деятельности в условиях готовности бизнеса к открытому экологическому диалогу;
определение организационной структуры осуществления экологической аудиторской деятельности, определение необходимых требований, обеспечивающих высокий уровень качества проведения экологического аудита.
Законопроектом вводится новое понятие экологического аудита, которое позволяет более четко определить предмет экологического аудита
и отделить экологический аудит от государственного экологического надзора. Под экологическим аудитом понимается независимая, документированная оценка соответствия объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды.
Под объектами экологического аудита понимаются: хозяйственная и иная деятельность аудируемого лица, документы в области охраны окружающей среды, имущество, иные объекты, заявленные заказчиком добровольного экологического аудита.
Также законопроектом определяются основные понятия: экологическая аудиторская деятельность, субъекты экологического аудита, устанавливаются цели и принципы экологического аудита.
Предусмотрены два вида экологического аудита: добровольный и обязательный.
Добровольный экологический аудит проводится по инициативе субъекта хозяйственной и иной деятельности и может быть комплексным
и специальным. В целях обеспечения стимулирования субъектов хозяйственной и иной деятельности к проведению добровольного экологического аудита заключение экологического аудита по результатам добровольного экологического аудита может использоваться заказчиком экологического аудита:
1) при проведении комплексного экологического аудита – для переноса срока проведения плановой проверки регионального государственного экологического надзора на три года;
2) при проведении экологического аудита комплексного экологического разрешения – для продления комплексного экологического разрешения в упрощенном порядке.
Необходимость проведения обязательного экологического аудита хозяйственной и иной деятельности устанавливается в следующих случаях.
1) При осуществлении деятельности по утилизации отходов I – III классов опасности.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизация отходов - это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Поскольку утилизация отходов наиболее близко по смыслу соответствует понятию «переработка отходов» и данный вид деятельности
в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию, этот вид деятельности включен в перечень случаев необходимости проведения обязательного экологического аудита, что соответствует положениям Рекомендации ОЭСР от 9 июня 2004 г.
№ С(2004)100 по экологически обоснованному обращению с отходами, которыми предусмотрено, что на объектах по переработке отходов, обладающих лицензиями / согласованиями / разрешениями должны проводиться периодические аудиты. В этом случае обязательный экологический аудит вводится с периодичностью не реже одного раза в три года в целях обеспечения периодической оценки соответствия предпринимательской деятельности по утилизации отходов I – III классов опасности природоохранным требованиям и недопущения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
2) При реализации проекта восстановительных работ
в рамках возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды,
на основании решения суда или арбитражного суда.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат
на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
При этом проверка органами государственного экологического надзора факта проведения восстановительных работ часто не объективна.
В этом случае обязательный экологический аудит вводится в целях обеспечения полноценной оценки эффективности и реальности выполнения мероприятий восстановительных работ.
3) Выполнения мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона
от 10 июля 2001 г. № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» специальные экологические программы работ по реабилитации радиационно загрязненных участков территории, финансируемые за счет валютных средств, поступающих от внешнеторговых операций с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов на специальный счет целевого бюджетного фонда федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление использованием атомной энергии, подлежат государственной экологической экспертизе.
При этом ни подтверждение реализации программ, ни оценка их эффективности указанным федеральным законом не предусмотрена, что может вызывать злоупотребления в данной сфере деятельности.
В этом случае обязательный экологический аудит вводится в целях обеспечения полноценной экологической оценки эффективности выполнения мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории.
4) При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и при приватизации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I и II категории проведение экологического аудита позволит оценить имущество и документы в области охраны окружающей среды должника, имущественные комплексы, используемые для промышленного производства, подлежащие приватизации, требованиям в области в охраны окружающей среды в части наличия задолженностей по плате за негативное воздействие на окружающую среду, обязательств по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в результате деятельности указанного объекта.
Иных случаев необходимости проведения обязательного экологического аудита законопроект не устанавливает.
В соответствии с данными Росприроднадзора количество выданных субъектам хозяйственной и иной деятельности разрешений в пределах установленных лимитов в 2012 году составило: на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух - 134, на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты – 237 (из них бюджетные учреждения составляют 112); количество действующих лицензий на вид деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности – 6 825.
Заказчиками единственной действующей специальной экологической программы реабилитации радиационно загрязненных участков территории Челябинской области являются 2 субъекта хозяйственной и иной деятельности: ФГУП «Производственное объединение «Маяк» (г. Озерск) и Правительство Челябинской области.
Число субъектов хозяйственной и иной деятельности, причиняющих вред окружающей среде, ежегодно меняется, в связи с чем, дать точную оценку количеству данных субъектов не представляется возможным.
Таким образом, под случаи обязательного экологического аудита, предусмотренные законопроектом, в настоящее время подпадают около 7 500 организаций.
При этом необходимо учитывать, что примерная стоимость проведения одного экологического аудита по сведениям, представленным существующими саморегулируемыми организациями экологических аудиторов, составляет от 50 000 до 100 000 рублей для малых и средних предприятий; от 100 000 до 500 000 рублей – для крупных предприятий, что по сравнению с 400 млн. ущербом, причиненным субъектами хозяйственной и иной деятельности в 2012 году окружающей среде (по данным Росприроднадзора), является значительно меньшей суммой. Периодичность проведения обязательного экологического аудита также устанавливается в законопроекте.
В качестве механизма обеспечения государственного регулирования экологической аудиторской деятельности законопроектом предусмотрено лицензирование экологической аудиторской деятельности уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации – Росприроднадзором.
В связи с сокращением объектов федерального государственного экологического надзора, связанным с принятием федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», выделение дополнительных финансовых и кадровых ресурсов на лицензирование Росприроднадзором данного вида деятельности не потребуется.
Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению:
полноценной оценки эффективности и реальности выполнения планов снижения объемов негативного воздействия, декларируемых хозяйствующими субъектами;
полноценной оценки эффективности реализации восстановительных работ по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, и по реабилитации радиационно загрязненных участков территории;
гармонизации законодательства Российской Федерации с актами ОЭСР;
созданию эффективного сектора экономики в области природоохранных услуг.
Законопроект в полной мере соответствует приоритетным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации и является одним из компонентов совершенствования государственного управления в области охраны окружающей среды.
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
экологическая аудиторская деятельность – деятельность
по проведению экологического аудита, осуществляемая экологическими аудиторскими организациями, индивидуальными экологическими аудиторами, имеющими лицензию на осуществление экологической аудиторской деятельности;
экологический аудит – независимая, документированная оценка соответствия объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды;
экологический аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат экологического аудитора, выданный
в установленном настоящим Федеральным законом порядке,
и осуществляющее экологическую аудиторскую деятельность в качестве индивидуального экологического аудитора или работника экологической аудиторской организации;
экологическая аудиторская организация – юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление экологической аудиторской деятельности;
индивидуальный экологический аудитор – индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление экологической аудиторской деятельности;
аудируемое лицо – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которого проводится экологический аудит;
заказчик экологического аудита – аудируемое лицо, юридическое или физическое лицо, являющееся его учредителем, собственник имущества аудируемого лица, арбитражный управляющий, органы государственной власти или местного самоуправления, уполномоченные на приватизацию государственного или муниципального имущества, заключившие договор на оказание услуг по проведению экологического аудита;
документы в области охраны окружающей среды – разрешительные, отчетные, проектные и иные документы, на основании которых допускается осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, наличие которых является обязательным в соответствии
с законодательством в области охраны окружающей среды;
заключение экологического аудита – официальный документ, содержащий мнение экологической аудиторской организации, индивидуального экологического аудитора
о соответствии/несоответствии объекта экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды, составленный и оформленный в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом и федеральными правилами экологической аудиторской деятельности;
заведомо ложное заключение экологического аудита – заключение экологического аудита, составленное без проведения экологического аудита или составленное по результатам экологического аудита, но явно противоречащее деятельности (содержанию) объектов экологического аудита, рассматриваемых экологической аудиторской организацией, индивидуальным экологическим аудитором в ходе экологического аудита. Заведомо ложным заключение экологического аудита признается по решению суда.
Статья 2. Объекты, субъекты экологического аудита
1. Объектами экологического аудита являются:
1) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, оказывающая воздействие
на окружающую среду;
2) документы в области охраны окружающей среды;
3) имущество;
4) иные объекты, заявленные заказчиком добровольного экологического аудита.
2. Субъектами экологического аудита являются:
1) экологическая аудиторская организация;
2) индивидуальный экологический аудитор;
3) экологический аудитор;
4) аудируемое лицо;
5) заказчик экологического аудита.
3. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность экологических аудиторских организаций, применяются также к индивидуальным экологическим аудиторам, если иное
не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Правовое регулирование отношений в области экологической аудиторской деятельности
1. Отношения в области экологической аудиторской деятельности регулируются настоящим Федеральным законом, законодательством
в области охраны окружающей среды, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Требования к порядку осуществления экологической аудиторской деятельности, процедурам проведения экологического аудита, обеспечению внутреннего контроля качества экологической аудиторской деятельности определяются федеральными правилами экологической аудиторской деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
3. Отношения между индивидуальным экологическим аудитором, экологической аудиторской организацией и аудируемым лицом регулируются договором на оказание услуг по проведению экологического аудита, заключаемым в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статья 4. Цели и принципы экологического аудита
1. Экологический аудит осуществляется в целях предотвращения нарушения требований в области охраны окружающей среды,
обеспечения выполнения мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
и ликвидации ее последствий.
2. Экологический аудит осуществляется в соответствии
со следующими принципами:
1) квалифицированность экологических аудиторов;
2) независимость экологических аудиторских организаций, индивидуальных экологических аудиторов;
3) беспристрастность экологических аудиторов;
4) обеспечение конфиденциальности сведений, полученных
в процессе осуществления экологического аудита и составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну,
и использование таких сведений только в целях, для которых они предоставлены;
5) недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами экологических аудиторских организаций, индивидуальных экологических аудиторов.
Статья 5. Обязательный экологический аудит
1. Обязательный экологический аудит проводится в случаях:
1) осуществления деятельности по утилизации отходов I – III классов опасности;
2) реализации проекта восстановительных работ в целях возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, на основании решения суда;
3) выполнения мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории;
4) принятия решения о признании должника банкротом
и об открытии конкурсного производства на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории;
5) принятия решения о приватизации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории.
2. Обязательный экологический аудит проводится:
1) в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, – один раз в три года;
2) в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, – не позднее шести месяцев после окончания реализации проекта восстановительных работ в целях возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
3) в случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 настоящей статьи, – не позднее шести месяцев после выполнения мероприятия специальной экологической программы реабилитации радиационно загрязненных участков территории;
4) в случае, предусмотренном пунктом 4 части 1 настоящей статьи, – на этапе открытия конкурсного производства;
5) в случае, предусмотренном пунктом 5 части 1 настоящей статьи, – на этапе информационного обеспечения приватизации государственного или муниципального имущества.
3. В рамках обязательного экологического аудита:
1) при осуществлении деятельности по утилизации отходов I – III классов опасности проводится оценка соответствия хозяйственной и иной деятельности, документов в области охраны окружающей среды аудируемого лица требованиям в области охраны окружающей среды в части утилизации отходов I – III классов опасности;
2) при реализации проекта восстановительных работ в целях возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, проводится оценка соответствия отчета о выполнении проекта восстановительных работ и результатов выполнения мероприятий указанного проекта требованиям в области охраны окружающей среды в части возмещения вреда окружающей среде;
3) при выполнении мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории проводится оценка соответствия отчета о выполнении мероприятий специальных экологических программ радиационно загрязненных участков территории и результатов выполнения мероприятий указанных программ требованиям в области охраны окружающей среды, включая радиационного воздействия, в части реабилитации радиационно загрязненных участков территории;
4) при принятии решения о признании должника банкротом
и об открытии конкурсного производства на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории, проводится оценка соответствия имущества и документов в области охраны окружающей среды должника требованиям в области в охраны окружающей среды в части наличия задолженностей по плате
за негативное воздействие на окружающую среду, обязанности восстановления нарушенного состояния окружающей среды в результате деятельности указанного объекта;
5) при принятии решения о приватизации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории, проводится оценка имущества, подлежащего приватизации,
и документов в области охраны окружающей среды требованиям
в области охраны окружающей среды в части наличия задолженностей по плате за негативное воздействие на окружающую среду, обязанности восстановления нарушенного состояния окружающей среды в результате деятельности указанного объекта.
4. Копия заключения экологического аудита по результатам проведения обязательного экологического аудита, подписанная руководителем и заверенная печатью заказчика экологического аудита, направляется заказчиком экологического аудита в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня утверждения заключения экологического аудита:
1) в случаях, предусмотренных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи, – в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) в случае, предусмотренном пунктом 4 части 1 настоящей статьи, – арбитражному управляющему;
3) в случае, предусмотренном пунктом 5 части 1 настоящей статьи, – в федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения
о приватизации государственного или муниципального имущества.
5. Юридические лица, индивидуальные предприниматели несут ответственность за невыполнение требований об обязательном экологическом аудите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. При направлении заказчиком экологического аудита в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи, копии заключения экологического аудита о несоответствии объекта обязательного экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды:
1) в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, – к копии заключения экологического аудита прилагается план мероприятий по устранению выявленных при проведении экологического аудита несоответствий и отчеты о выполнении каждого мероприятия, предусмотренного указанным планом, в течение 10 календарных дней по истечении срока выполнения каждого мероприятия, предусмотренного планом;
2) в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, – вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства
в области охраны окружающей среды, не может быть признан возмещенным;
3) в случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 настоящей статьи, – мероприятия специальной экологической программы реабилитации радиационно загрязненных участков территории не могут быть признаны выполненными;
4) в случае, предусмотренном пунктом 4 части 1 настоящей статьи, – несоответствия, выявленные в ходе проведения экологического аудита, учитываются при продаже имущества должника;
5) в случае, предусмотренном пунктом 5 части 1 настоящей статьи, – несоответствия, выявленные в ходе проведения экологического аудита, учитываются при продаже государственного или муниципального имущества, его акций, внесении государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
Статья 6. Добровольный экологический аудит
1. Добровольный экологический аудит проводится по инициативе заказчика экологического аудита.
2. Добровольный экологический аудит может быть:
1) комплексным экологическим аудитом;
2) специальным экологическим аудитом;
Специальный экологический аудит может быть:
а) покомпонентным экологическим аудитом;
б) экологическим аудитом комплексного экологического разрешения.
3. При проведении комплексного экологического аудита осуществляется оценка соответствия хозяйственной и иной деятельности, документов в области охраны окружающей среды, иных объектов аудируемого лица требованиям в области охраны окружающей среды в части рационального использования и охраны недр, использования и охраны земель, обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, особо охраняемых природных территорий, государственной экологической экспертизы.
Заключение комплексного экологического аудита рассматривается в качестве заключения обязательного экологического аудита в случае осуществления деятельности по утилизации отходов I – III классов опасности, предусмотренном частью 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
4. Наряду с установленными частью 3 требованиями может проводиться оценка соответствия хозяйственной и иной деятельности, документов в области охраны окружающей среды, иных объектов аудируемого лица требованиям, определенным в договоре на проведение добровольного экологического аудита, в том числе международным стандартам.
5. При проведении покомпонентного экологического аудита осуществляется оценка соответствия хозяйственной и иной деятельности, документов в области охраны окружающей среды, иных объектов аудируемого лица требованиям в области охраны отдельных компонентов окружающей среды.
6. При проведении экологического аудита комплексного экологического разрешения осуществляется оценка соответствия совокупности условий, предусмотренных Федеральным законом «Об охране окружающей среды», требованиям в области охраны окружающей среды при продлении комплексного экологического разрешения.
7. В целях обеспечения стимулирования юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную
и иную деятельность, к проведению добровольного экологического аудита копия заключения экологического аудита по результатам добровольного экологического аудита о соответствии объекта добровольного экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды, подписанная руководителем и заверенная печатью заказчика экологического аудита, применяется заказчиком экологического аудита в соответствии с законодательством Российской Федерации:
1) при проведении комплексного экологического аудита – для переноса срока проведения плановой проверки регионального государственного экологического надзора на три года;
2) при проведении экологического аудита комплексного экологического разрешения – для продления комплексного экологического разрешения в упрощенном порядке.
8. Законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные механизмы стимулирования юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную
и иную деятельность, к проведению добровольного экологического аудита.
Статья 7. Заключение экологического аудита
1. По результатам проведения экологического аудита составляется заключение экологического аудита.
2. Заключение экологического аудита должно содержать:
1) наименование «Заключение экологического аудита»;
2) указание на вид экологического аудита (обязательный, добровольный комплексный, добровольный специальный: покомпонентный, комплексного экологического разрешения) и случай его проведения (для обязательного экологического аудита);
3) дату начала и окончания проведения экологического аудита;
4) сведения об аудируемом лице: наименование, основной государственный регистрационный номер, организационно-правовую форму, адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
5) сведения об экологической аудиторской организации, индивидуальном экологическом аудиторе, экологическом аудиторе, участвующих в проведении экологического аудита: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального экологического аудитора, экологического аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, регистрационный номер лицензии
на осуществление экологической аудиторской деятельности, номера квалификационных аттестатов экологических аудиторов, участвовавших в проведении экологического аудита;
6) описание объектов экологического аудита, в том числе код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, сведения о его фактическом месте нахождения и категории;
7) сведения о составе и объеме работ, выполненных экологической аудиторской организацией, индивидуальным экологическим аудитором для выражения мнения о соответствии объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды;
8) описание выявленных несоответствий (при наличии);
9) мнение экологической аудиторской организации, индивидуального экологического аудитора о соответствии/несоответсвии объекта экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды;
10) личные подписи экологических аудиторов, участвовавших
в проведении экологического аудита;
11) дату утверждения заключения экологического аудита.
3. Требования к составлению и оформлению заключения экологического аудита устанавливаются федеральными правилами экологической аудиторской деятельности.
4. Заключение экологического аудита утверждается руководителем экологической аудиторской организации, индивидуальным экологическим аудитором.
5. Заключение экологического аудита представляется экологической аудиторской организацией заказчику экологического аудита.
6. Дача заведомо ложного заключения экологического аудита влечет административную и уголовную ответственность.
7. Копии заключений экологического аудита, направленные
в уполномоченные органы в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 5, частью 7 статьи 6 настоящего Федерального закона, включаются в Государственный реестр заключений экологического аудита.
8. Государственный реестр заключений экологического аудита состоит из федерального государственного реестра заключений экологического аудита и региональных государственных реестров заключений экологического аудита, ведение которого осуществляется
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
9. Ведение федерального государственного реестра заключений экологического аудита осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Ведение региональных государственных реестров заключений экологического аудита в отношении объектов регионального государственного надзора осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
10. Данные федерального государственного реестра заключений экологического аудита, содержащие сведения, предусмотренные
в пунктах 4, 5, 9 части 2 настоящей статьи, размещаются на официальном сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Данные региональных государственных реестров заключений экологического аудита, содержащие сведения, предусмотренные
в пунктах 4, 5, 9 части 2 настоящей статьи, размещаются на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Статья 8. Права и обязанности экологических аудиторских организаций
1. При проведении экологического аудита экологические аудиторские организации вправе:
самостоятельно определять формы и методы проведения экологического аудита, руководствуясь федеральными правилами экологической аудиторской деятельности;
требовать и получать у аудируемого лица документы в области охраны окружающей среды;
получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения
в устной и письменной формах по возникшим в ходе экологического аудита вопросам;
получать у третьих лиц сведения в устной и письменной формах
по возникшим в ходе экологического аудита вопросам;
проводить необходимые для экологического аудита исследования
и измерения (отбор и анализ проб воды, воздуха, почв);
отказаться от проведения экологического аудита или от выражения своего мнения о соответствии объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды в случае:
а) непредставления аудируемым лицом всех необходимых документов в области охраны окружающей среды, документов, связанных с осуществляемой аудируемым лицом хозяйственной и иной деятельностью;
б) создания препятствий изучению деятельности и обследованию территории аудируемого лица, необходимому для проведения экологического аудита;
в) выявления в ходе экологического аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение экологической аудиторской организации о соответствии объектов экологического аудита требованиям в области охраны окружающей среды;
осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором на оказание услуг
по проведению экологического аудита, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
2. При проведении экологического аудита экологические аудиторские организации, индивидуальные экологические аудиторы обязаны:
предоставлять по требованию аудируемого лица, заказчика экологического аудита необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения экологического аудита, а также о нормативных правовых актах Российской Федерации, требования которых использованы при подготовке заключения экологического аудита;
предоставлять по требованию аудируемого лица, заказчика экологического аудита информацию о ходе проведения аудита;
обеспечивать сохранность сведений, документов, получаемых
и (или) составляемых ими при осуществлении экологического аудита;
не передавать получаемые и (или) составляемые
при осуществлении экологического аудита сведения, документы или их копии третьим лицам либо разглашать их содержание без письменного согласия аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов, сделанных ими в заключении экологического аудита;
соблюдать федеральные правила экологической аудиторской деятельности;
обеспечивать внутренний контроль качества экологической аудиторской деятельности в соответствии с утвержденными ими правилами внутреннего контроля качества экологической аудиторской деятельности, требования к организации которого устанавливаются федеральными правилами экологической аудиторской деятельности;
исполнять иные обязанности, договором на оказание услуг
по проведению экологического аудита, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
3. Экологический аудит в отношении аудируемых лиц, деятельность которых составляет государственную тайну, в документах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
4. За неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение своих обязанностей экологические аудиторские организации, индивидуальные экологические аудиторы и экологические аудиторы несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную
и уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
5. Экологические аудиторские организации, индивидуальные экологические аудиторы вправе заниматься любой не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью с учетом положений статьи 9 настоящего Федерального закона.
Статья 9. Ограничения на проведение экологического аудита экологическими аудиторскими организациями
Экологический аудит не может осуществляться:
1) экологическими аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами;
2) экологическими аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, несущими ответственность
за организацию и осуществление производственного экологического контроля, подготовку отчетов о его результатах, подготовку документации, необходимой для получения лицензий (разрешений, экспертиз), предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды, проведение расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду;
3) экологическими аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти экологические аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой экологической аудиторской организацией учредителей (участников);
4) экологическими аудиторскими организациями, работники которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей)
с должностными лицами, осуществляющими государственный экологический надзор;
5) экологическими аудиторскими организациями, оказывавшими аудируемым лицам в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению экологического аудита, услуги
по подготовке документов, которые являются объектами данного экологического аудита;
6) индивидуальными экологическими аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями
и иными должностными лицами, несущими ответственность
за организацию и осуществление производственного экологического контроля, подготовку отчетов о его результатах, подготовку документации, необходимой для получения лицензий (разрешений, экспертиз), предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды, проведение расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду;
7) индивидуальными экологическими аудиторами, состоящими
в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, несущими ответственность за организацию и осуществление производственного экологического контроля, подготовку отчетов о его результатах, подготовку документации, необходимой для получения лицензий (разрешений, экспертиз), предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды, проведение расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду;
8) индивидуальными экологическими аудиторами, состоящими в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей)
с должностными лицами органов государственного экологического надзора.
Статья 10. Права и обязанности заказчика экологического аудита
1. При проведении экологического аудита заказчик экологического аудита вправе:
получать информацию о ходе проведения экологического аудита;
получать от экологических аудиторских организаций информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, на которых основывается заключение экологического аудита;
осуществлять иные права, предусмотренные договором на оказание услуг по проведению экологического аудита и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
2. При проведении экологического аудита заказчик экологического аудита обязан:
осуществлять содействие экологическим аудиторским организациям для своевременного и полного проведения экологического аудита, предоставлять сведения, в том числе документы и документацию, необходимые для осуществления экологического аудита, давать
по устному или письменному запросу экологических аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной
и письменной формах;
не осуществлять действий, препятствующих проведению экологического аудита;
своевременно оплачивать услуги экологической аудиторской организации в соответствии с договором на оказание услуг
по проведению экологического аудита, в том числе в случае, когда заключение экологического аудита не согласуется с позицией аудируемого лица;
исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором на проведение экологического аудита, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Статья 11. Лицензирование экологической аудиторской деятельности
1. Экологическая аудиторская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
2. Лицензия на осуществление экологической аудиторской деятельности (далее - лицензия) выдается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Соискателями лицензии являются экологические аудиторские организации, индивидуальные экологические аудиторы.
4. Порядок лицензирования экологической аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, прекращения, переоформления и аннулирования лицензий, лицензионные требования
и условия устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Порядок аттестации экологического аудитора
1. Квалификационный аттестат экологического аудитора выдается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее - претендент):
1) сдало квалификационный экзамен;
2) имеет на дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата экологического аудитора стаж работы в области охраны окружающей среды не менее пяти лет;
3) имеет высшее образование в области охраны окружающей среды (экологии и рационального природопользования) или высшее образование и дополнительное профессиональное образование
по программе профессиональной переподготовки в области охраны окружающей среды (экологии и рационального природопользования).
2. Порядок проведения квалификационного экзамена, а также перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4. Экологический аудитор обязан раз в два года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата экологического аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации в области экологического аудита.
Примерные дополнительные профессиональные программы в области экологического аудита разрабатываются и утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
5. Правительство Российской Федерации утверждает порядок аттестации и переаттестации экологических аудиторов.
6. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата экологического аудитора принимается в случае, если претендент
не соответствует хотя бы одному из требований части 1 настоящей статьи.
7. Квалификационный аттестат экологического аудитора выдается на пять лет без ограничения территории его действия.
8. Экологический аудитор обязан раз в пять лет, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата экологического аудитора, проходить переаттестацию.
К переаттестации допускается экологический аудитор при условии:
1) наличия копий удостоверений о повышении квалификации в области экологического аудита в соответствии с частью 4 настоящей статьи;
2) наличия копии квалификационного аттестата экологического аудитора;
9. Квалификационный аттестат экологического аудитора аннулируется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случаях:
1) получения квалификационного аттестата экологического аудитора на основании ложных сведений и подложных документов;
2) получения квалификационного аттестата экологического аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным частями 1 и 8 настоящей статьи;
3) несоблюдения экологическим аудитором требований статьи 9 настоящего Федерального закона;
4) систематического нарушения экологическим аудитором при проведении экологического аудита требований настоящего Федерального закона или федеральных правил аудиторской деятельности, подтвержденные лицензирующим органом;
5) подписания экологическим аудитором заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;
6) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься экологической аудиторской деятельностью;
7) несоблюдения экологическим аудитором требования, установленного частью 4 настоящей статьи;
8) уклонения экологического аудитора от прохождения внутреннего контроля качества работы со стороны экологической аудиторской организации, с которой экологический аудитор состоит
в трудовых отношениях, подтвержденные указанной экологической аудиторской организации;
9. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти ведет реестр выданных,
а также аннулированных квалификационных аттестатов экологического аудитора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
10. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата экологического аудитора и об аннулировании квалификационного аттестата экологического аудитора может быть оспорено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января
2017 года, за исключением норм статей 5, 6.
2. Статьи 5, 6 настоящего Федерального закона вступают в силу
с 1 января 2019 года.
Президент Российской Федерации
|
Законопроект предусматривает, что обязательства по проведению экологического аудита для юрлиц и индивидуальных предпринимателей вступают в силу с 2019 года
МОСКВА, 17 марта. /ТАСС/. Введение обязательного экологического аудита не окажет дополнительной финансовой нагрузки и административного давления на бизнес, считает Минприроды РФ. В пресс-релизе ведомства отмечается, что принято решение сократить перечень случаев обязательного экологического аудита предприятий с семи до пяти.
В частности, из проекта федерального закона "Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности" будет исключена необходимость проведения аудита при выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды.
Кроме того, экологический аудит будет исключен при реализации мероприятий, направленных на внедрение наилучших доступных технологий, и на снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Законопроект предусматривает ограниченный перечень случаев проведения обязательного экологического аудита, затрагивающий узкий круг природопользователей.
Согласно проекту документа, экоаудит, в частности, обязателен в случаях утилизации отходов 1-3 классов опасности; реализации проектов восстановительных работ в рамках возмещения вреда окружающей среде; выполнения мероприятий специальных экологических программ; возбуждения производства по делу о банкротстве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 1 и 2 категории. Кроме того, экоаудит предлагается проводить в обязательном порядке при приватизации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 1 и 2 категории.
Для организаций, прошедших экологический аудит, упрощен порядок продления комплексных экологических разрешений. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, прошедшие добровольный аудит, получат трехлетнюю отсрочку проверок регионального надзора.
Законопроект предусматривает, что обязательства по проведению экологического аудита для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вступают в силу с 2019 года.
В настоящее время проект федерального закона находится на доработке, его внесение в правительство РФ запланировано в 2015 году.
Тяжелая финансовая ситуация в РФ не может стать причиной переноса сроков по переходу к "чистым технологиям". Об этом заявила замдиректора департамента госполитики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды РФ Виктория Венчикова в ходе конференции "Неделя российского бизнеса РСПП".
По ее словам, перенос сроков перехода на европейские нормы в российском природоохранном законодательстве "сознательно консервирует отсталость нашей экономики и увеличивает разрыв с промышленно развитыми странами".
"Ориентация на экологию в XXI веке является существенным фактором, влияющем и на инвестиционную привлекательность страны. Более того, в условиях санкций переход на принципы "зеленой" экономики может стать одним из векторов развития России. Но это невозможно без усилий со стороны государства, так как необходимо провести соответствующие законодательные изменения и обеспечить финансовую поддержку перспективным "зеленым" инициативам. Последнее время мы слышим призывы отложить принятие новых экологических нормативов со ссылкой на тяжелые финансовые условия", - сказала она.
Как сообщал ТАСС, Минприроды подготовило законопроект, предполагающий переход к нормированию воздействия на окружающую среду на основе наилучших доступных технологий (НДТ).
Венчикова добавила, что Минприроды настаивает на включение работ по внедрению НДТ и созданию современной системы по переработке отходов в логику антикризисных мер правительства.
В законопроекте об НДТ компании предлагается разделить на три категории в зависимости от степени воздействия на окружающую среду, от чего будут зависеть требования к ним проверяющих органов, размер штрафов и др. Предусматривается постепенный переход промышленных предприятий на НДТ, что потребует от них значительных инвестиций. В финансово- экономическом обосновании проекта объем затрат на очистные сооружения по воде и воздуху оценивается в 1,3 трлн рублей.
Минприроды готовит антикризисные предложения по снижению административной нагрузки в сфере недропользования на нефтяные компании. Как сообщает пресс-служба министерства, они были обсуждены 16 марта на заседание рабочей группы с участием представителей "Газпром нефти", "Сургутнефтегаза", ЛУКОЙЛа, "Башнефти", "Татнефти".
Поручение рассмотреть антикризисные предложения с представителями нефтяных компаний в условиях снижения мировых цен на нефть дал глава Минприроды России Сергей Донской. Он поручил включить в план деятельности рабочей группы предложения, нацеленные на дальнейшее снижение административной нагрузки на бизнес. К ним, в частности, он отнес вопрос захоронения нефтяных шламов, изменения в правила учета нефти, вопросы лесопользования в рамках разведки и добычи нефти, синхронизации процедур государственной экологической и градостроительной экспертизы и ряд других предложений. При этом по его словам, предложения о введении моратория на действие целого ряда системных норм ранее принятых законов в рамках рабочей группы прорабатываться не будут.
В заседании также приняли участие представители Роснедр, Рослесхоза, Госдумы, Росрыболовства, Росводресурсов, Минэкономразвития, Ростехнадзора.
https://tass.ru/obschestvo/1834167