Проект приказа «Об утверждении формы заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (219-ФЗ)

 

Проект Приказа Минприроды России «Об утверждении формы заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»

 

Доработанный текст проекта размещен 31.07.2015 г. на сайте https://regulation.gov.ru

 

Состояние: завершена процедура независимой антикоррупционной экспертизы

 

Проектом предусматривается, что заявка о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду подается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на ведение государственного учета объектов, не позднее чем в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. 

При этом устанавливается, что именно данная заявка является основанием для постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект), а также присвоения кодов таким объектам. 

Рассматриваемым проектом предусматривается перечень и содержание разделов, из которых должна состоять заявка о постановке на государственный учет указанных объектов. В соответствии с проектом Приказа заявка должна содержать: 

1. сведения о юридическом лице/индивидуальном предпринимателе, осуществляющем хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте; 

2. сведения об объекте; 

3. сведения о воздействии объекта на окружающую среду; 

4. сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) природопользователя в области охраны окружающей среды; 

5. сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду; 

6. сведения о принимаемых природопользователем на объекте мерах по обеспечению охраны окружающей среды; 

7. сведения о результатах осуществления в отношении объекта государственного экологического надзора. 

Также проектом предлагается признать утратившими силу: 

- Приказ Минприроды России от 26 октября 2011 г. № 863 «Об утверждении Порядка государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух»; 

- Приказ Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию».

https://www.ecospecialist.ru 

 

Проект Приказа Минприроды России «Об утверждении формы заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»

Идет публичное обсуждение: с 17.06.2015 г. – по 17.07.2015 г.

Проектом предусматривается, что заявка о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду подается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, ее территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на ведение государственного учета объектов, в соответствии с их компетенцией, установленной Федеральным законом «Об охране окружающей среды», не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

При этом устанавливается, что именно данная заявка является основанием для постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также присвоения кодов таким объектам.

Рассматриваемым проектом предусматривается перечень и содержание разделов, из которых должна состоять заявка о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. К таким разделам отнесены:

1. сведения о юридическом лице/индивидуальном предпринимателе, осуществляющем хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект);

2. сведения об объекте;

3. сведения о воздействии объекта на окружающую среду;

4. сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) природопользователя в области охраны окружающей среды;

5. сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

6. сведения о принимаемых природопользователем на объекте мерах по обеспечению охраны окружающей среды;

7. сведения о результатах осуществления в отношении объекта государственного экологического надзора.

Также проектом предлагается признать утратившими силу:

- Приказ Минприроды России от 26 октября 2011 г. № 863 «Об утверждении Порядка государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух»;

- Приказ Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию».

https://www.ecospecialist.ru 

 

Текст проекта акта

 

Краткое описание проблемы, на решение которой направлено предполагаемое регулирование:

Для получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект), определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора, в Российской Федерации будет осуществляться государственный учет объектов в форме ведения государственного реестра объектов. Государственный реестр объектов включает в себя: наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, об объеме производимой продукции (товара), о выполняемых работах, об оказываемых услугах; сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях; сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления; сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду; сведения о комплексных экологических разрешениях или декларациях о воздействии на окружающую среду; сведения о программе производственного экологического контроля; сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду; информацию о применяемых на объектах I категории технологиях и об их соответствии наилучшим доступным технологиям; информацию о технических средствах по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технических средствах и технологиях по обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления; сведения о результатах осуществления государственного экологического надзора; информацию о консервации, ликвидации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, об изменении его места нахождения, о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду. Постановка на государственный учет объектов, будет осуществляться на основании заявки о постановке объекта на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. Проектом приказа Минприроды России утверждается форма заявки о постановке на государственный учет, содержащая сведения для внесения в государственный реестр объектов.

 

Краткое изложение целей регулирования:

В целях осуществления постановки на государственный учет объектов и включения в государственный реестр объектов достоверной информации (сведений) об объектах, разрабатываемым проектом приказа Минприроды России утверждается форма заявки о постановке объектов на государственный учет, которая подлежит заполнению и представлению в федеральный орган исполнительной власти, его территориальные органы или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на ведение государственного учета объектов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах.

 Круг лиц, на которых будет распространено его действие:

Федеральные органы исполнительной власти, его территориальные органы и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на ведение государственного учета объектов, юридические лица, индивидуальные предприниматели

 Общая характеристика соответствующих общественных отношений:

Заявка о постановке объекта на государственный учет подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации таких объектов. На основании указанной заявки уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня ее получения обязан осуществить постановку объекта на государственный учет и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.

 Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта:

Пункт 3 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Планируемый срок вступления в силу нормативного правового акта:IV квартал 2015 года

Срок переходного периода (дней): 0

Срок публичного обсуждения (дней): 15

Даты проведения обсуждения: 29.05.2015 - 13.06.2015

Ответственное лицо: Дронова Анна Викторовна

Адрес электронной почты ответственного лица: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Контактный телефон ответственного лица: (499) 254-43-25

 

Ключевые слова:

форма заявки

https://regulation.gov.ru/project/26281.html?point=view_project&stage=1&stage_id=8634

 

Мнения экспертов:

Сердюков Виталий Александрович
Дату публикации: 2015-05-29 17:57:20  |  Ответы на вопросы: 2/5

 

На решение какой проблемы, на Ваш взгляд, направлен разрабатываемый проект нормативного правового акта? Актуальна ли данная проблема сегодня?

По непонятной причине планируемый проект отнесен к категории административных регламентов. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 31.12.2014) \"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг\" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) \"Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;...\" Очевидно, что приказ об утверждении формы заявки не может быть административным регламентом. В то же время разработка НПА, посвященного столь узкому вопросу - утверждению формы заявки - нецелесообразно. Тем более, что отсутствует НПА, полностью определяющий содержание процедуры постановки на учет. Считаю необходимым расширить область регулирования данного проекта до регламентации всей процедуры постановки объектов, оказывающих НВОС, на гос.учет, включая, безусловно, и форму заявки. Таким документом мог бы стать административный регламент Росприроднадзора предоставления государственной услуги по постановке объектов, оказывающих НВОС, на учет.
 

С какими рисками и негативными последствиями для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, на Ваш взгляд, может быть связано принятие разрабатываемого проекта нормативного правового акта?

В данном документе должны быть даны исчерпывающее и понятное определение объекта, оказывающего НВОС, которые необходимо ставить на учет, т.е. должны быть даны все отличительные признаки этих объектов, достаточные для отделения объектов, которые нужно ставить на учет, от прочих объектов. Определение этого понятия, данное в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) \"Об охране окружающей среды\", абсолютно неприменимо в практической деятельности, логически безграмотно: \"объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков\". Исходя из этого определения объект, оказывающий НВОС (ООНВОС): - может быть, а может не быть объектом капитального строительства. Т.е. отношение к капитальному строительству не является признаком ООНВОС, а значит эта часть определения не содержит никакой значимой информации; - может быть иным объектом, т.е. любым объектом или их совокупностью. Объект (лат. objectum — предмет) — философская категория, обозначающая вещь, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя). При этом в качестве объекта может выступать и сам субъект. Т.е. эта часть определения также не содержит существенных признаков, свойств и характеристик ООНВОС, позволяющих отделить их от других объектов; - если ООНВОС является совокупностью объектов, то эти объекты должны быть объединены единым назначением и (или) неразрывно связаны физически или технологически. Понятие неразрывной физической или технологической связи требует пояснения. Чем должны быть связаны объекты - трубами, проводами, дорогами? Что значит \"неразрывная связь\"? Кто ее не может разорвать? Единство назначения - также неопределенный критерий; - могут быть расположены в пределах одного или нескольких земельных участков. Т.е., вообще говоря, неважно где они расположены. Эта часть определения также не содержит существенных признаков ООНВОС, с целью определения отличий от других объектов. Без понятного определения ООНВОС документ нормально работать не будет.
 
Свернуть

 

 
Семеновских Василий Максимович
Дату публикации: 2015-06-11 11:10:49  |  Ответы на вопросы: 5/5

 

На решение какой проблемы, на Ваш взгляд, направлен разрабатываемый проект нормативного правового акта? Актуальна ли данная проблема сегодня?

Проект нормативного акта направлен на очередную попытку МПР РФ, РПН РФ через неопределенность чтения и понимания различными министерствами, ведомствами новых понятий, терминов, целей и задач, введенных в НПА Федеральными Законами 219-ФЗ от 21.07.2014, 458-ФЗ от 29.12.2014, навязать некую ПТК «Госконтроль», продекларированную РПН РФ, как некая «Государственная» информационная система и которая якобы предназначена для ведения «Государственного реестра объектов» негативного воздействия на окружающую среду (ОНВ). Данная попытка навязать некую закрытую информационную систему, не соответствующую даже в настоящее время действующим НПА, предприняты и в других проектах НПА, таких как: Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» https://regulation.gov.ru/project/23064.html?point=view_project&stage=2&stage_id=17227 и в явном виде присутствует в проекте НПА - Административный регламент (ведомственный приказ) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ КОДОВ ОБЪЕКТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, И ИХ ПРИСВОЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ОБЪЕКТАМ» https://regulation.gov.ru/project/25562.html?point=view_project&stage=2&stage_id=18150 , где четко это прослеживается через чт-то \"автоматически\" формируемые коды объектов ОНВ, в котором в явном виде прослеживается данная закрытая система ПТК «Госконтроль» с закрытыми кодами Управлений РПН, отсутствующими в открытых источниках НПА.
 

Насколько цель предлагаемого регулирования соотносится с проблемой, на решение которой оно направлено? В какой степени, на Ваш взгляд, принятие нормативного правового акта позволит достигнуть поставленной цели?

Проект нормативного акта \"Формы Заявки\" в виде отдельного НПА не имеет никакого отношения к административным регламентам МПР, РПН и никак не соотносится с задачами и целью достижения - «осуществления государственного экологического надзора» и который будет осуществляться в Российской Федерации через «государственный учет объектов в форме ведения государственного реестра объектов».
 

Является ли предлагаемое регулирование оптимальным способом решения проблемы? Существуют ли иные способы? Если да, укажите те из них, которые, по Вашему мнению, были бы менее затратны для участников общественных отношений и (или) более эффективны?

Данное предлагаемое регулирование не является оптимальным способом решения проблемы, а только повышает коррупционную составляющую и усложняет ведение предпринимательской деятельности из-за появления очередного нового вида документа, несущего в себе повтор информации томов ПДВ, ПНООЛР, НДС, программ ПЭК. Существуют ли другие способы решения данной проблемы ? Да существуют и она уже была решена в Госкомэкологии, МПР РФ в 2000- 2004 годах. Необходимо просто вернуться к единой форме документа в области ООС и природопользования, введенный еще во времена Госкомэкологии и действующим в настоящее время - ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 \"Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы\", в том числе, разработанным по Госзаказам с Госкомэкологией, МПР РФ № С 11-00 от 21.04.2000г, № 08-НИОКР от 01.06.2001г, № ИГ-02-56/471 от 28.10.2002, № ВС-03-28/868 от 17.12.2004 г., № ВС-03-28/856 от 17.12.2004 г.документам: «Требования разработки и оформлению классификаторов информации в области ООС и природопользования», единому «Реестр классификаторов информации в области ООС и природопользования» . Необходимо объединить данный проект НПА с «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ КОДОВ ОБЪЕКТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, И ИХ ПРИСВОЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ОБЪЕКТАМ» https://regulation.gov.ru/project/25562.html?point=view_project&stage=2&stage_id=18150) увязав результатом управленческих действий – «Свидетельством», а также с проектом НПА - Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» https://regulation.gov.ru/project/23064.html?point=view_project&stage=2&stage_id=17227 Необходимо прекратить экспериментировать над бизнес сообществом, создавая все новые разрозненные НПА, новые отчетные документы, дублирующие информацию других документов, под различные новые термины, определения и вернуться к единой форме документа в области ООС и природопользования, введенный еще во времена Госкомэкологии и действующим в настоящее время - ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 \"Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы\"
 

С какими рисками и негативными последствиями для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, на Ваш взгляд, может быть связано принятие разрабатываемого проекта нормативного правового акта?

Предлагаемое решение по созданию отдельного НПА по форме «Заявки» ведет к запутыванию проблемы ведения Государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к еще большей коррупционной составляющей на «стыке» различных НПА: присвоение категорий объектам ОНВ, подача «Заявки», присвоение кодов объектам ОНВ, выдача «Свидетельства» о постановке объектов ОНВ. При этом предприятие может находится в различных ОКТМО и иметь много земельных участков с объектами ОНВ, различных категорий, начиная от 1 и кончая 4 категорий, что повлечет за собой многократное усложнение системы «Заявок», дополнительной нагрузки на предпринимательское сообщество и естественно к высокой коррупционной составляющей. В предлагаемом проекте НПА четко прослеживается протаскивание через различные проекты НПА некой закрытой уже на сегодняшний день, так называемой «Государственной» информационной системы ПТК «Госконтроль», которая уже сейчас не соответствует ни одному действующему НПА https://rpn.gov.ru/otchetnost и которая в нарушение требований «Распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 953-р \"План мероприятий (\"дорожная карта\") \"Повышение качества регуляторной среды для бизнеса\", «Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. № 2516-р \"О Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде\" не передана государству, а находится в частных руках ООО «Экоинформатика», ООО «Адиком Системс», ООО УЦ «Адиком». В том числе, растаскивание ведение «Государственного реестра объектов» негативного воздействия на окружающую среду в различные отдельные НПА приведет к полному коллапсу в системе ООС, повышению коррупционной составляющей, как это уже происходит в настоящее время: Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» https://regulation.gov.ru/project/23064.html?point=view_project&stage=2&stage_id=17227 и в неявном присутствует в проекте НПА, в котором в явном виде прослеживается данная закрытая система ПТК «Госконтроль» с закрытыми кодами Управлений РПН: Административный регламент (ведомственный приказ) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ КОДОВ ОБЪЕКТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, И ИХ ПРИСВОЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ОБЪЕКТАМ» https://regulation.gov.ru/project/25562.html?point=view_project&stage=2&stage_id=18150)
 

Ваше общее мнение о данном проекте нормативного правового акта

Данный проект нормативного правового акта несет под собой высокую коррупционную составляющую. В том числе, четко прослеживается упорное желание МПР РФ, РПН РФ протащить закрытую, некую ПТК «Госконтроль» через различные проекты НПА, как неку \"Государственную\" информационную систему, которая до настоящего времени находится в частных руках каких-то ООО \"Экоинформатика\", ООО \"Адиком Системс\", ООО \"Адиком\" и исходные коды программ не переданы государству, в нарушение Распоряжений Правительства. При этом через различные проекты НПА, подготовленные МПР РФ, РПН РФ четко прослеживается подготовка общественного мнения к тому, что вся отчетная документация по ООС и природопользованию при взаимодействии государства и бизнеса должна осуществляться только через различные \"веб-порталы, в том числе, что форма \"Заявки\" должна заполняться только через некий \"электронный\" сервис, через некий \"веб-портал\" с ЭЦП подписью, что ведет не только к коррупционной составляющей, но и к дублированию информации томов ПДВ, ПНООЛР, НДС и другой природоохранной информации, которую планируется указывать в «Заявке», ошибках при повторном дублировании при вводе информации, неопределенности в терминах, понятиях, ну при отсутствии открытых справочников, классификаторов для кодирования информационных показателей к полной неразберихе и отсутствию возможности какого-либо обобщения информации по вертикали управления - ВСЕ ЭТО ПРИВЕДЕТ К МНОГОКРАТНОМУ УВЕЛИЧЕНИЮ НАГРУЗКИ НА БИЗНЕС, к рискам применения КоАП, повышению коррупционной составляющей между РПН и \"договорным\" отнлшениям юридических лиц с МПР РФ и РПН РФ.
 
https://regulation.gov.ru/project/26281.html?point=view_proposals_expert&stage=1&stage_id=8634
 
 

Приложение к письму КЭП РСПП от «__» августа 2015 г. №

Заключение Комитета РСПП по экологии и природопользованию на проект приказа Минприроды России «Об утверждении формы заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»

 

1.         На решение какой проблемы направлено предлагаемое регулирование? Актуальна ли данная проблема сегодня?

 

Предлагаемое регулирование направлено на создание реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – ОНВ) путем установления для хозяйствующих субъектов обязанности по представлению детализированной информации об ОНВ. Реестр ОНВ необходим для выполнения возложенных на ФОИВ полномочий по осуществлению государственного надзора в сфере охраны окружающей среды и его создание в соответствии с Бюджетным кодексом РФ должно осуществляться за счет расходных обязательств федерального бюджета. 

Цель предлагаемого проектом акта регулирования – возложить основные затраты по созданию реестра ОНВ на хозяйствующих субъектов, используя для этого форму постановки на учет ОНВ. Фактически это не форма постановки на государственный учет ОНВ, а форма представления огромного массива сведений об ОНВ, целесообразность в которых вызывает большое сомнение. Это следует квалифицировать как подмену целей: вместо постановки на государственный учет – представление массива сведений.

 

2.         Позволит ли принятие нормативного правового акта решить поставленную проблему? Существуют ли способы решения указанной проблемы?

 

Постановка на государственный учет ОНВ должна представлять собой простую процедуру, а не подменять процедуру формирования реестра ОНВ. Форма заявки о постановке на государственный учет ОНВ должна включать не огромный массив разнообразных сведений, а ключевые показатели о производимом воздействии на окружающую среду.

 

3.         Оцените, насколько понятны предусмотренные проектом нормативного правового акта обязанности, ответственность субъектов государственного регулирования, а также административные процедуры, реализуемые ответственными органами исполнительной власти? Считаете ли Вы, что предлагаемые нормы не соответствуют или противоречат иным действующим нормативным правовым актам?

 

Предусмотренные проектом акта административные процедуры допускают неоднозначное толкование. В частности, это связано с неоднозначностью толкования основных понятий, используемых для конструирования правовых норм. Так, в статье 1 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 №219 (далее –№219-ФЗ) дано определение понятия: «объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду», которое представлено в пункте 2 проекта акта:

«объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков». 

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ:

«объект капитального строительства  - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек». 

Из анализа определений этих понятий следует, что понятие ОНВ имеет неоднозначное толкование, что может приводить к различным правовым последствиям при формировании правовых норм, в частности, при определении ОНВ для постановки на государственный учет, поскольку существует несколько вариантов, подпадающих под данное определение:

(а)        это совокупность объектов (зданий, строений, сооружений), объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного земельного участка;

(б)       это совокупность объектов (зданий, строений, сооружений), объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах нескольких земельных участков;

(в)       это отдельный объект, не входящий в совокупность объектов (зданий, строений, сооружений), объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного земельного участка;

(г)        это отдельный объект, входящий в совокупность объектов (зданий, строений, сооружений), объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного земельного участка;

(д)       это отдельный объект незавершенного строительства (например, фундамент будущего здания, строения или сооружения;

(е)        это совокупность объектов (зданий, строений, сооружений), объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного земельного участка, включая объекты незавершенного строительства, которые могут быть связаны физически или технологически с действующими объектами и расположены в пределах этого земельного участка, на которых находятся действующие объекты;

(ж)       возможны и иные комбинации разных вариантов. 

Таким образом, в соответствии с установленной нормой, хозяйствующие субъекты должны поставить на учет либо отдельные объекты, либо различные их сочетания, с учетом строящихся ОНВ, находящихся на разных стадиях строительства.Одновременно с этим в пункте 2 формы заявки о постановке на государственный учет объектов ОНВ устанавливается, что заявка подается в Росприроднадзорне позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объектов. Эту норму можно истолковать таким образом, что до начала эксплуатации объектов в заявку они включаться не должны. Это требование не согласуется с определением понятия ОНВ, которое относит к ОНВ объекты капитального строительства, т.е. объекты незавершенного строительства.Такая неопределенность приведет к построению системы учета ОНВ, отдельные объекты которой могут присутствовать в различных комбинаторных вариантах при формировании ОНВ при постановке на учет, что может привести дублированию, поскольку проектом акта не устанавливаются четкие правила формирования ОНВ для постановки их на государственный учет. Построение реестра ОНВ в таких условиях излишне усложнено.

 

4.         Какие субъекты предпринимательской и иной деятельности будут затронуты предлагаемым регулированием?

 

Поскольку устанавливаемые проектом акта перечни сведений, которые надлежит представить хозяйствующим субъектам в Росприроднадзор при постановке на учет ОНВ имеют отличия от сведений о негативном воздействии, приведенных в материалах по обоснованию нормативов воздействия (ПДВ, НДС, НООЛР), это потребует актуализации, т.е. их переработки, что повлечет за собой значительные финансовые и людские затраты всех субъектов хозяйственной деятельности, эквивалентныерасходам на разработку этих материалов, что будет исчисляться десятками (или сотнями) миллиардов рублей.

 

5.         Существуют ли в предлагаемом проекте нового регулирования положения, которые необоснованно затрудняют ведение предпринимательской деятельности?

 

В статье 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее –№7-ФЗ), введенной №219-ФЗ, устанавливается, что постановка на государственный учет объектов ОНВ осуществляется на основании заявки, форма которой определяется Правительством РФ. При этом закон не устанавливает требование о повторном направлении сведений, ранее представленных в надзорный орган и имеющихся в его распоряжении.Однако, в разделахII-Vформы заявки предлагается обязать хозяйствующих субъектов представить:

- сведения о стационарных источниках выбросов, массах выбросов загрязняющих веществ и целый массив иных детализированных сведений, касающихся выбросов веществ, которые содержатся в объемных томах по обоснованию нормативов допустимых выбросов, представляемых хозяйствующим субъектов в надзорный орган при утверждении нормативов допустимых выбросов и при установлении временно согласованных выбросов;

- сведения о выпусках и сбросах загрязняющих веществ, включающих целый массив детализированных сведений, касающихся сбросов веществ, которые содержатся в объемных томах по обоснованию нормативов допустимых сбросов, представляемых хозяйствующим субъектов в надзорный орган при утверждении нормативов допустимых сбросов и при установлении временно согласованных сбросов (лимитов на сбросы);

- сведения об объектах образования, размещения, использования и обезвреживания отходов, включающих целый массив детализированных сведений, касающихся обращения с отходами, которые содержатся в объемных томах по обоснованию нормативов образования отходов  и лимитов на их размещение (далее – НООЛР), представляемых хозяйствующим субъектов в надзорный орган при утверждении НООЛР;

- сведения о разрешительных документах природопользователя в области охраны окружающей среды, которые имеются в надзорном органе, который их и выдает;

- сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду, которые ежеквартально представляются в надзорный орган, который является администратором платы;

- сведения о принимаемых природопользователем на объекте мерах по обеспечению охраны окружающей среды, которые содержатся в объемных томах по обоснованию нормативов допустимых выбросов, сбросов, НООЛР;

- сведения о результатах осуществления в отношении объекта государственного экологического надзора (представление в надзорный орган сведений о проведенных им проверках). 

Установление обременительных требований к организациям в подзаконном акте, а также установление общеобязательных правил поведения в нормативном правовом акте в условиях отсутствия законодательной делегации соответствующих полномочий является коррупциогенным фактором.Целесообразность в предоставлении значительного объема разного рода сведений под названием «информационный ресурс» для различных комбинаций объектов, включаемых в ОНВ при постановке их на государственный учет, отсутствует. 

Пример подобной затеи построения аналогичного рода массива данных имеется. Ранее (в 90 годы прошлого столетия) Госкомэкологии России была предпринята попытка создания экологических паспортов предприятий и это дорогостоящее упражнение не имело никакого практического смысла. Год применения экологических паспортов в Москве показал, что затраты, которые понесли предприятия, приведенные к текущим ценам составили величину порядка 10 млрд. рублей. При этом ни в одной из государственных систем управления не нашлось чиновника, который использовал бы эти тома макулатуры под названием «экологический паспорт предприятия» для принятия решений. По инициативе Москвы вопрос по экологическим паспортам предприятий был вынесен на Коллегию Госкомэкологии России, где было принято решение о приостановке этой затеи в Москве, а затем и в других регионах РФ. 

Новация Минприроды России, проведенная (несмотря на обоснованные возражения бизнеса) в законодательную норму в №219-ФЗ, является очередной попыткой возродить не оправдавшую себяидею по созданию «экологических паспортов» предприятий и понудить предприятия к значительным расходам на их создание в форме информационного ресурса при построении государственного реестра ОНВ без какой-либо ответственности за последствия этих трат. 

Совершенно очевидно, что решения, принимаемые органами исполнительной власти в каждом конкретном случае, не будут основываться на документах, не связанных с создаваемым массивом разнородных избыточных сведений, который планируется сформировать в рамках построения государственного реестра ОНВ, загрузив этот реестр избыточной информацией, использование которой для принятия управленческих решений весьма сомнительно. Например, принятие решения относительно корректности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, принимается на основе представляемой декларации об исчисленной и внесенной плате. При этом сведения о декларациях за предыдущие отчетные периоды не имеют никакого значения при принятии решения, но проект акта предусматривает их «загрузку» в массив данных. Целесообразность в такой «загрузке» отсутствует. 

Таким образом, устанавливаемое проектом акта требование о повторном представлении информации, имеющейся в распоряжении госорганов, а также иной избыточной информации в целях построения системы государственного учета, приведет к дополнительным непроизводительным расходам хозяйствующих субъектов и противоречит бюджетному законодательству. 

Следует отметить, что действующие предприятия уже фактически стоят на учете в надзорных органах. В соответствии с приказом Ростехнадзора от 03.08.2005 №545 «Об утверждении Порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» территориальные органы Ростехнадзора ранее самостоятельно осуществляли работу по формированию и ведению реестра ОНВ. При этом в качестве исходных данных для проведения этой работы они использовали документы, представляемые в рамках действующего законодательства хозяйствующими субъектами при утверждении им нормативов ПДВ, лимитов на выбросы, нормативов допустимых сбросов, а также другие документы. 

Устанавливаемое статьей 69.2 №7-ФЗ требование о постановке на государственный учет ОНВ фактически на законодательном уровне закрепляет этот факт. Превращение этой формальной процедуры в понуждение хозяйствующих субъектов к формированию информационного ресурса в рамках федерального государственного реестра ОНВ, ведение которого законом возлагается на Росприроднадзор, является инверсией (переложением) обязанностей по формированию указанного реестра с Росприроднадзора на хозяйствующих субъектов, т.е. ненадлежащим выполнением возложенных на государственный орган полномочий. 

Формирование государственного реестра ОНВ должно строиться Росприроднадзором на основе использовании уже имеющейся информации о негативном воздействии на окружающую среду, представляемой хозяйствующими субъектами  при утверждении различных нормативов воздействия, деклараций по исчислению и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду и других сведений, представление которых предусматривается действующим законодательством, с исключением дублирования представления сведений.

 

6.         Выводы

 

Содержание формы Заявки о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия определяется положениями федерального закона от 21 июля 2014 года № 219, но оно не продиктовано практической потребностью и является обременительным для промышленных компаний и предприятий в виду того, что:

(а)        содержание требуемых для представления данных выходит за пределы задач формирования системы учета объектов негативного воздействия (ОНВ);

(б)       понятие ОНВ не сформировано;

(в)       критерии отнесения ОНВ к категориям содержат значительный перечень несвязанных между собой и неопределенных характеристик.

 

7.         Предложения

 

В целях устранения коррупциогенных факторов, выраженных в необоснованном установлении избыточных обязанностей хозяйствующих субъектов, приводящих к необоснованным их расходам, Комитет РСПП по экологии и природопользованию считает необходимым: 

(1)       сформировать понятие «объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду», привести его в соответствие с целями регулирования, исключив неоднозначное толкование; 

(2)       исключить разделыII-VI формы Заявки «Сведения о воздействии объекта на окружающую среду». Эти сведения должны формироваться в рамках ведения реестра ОНВ Росприроднадзором и вноситься в реестр ОНВ из поступивших в надзорный орган материалов при утверждении нормативов образования и лимитов размещения отходов, нормативов допустимых сбросов, нормативов допустимого воздействия на атмосферный воздух, при внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду от надлежащим образом идентифицированного ОНВ. При постановке на учет ОНВ, юридическому лицу достаточно указать виды негативных воздействий, оказываемых на окружающую среду, и виды осуществляемого природопользования при эксплуатации объекта; 

(3)       дополнить проект приказа Минприроды России пунктом следующего содержания:

«Федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для предприятий, находящихся на учете в качестве плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду, самостоятельно вносят информацию о них в реестр объектов негативного воздействия на основании сведений, находящихся в распоряжении этих органов, или запрашивают с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия документы (содержащиеся в них сведения), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (содержащиеся в них сведения) находятся в распоряжении таких органов или организаций. Юридические лица или индивидуальные предприниматели вправе представить указанные документы по собственной инициативе».

 

 https://www.ecospecialist.ru