В Госдуму внесен проект нового Кодекса РФ об административных правонарушениях
Проект нового КоАП РФ содержит общие положения законодательства об административных правонарушениях, правила разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти, принципы административной ответственности, перечень видов административных наказаний и правила их назначения, перечень оснований и правила освобождения от административной ответственности и наказания, а также порядок производства по делам об административных правонарушениях.
В числе основных новелл Кодекса можно отметить:
32 главы документа посвящены нормам об ответственности за конкретные административные правонарушения, например, о деяниях, посягающих на основные права и свободы граждан, на избирательные права, на трудовые права, на семью и права несовершеннолетних, на установленный порядок деятельности НКО и политических партий, на объекты исторического и культурного наследия. Также выделены составы правонарушений в сфере торговли, в области финансов и финансового рынка, налогов и сборов, страховых взносов, в области госконтроля (надзора) и муниципального контроля, воинской обязанности и т. п.
Скорректирован и порядок назначения административного наказания – например, административные штрафы в небольших суммах (до 10 тыс. руб.) предлагается взыскивать путем направления для удержания по месту работы, получения периодических платежей (из зарплаты, стипендии, пенсии и т. д.). А для обеспечения исполнения штрафных санкций КоАП РФ планируется дополнить новой мерой обеспечения производства по делу – обеспечительный арест имущества.
Также проектом предусматривается возможность уменьшения размера административного штрафа в случае его добровольной уплаты – предполагается, что лицо, совершившее значительное или менее значительное правонарушение, сможет уплатить половину сумму назначенного ему штрафа, если произведет его уплату в сокращенные сроки (в течение 20 дней).
ГАРАНТ.РУ: https://www.garant.ru/news/677824/#ixzz3umNSk0QI
Новый КоАП убьет малый бизнес, и принимать его не следует, считает Общественная палата
Общественная палата считает новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) несвоевременным и репрессивным, следует из поступившего в Думу отзыва. В первом чтении КоАП может быть рассмотрен в середине марта.
Принятие КоАПа несвоевременно и не поддерживается палатой. Сначала нужно реформировать контрольно-надзорные органы, поскольку документ направлен не на предотвращение правонарушений юрлиц и индивидуальных предпринимателей, а на привлечение их к ответственности и взыскание с них штрафов, сказано в отзыве. Кодекс будет идти вразрез с проводимой государством поддержкой малого и среднего бизнеса и навредит инвестиционному климату. Предлагаемые значительные штрафы будут приводить к прекращению работы юрлиц и предпринимателей, повысят риск ведения бизнеса и поэтому нуждаются в корректировке и дифференциации. Авторов КоАПа просят уточнить и дополнительно обосновать такие наказания, как ликвидация юрлица, административное приостановление деятельности и дисквалификация. Если лицензии предпринимателям выдаются с ошибками, то это не должно быть основанием для прекращения их работы, настаивают авторы отзыва.
Человек, близкий к рабочей группе по подготовке документа, отмечает, что могут быть учтены некоторые замечания палаты по категоризации правонарушений, приостановлению деятельности, по ответственности для предпринимателей, работающих без специальных разрешений: «В этом направлении работают».
Если у нас есть проблемы с госконтролем, то тем более нужен сильный институт административной ответственности, который позволит нивелировать негативные тенденции, связанные с ненадлежащим правовым регулированием, говорит руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев групп» и член рабочей группы Госдумы по разработке КоАПа Елена Овчарова. В проекте предусмотрен запрет на внесение «технических поправок» в кодекс путем включения новых норм об административной ответственности в отраслевые законопроекты, не посвященные изменениям кодекса. Именно такие поправки служат источником ужесточения административной ответственности в сфере предпринимательства, отмечает эксперт.
Наказания в КоАПе не могут быть строже, чем в Уголовном кодексе, это нарушает нормы права. Однако в проекте кодекса для граждан размер штрафа установлен в 100 000 руб., для индивидуальных предпринимателей – 400 000 руб., для юридических лиц – 60 млн руб. – это должны быть очень крупные компании, говорит юрист «Яковлев и партнеры» Анастасия Рагулина. Проект кодекса остается очень сырым, штрафы взяты с потолка и депутаты пока не торопятся его менять и прислушиваться к мнению экспертов, резюмирует юрист.
https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/03/17/633907-koap-malii-biznes
Единороссы подготовили абсолютно новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Он шире действующего и по количеству предложенных норм, и по размеру санкций. В этой версии КоАП штрафы за целый ряд правонарушений вырастут в разы, в том числе по "политическим" статьям: к примеру, за "подкуп избирателей" предельный размер санкции вырос в 20 раз — до 10 млн руб.
Главным достижением авторы документа называют попытку систематизировать КоАП: после принятия нынешнего кодекса в 2002 году в него было внесено около трехсот правок, это больше, чем в Уголовный кодекс, который действует с 1996 года. Поэтому одним из решений, принятых еще этим летом, стало включение в проект КоАП нормы о том, что менять его можно только отдельными законами. Ранее такой фильтр был введен для поправок к другому "репрессивному закону" — УК. Это нужно, чтобы "изменения в кодекс носили упорядоченный характер", заявил "Ъ" зампред комитета по конституционному законодательству Дмитрий Вяткин. Сразу после разработки вносить в Госдуму законопроект не стали, по словам главы комитета Владимира Плигина, он должен пройти общественное обсуждение.
Общая часть КоАП предоставляет широкие возможности по выбору санкций как для граждан, так и для бизнеса. Это лишение лицензий, ликвидация юрлиц или прекращение работы в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП), исправительные работы, запрет на посещение публичных мероприятий и пользование услугами авиаперевозчиков. Владимир Плигин заявил, что ликвидировать предприятия будут только в нескольких случаях: при торговле детьми, изготовлении детской порнографии, поддержке терроризма, отмывании денег, организации азартных игр. Старший партнер коллегии адвокатов "Юков и партнеры" Ирина Адамова отмечает, что, принимая решение о ликвидации юрлица, суд может также установить срок от шести месяцев до трех лет, в течение которого "лицо, являющееся участником ликвидируемого юрлица, не может быть учредителем" нового. Это ограничение она считает "неоднозначным", поскольку оно может нарушить "конституционные права привлекаемых к такой административной ответственности".
Проект КоАП предусматривает разделение правонарушений по аналогии с УК на разные категории: грубые, значительные и менее значительные, в зависимости от тяжести наказания. Потолок штрафов для граждан составит 100 тыс. руб., для ИП — 400 тыс. руб., для должностных лиц — 800 тыс. руб., для юридических лиц — 60 млн руб. Владимир Плигин говорит, что цели увеличить штрафы при подготовке проекта не преследовалось, тем не менее они выросли. Так, ужесточена ответственность за фиктивное и преднамеренное банкротство, "максимальная планка штрафа возросла с 10 тыс. до 200 тыс. и 300 тыс. руб.", говорит партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Рустам Курмаев. А за предпринимательскую работу без лицензии максимальный размер штрафа с юрлица возрастет с 50 тыс. до 500 тыс. руб.
Увеличились размеры штрафов по "политическим" статьям КоАП. Если сейчас за "незаконное использование денежных средств" во время выборов максимальный штраф юрлицу может составить до 1 млн руб., то по проекту нового КоАП — до 7 млн руб. За "подкуп избирателей" предельный размер санкции вырос в 20 раз — до 10 млн руб. Переформатирована будет и статья о "неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции". Сейчас это грозит штрафом в 500-1000 руб. или арестом до 15 суток, но в новом КоАП за помехи полицейским при охране общественного порядка предлагается штрафовать на 10-15 тыс. руб., а альтернативой аресту могут быть исправительные или обязательные работы (повторное нарушение будет добавлять штраф в 5 тыс. руб. или арест до 30 суток).
В кодексе есть и несколько новелл, которые могли бы облегчить жизнь граждан. К примеру, право взыскания небольших штрафов путем удержания сумм по месту работы или из пенсии и других постоянных платежей, а также возможность назначать штраф ниже низшего предела. Ирина Адамова отмечает также возможность освобождения гражданина от ответственности при исполнении им приказа или распоряжения в силу должностных или иных обязанностей: в таких случаях предлагается к ответственности привлекать лицо, издавшее приказ. Правда, в норме устанавливается, что освобождению от ответственности не подлежит лицо, "совершившее деяние во исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения", но само понятие не раскрывается. Появляются в проекте КоАП понятия длящегося и продолжаемого правонарушения, которые упоминались в постановлениях пленумов Высшего арбитражного суда РФ и Верховного суда РФ, говорит госпожа Адамова. От этого зависит исчисление сроков правонарушений.
Особенная часть КоАП, где описаны составы правонарушений, должна увеличиться с 17 до 32 глав. Дмитрий Вяткин говорит, что авторы исправили ситуацию, когда правонарушения, которые относятся к различным сферам регулирования, смешивались. Вопросы правонарушений в области финансов, налогов, сборов, страховых взносов, а также рынка ценных бумаг будут разделены по разным главам, хотя раньше они были сведены в одну главу. Выросло и число составов правонарушений. В главе, описывающей правонарушения, посягающие на трудовые права граждан, их вдвое больше, чем в действующем кодексе, говорит эксперт Павел Сутулин. При этом санкции во многих случаях оказались одинаковые, а "составы правонарушений пересекаются", это "только затруднит работу контролирующим органам и судам". Глава, описывающая нарушения в области дорожного движения, теперь будет не 12-я, а 21-я. "Водителям и инспекторам придется заново запоминать номера, ничего страшного",— заявил первый зампред комитета Вячеслав Лысаков.
Предлагается выделить в структуре Кодекса три части – Общую, Особенную и Процессуальную – состоящие из разделов и глав (всего 52 главы). Основными отличиями нового документа от действующего КоАП РФ могут стать:
Кроме того, проектом КАО РФ предусмотрено скорректированное определение понятия "административное правонарушение". Под ним понимается противоправное, то есть противоречащее положениям законов, иных нормативных правовых актов, признанных обязательными для исполнения нормативно-технических документов, действующих на территории России, общественно вредное, то есть причиняющее реальный вред (физический, имущественный, моральный, репутационный, организационный) охраняемым государством общественным отношениям либо создающее угрозу причинения такого вреда, виновное действие (бездействие) индивидуально определенного физического или юридического лица, обладающего юридической способностью нести административную ответственность, за которое КАО или законом субъекта РФ об административной ответственности установлена административная ответственность. Напомним, сейчас административное правонарушение определяется как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Временно в графическом образе
(вносится депутатом Государственной думы Агеевым А.А.)
Статья 1. Ввести в действие Кодекс Российской Федерации об
административной ответственности с 1 января 2017 года.
Статья 2. Признать утратившими силу с 1 января 2017 года Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный
закон от 30.12. 2001 года N 195-ФЗ с внесенными в него изменениями и
дополнениями.)
Статья 3. Действующие на территории Российской Федерации федеральные
законы, законы субъектов Российской Федерации и иные нормативные правовые
акты, регулирующие отношения, связанные с привлечением к административной
ответственности, подлежат приведению в соответствие с Кодексом Российской
Федерации об административной ответственности.
Впредь до приведения в соответствие с Кодексом Российской Федерации
об административной ответственности указанные законы и иные нормативные
правовые акты применяются в части, не противоречащей Кодексу Российской
Федерации об административной ответственности.
Статья 4. Судьи, органы, должностные лица, принявшие к рассмотрению
и не рассмотревшие до 1 января 2017 дела об административных
правонарушениях, которые соответствии с Кодексом Российской Федерации об
административной ответственности им не подведомственны, рассматривают
данные дела в соответствии с правилами, установленными Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях, действовавшими
на день принятия их к рассмотрению.
Статья 5. С 1 января 2017 года арбитражные суды принимают к
рассмотрению и рассматривают дела о привлечении к административной
ответственности, об обжаловании постановлений и решений органов и
должностных лиц по делам о привлечении к административной ответственности
в соответствии с правилами, установленными Кодексом Российской Федерации
об административной ответственности.
Статья 6. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести до 1 июля 2017 года свои
нормативные правовые акты в соответствие с Кодексом Российской Федерации
об административной ответственности.
Статья 7. Органам государственной власти субъектов Российской
Федерации привести до 1 июля 2017 года принятые ими нормативные правовые
акты об административных правонарушениях в соответствие с Кодексом
Российской Федерации об административной ответственности.
Статья 8. Установить сумму расчетного показателя для исчисления
размеров административного штрафа, назначаемого по правилам,
предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административной
ответственности, на 2017 год в размере 1000 (тысячи) рублей.
Статья 9. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президент Российской Федерации