АСУ ЭКОЮРС, практика правоприменения: Каким образом осуществляется отнесение технологии к наилучшей доступной технологии (219-ФЗ)?

Каким образом осуществляется отнесение технологии к наилучшей доступной технологии?

Отвечает Генеральный директор Борис Кокотов:

В соответствии со статьей 28.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» применение наилучших доступных технологий направлено на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.

При этом к областям применения наилучших доступных технологий могут быть отнесены хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду, и технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 указанной статьи Федерального закона определение технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве наилучшей доступной технологии для конкретной области применения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, который создает технические рабочие группы, включающие экспертов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных научных организаций, некоммерческих организаций, в том числе государственных корпораций.

На основании пункта 5 статьи 28.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» методические рекомендации по определению технологии в качестве наилучшей доступной технологии разрабатываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям, применяемым в отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий видах хозяйственной и (или) иной деятельности, содержат следующие сведения:

  • указание о конкретном виде хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, части отрасли, производства), осуществляемой в Российской Федерации, включая используемые сырье, топливо;
  • описание основных экологических проблем, характерных для конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности;
  • методология определения наилучшей доступной технологии;
  • описание наилучшей доступной технологии для конкретного вида хозяйственной и (или) иной деятельности, в том числе перечень основного технологического оборудования;
  • технологические показатели наилучших доступных технологий;
  • методы, применяемые при осуществлении технологических процессов для снижения их негативного воздействия на окружающую среду и не требующие технического переоснащения, реконструкции объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  • оценка преимуществ внедрения наилучшей доступной технологии для окружающей среды;
  • данные об ограничении применения наилучшей доступной технологии;
  • экономические показатели, характеризующие наилучшую доступную технологию;
  • сведения о новейших наилучших доступных технологиях, в отношении которых проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы или осуществляется их опытно-промышленное внедрение;
  • иные сведения, имеющие значение для практического применения наилучшей доступной технологии.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 10 указанной статьи Федерального закона внедрением наилучшей доступной технологии юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями признается ограниченный во времени процесс проектирования, реконструкции, технического перевооружения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установки оборудования, а также применение технологий, которые описаны в опубликованных информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям и (или) показатели воздействия на окружающую среду которых не должны превышать установленные технологические показатели наилучших доступных технологий.

На основании изложенного закона внедрением наилучшей доступной технологии является:

  • ограниченный во времени процесс проектирования, реконструкции, технического перевооружения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установки оборудования, а также применение технологий, которые описаны в опубликованных информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям;
  • ограниченный во времени процесс проектирования, реконструкции, технического перевооружения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установки оборудования, а также применение технологий, показатели воздействия на окружающую среду которых не должны превышать установленные технологические показатели наилучших доступных технологий.

Таким образом, описание технологии в опубликованных информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям не является единственным условием отнесения технологии к наилучшей доступной технологии.

При этом критерием отнесения технологии к наилучшей доступной технологии является в том числе не превышение показателей воздействия технологическим показателям наилучших доступных технологий.

Необходимо отметить, что Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2014 года № 1458 утверждены Правила определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 13 Правил разработка справочников организуется уполномоченным органом по запросу федеральных органов исполнительной власти, ответственных за создание информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 года № 2178-р, с учетом перечня областей применения наилучших доступных технологий, утвержденного Правительством Российской Федерации.

При этом в соответствии с п. 14 указанного нормативного правового акта разработка справочников включает следующие обязательные этапы:

  • формирование рабочей группы для разработки справочника и утверждение ее состава;
  • сбор и анализ данных, необходимых для разработки справочника;
  • разработка проекта справочника, включающего в себя в том числе следующие разделы:

a)  анализ приоритетных проблем отрасли;

b)  информационный перечень применяемых технологий и показателей;

c)  определение технологии в качестве наилучшей доступной технологии;

d)  перечень новейших наилучших доступных технологий;

  • публичное обсуждение проекта справочника;
  • проведение экспертизы в Техническом комитете;
  • снятие разногласий межведомственной комиссией (при наличии);
  • утверждение справочника.

В соответствии с пунктом 15 Правил уполномоченный орган утверждает состав рабочей группы с учетом полученных из Бюро и от федеральных органов исполнительной власти предложений, в том числе по включению представителей государственных научных организаций, некоммерческих организаций, государственных корпораций, а также (по решению уполномоченного органа) представителей экспертных организаций, промышленных союзов (ассоциаций), объединений предпринимателей и других организаций.

Рабочая группа осуществляет сбор и анализ данных, полученных от федеральных органов исполнительной власти в установленных сферах деятельности, государственных научных организаций, некоммерческих организаций, в том числе государственных корпораций, экспертных организаций, промышленных союзов (ассоциаций), объединений предпринимателей и других организаций, необходимых для определения технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве наилучшей доступной технологии, а также для разработки и актуализации справочников, и использует указанные данные только в целях определения технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве наилучшей доступной технологии, а также для разработки и актуализации справочников.

Важно отметить, что в соответствии с пунктом 27 Правил актуализация справочника проводится не реже чем один раз в 10 лет на основании плана актуализации справочников или на основании поручения Правительства Российской Федерации об актуализации соответствующего справочника.

При этом основой для актуализации действующих справочников являются информация по новым технологиям, технологическому оборудованию, экономическим и экологическим показателям, применяемым в отрасли промышленности, результаты законченных научно-исследовательских работ, анализа, изучения и обобщения отечественного и зарубежного опыта, полученные от промышленных предприятий и ассоциаций, соответствующих федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции, научных и экспертных организаций.

https://www.ecospecialist.ru