Письмо Росприроднадзора от 16.01.17г. № АС-03-01-31/502 «О рассмотрении обращения». Нормирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ (правомерность позиции госоргана)

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 января 2017 года № АС-03-01-31/502 «О рассмотрении обращения»

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по вопросу нормирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 1316-р (далее – Распоряжение № 1316-р) в дополнении к Письму от 7 октября 2016 года № ОД-08-02-31/20716 сообщает следующее.

Распоряжением № 1316-р в соответствии с пунктом 2 статьи 4.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» утвержден закрытый перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее – Перечень).

В раздел I «Для атмосферного воздуха» Перечня включена позиция «взвешенные вещества».

Выбросы веществ, которые по своим физическим свойствам относятся к твердым частицам, присутствуют в Перечне и индивидуально поименованы, нормируются индивидуально (отдельно по каждому из таких веществ). По мнению Минприроды России, все остальные вещества, относящиеся к твердым частицам по своим физическим свойствам, целесообразно учитывать в составе выбросов как «взвешенные вещества».

Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 года № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – ставки платы) содержат позицию «взвешенные вещества».

По мнению Минприроды России, выбросы таких веществ, как пыль абразивная, углерод (сажа), железа оксид, по своим физическим свойствам, относящимся к твердым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества.

Отнесение указанных веществ к взвешенным веществам пунктов 10, 11 и 12 Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного Распоряжением № 1316-р, должно производиться в соответствии с размером их твердых частиц.

Соответственно, плату за выбросы вышеуказанных веществ следует рассчитывать, исходя из ставки платы по взвешенным веществам.

Таким образом, по мнению Росприроднадзора при осуществлении выбросов в атмосферный воздух все вещества (в виде твердых частиц), не поименованные индивидуально в разделе I «Для атмосферного воздуха» Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, следует относить к «взвешенным веществам», применяя к ним соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Центр правового обеспечения природопользования считает данную позицию неправомерной, соответствующее обоснование будет подготовлено и доведено до сведения партнеров и клиентов Центра в ближайшее время.

https://www.ecours.ru/ru/

 

Юридическое заключение по вопросу о правомерности позиции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, изложенной в письме от 16 января 2017 года № АС-03-01-31/502 о необходимости нормирования и уплаты платы за НВОС за выбросы  углерода (сажи), железа трихлорида (железо оксид), пыли абразивной в составе взвешенных веществ.

Основные выводы заключения:

1.Позиция Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, изложенная в письме 16 января 2017 года № АС-03-01-31/502, в части необходимости нормирования и уплаты платы за НВОС за выбросы  углерода (сажи);  железа трихлорида (железо оксид), пыли абразивной в составе взвешенных веществ не соответствует действующему законодательству;

2.Действующим законодательством установлены:

  • ПДК – для углерода (сажи); железа трихлорид (железо оксид);
  • ОБУВ – для пыли абразивной.

При этом использование ПДК взвешенных  веществ для веществ, в отношении которых установлены ПДК или ОБУВ, не предусмотрено;

3.Нормативы допустимого воздействия – нормативы допустимых сбросов для  углерода (сажи); железа трихлорид (железо оксид); пыли абразивной должны устанавливаться в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды (ПДК и ОБУВ), установленные для данных веществ;

4.Нормирование углерода (сажи); железа трихлорид (железо оксид); пыли абразивной в составе выбросов вещества «взвешенные вещества» не соответствует действующему законодательству;

5.Вещества:

  • углерод (сажа);
  • железо трихлорид (железо оксид);
  • пыль абразивная – в Перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (утв.  Распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 года № 1316-р) не предусмотрены.

Одновременно ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении указанных веществ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 года № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» не установлены;

6.Выбросы веществ:

  • углерод (сажа);
  • железо трихлорид (железо оксид);
  • пыль абразивная – нормированию не подлежат.

При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы указанных веществ не рассчитывается и не уплачивается;

7.Требования государственных органов о необходимости нормировать выбросы углерода (сажа), железа трихлорид (железо оксид); пыли абразивной (в том числе, в составе вещества «взвешенные вещества»), а также учитывать массы выбросов  данных веществ  при определении платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду не соответствуют действующему законодательству.

https://www.ecours.ru/ru/