Откуда взялся рутений: Росгидромет сообщил о загрязнении на Урале. В Кремле не знают об источнике рутения-106

Помните новости о радиоактивной утечке на Урале в 2017 году? Новый доклад ученых подтвердил главную версию — это был выброс с предприятия «Маяк»

17:04, 30 июля 2019
Источник: Science Alert

Повышенная концентрация радиоактивного рутения-106, наблюдавшаяся над Европой в сентябре 2017 года, вероятно, связана с утечкой на российском предприятии «Маяк» на Урале. К такому выводу пришли ученые из 32 стран на основании масштабного анализа показателей радиоактивного загрязнения и экспериментов с изотопами рутения. Их работа опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые проанализировали более 1300 измерений радиоактивного фона со 176 станций в почти 30 странах. Сопоставив их с результатами моделирования движения воздушных масс за те дни, они смогли установить координаты источника утечки. Судя по этим данным, она произошла на «Маяке» в период с вечера 25 сентября 2017 года до полудня 26 сентября.

Авторы работы отвергли версию о том, что рутений-106 мог быть выброшен в результате аварии на реакторе: в таком случае, в атмосфере были бы зафиксированы повышенные содержания других радиоактивных изотопов. В ходе исследования была также отвергнута версия о том, что это была утечка отработанного ядерного топлива: соотношение изотопов рутения-106 и рутения-103 с более коротким периодом полураспада показало, что попавшие в атмосферу элементы гораздо моложе аналогов, содержащихся в отработанном ядерном топливе. Также были признаны несостоятельными версии о случайном расплавлении радиоактивного источника медицинского назначения и падении спутника, на борту которого находился радиоизотопный источник.

Вероятно, говорится в докладе, утекший рутений образовался в процессе производства радиоактивного церия для эксперимента в Италиив рамках исследования выбросов нейтрино. Это исследование было отменено через несколько месяцев после утечки; сообщалось, что это произошло из-за «непредвиденных проблем во время очистки материала».

Версия о том, что утечка произошла на «Маяке», высказывалась в Европе еще в первые недели после ее обнаружения. Представители предприятия и власти РФ с самого начала отвергали эту версию.

Максимальное значение концентрации рутения было зафиксировано в Румынии, оно составляло до двухсот миллибеккерелей на кубометр. Этот уровень в тысячу раз превышает нормальный, но не представляет угрозы для здоровья людей или окружающей среды.

Григорий Левченко

Выводы Росгидромета тут: Деятельность Росгидромета

«Рутений – бета-активное вещество. При бета-активности идет распад с излучением электронов. Время распада достаточно небольшое – около года, — рассказал «Газете.Ru» профессор Анатолий Дьяков, главный научный сотрудник Центра разоружения, энергетики и экологии. По его словам, этот изотоп не существует в природе, это искусственный элемент, который нарабатывается в ядерных реакторах. «Идет облучение урана-235 и в результате распада ядра урана выделяется большое количество элементов, в том числе и рутений-106», — добавил он.

Начальник отдела радиационной безопасности Института физической химии и электрохимии РАН Владимир Кулемин заявил «Газете.Ru», что озвученные Росгидрометом показатели концентрации рутения (7,72 х 10 -5 Бк/м3 — в Аргаяше) его «не впечатляют». «7,72 х 10 -5 Бк/м3это, вообще-то мизер. Был бы хоть целый беккерель, или половина, сотая, но минус пятая степень это очень мало. Для нас это ничего», — заявил эксперт «Газете.Ru».

В Росатоме напомнили, что рутений-106 может поступить в атмосферу в следующих случаях. Во-первых — при нарушении герметичности оболочки «твэла» (тепловыделяющий элемент активной зоны ядерного реактора – «Газета.Ru») в ядерном реакторе или при радиохимической переработке ядерного топлива.

«Этот вариант в данном случае невозможен, поскольку при этом в атмосферу неизбежно должны были бы поступить десятки других осколочных радионуклидов, которые были бы зафиксированы службами радиационного контроля», — отметили в атомной отрасли.

Во-вторых — при изготовлении новых, использовании существующих или утилизации отработавших свой срок источников ионизирующего излучения на основе рутения-106. Типичный источник из рутения-106 имеет активность около 1-10 Кюри. При полном разрушении такого источника измеряемые концентрации рутения-106 в атмосфере могли быть зарегистрированы на удалении до 500 км, а непосредственно в месте разгерметизации источника наблюдался бы повышенный радиационный фон и сильное радиоактивное загрязнение атмосферы, отметили в «Росатоме».

«На ФГУП «ПО «Маяк» в 2017 году источники из рутения-106 не производились, превышения поступления радионуклидов со стороны предприятия в атмосферу не зарегистрировано. Радиационный фон в норме. Дополнительно сообщаем, что работы по выделению Ru-106 из ОЯТ (и изготовлению на его основе источников ионизирующего излучения) на нашем предприятии не проводятся уже много лет. Таким образом, ФГУП «ПО «Маяк» не является источником повышенного содержания рутения-106 в атмосфере», — заявили «Газете.Ru» в госкорпорации.

С 29 сентября превышение концентрации рутения фиксировалось станциями наблюдения в Германии, Италии, Австрии, Швейцарии и Франции. Тогда эксперты заявляли, что наблюдаемое превышение концентрации изотопа не опасно для населения Европы. Кстати, тогда в заявлении немецкой Федеральной службы радиационной защиты также заявляли, что причиной повышенной концентрации изотопа не могла стать авария на предприятии ядерной отрасли, поскольку детектировалось только превышение рутения.

«Поскольку зафиксировано только превышение рутения-106, авария на ядерном предприятии, как причина, исключается», — говорилось в заявлении организации.

На самом заводе «Маяк» также сделали заявление в связи с загрязнением атмосферы изотопом рутений-106. «На ФГУП «ПО «Маяк» в 2017 году источники из рутения-106 не производились, выбросы в атмосферу находились в обычных регламентных значениях. Радиационный фон в норме. Дополнительно сообщаем, что работы по выделению рутения-106 из отработавшего ядерного топлива (и изготовлению на его основе источников ионизирующего излучения) на нашем предприятии не проводятся уже много лет», — заявили на предприятии.

В свою очередь источник «Интерфакса», предположил, что причиной аварийного выброса чистого рутения-106 в сентябре, могла стать аварийная ситуация с космическим спутником.

В частности, он предположил, что выброс «имеет космическое происхождение»,

основываясь на степени концентрации рутения-106 в Аргаяше и Новогорном, зафиксированной Росгидрометом. «Новогорный значительно ближе к Озерску, где находится ПО «Маяк», чем Аргаяш. Если предположить, что аварийный выброс связан с «Маяком» и дальше разносился ветром, то превышение более высокое должно быть именно в Новогорном. Мы же видим, что все наоборот», — сказал источник.

В производственном объединении «Маяк» заявили, что радиационное загрязнение атмосферы изотопом рутений-106 не связано с деятельностью предприятия.

Об этом говорится в сообщении на сайте «Маяка».

На предприятии «Маяк» в 2017 году «источники из рутения-106 не производились, превышения поступления радионуклидов со стороны предприятия в атмосферу не зарегистрировано», утверждается в сообщении. «Радиационный фон в норме», — говорится там же.

В то же время на «Маяке» заявили, что работы по выделению рутения-106 из отработавшего ядерного топлива и изготовлению на его основе источников ионизирующего излучения «не проводятся уже много лет».

«Маяк» привел собственные данные, согласно которым значения активности рутения-106 в атмосфере регистрировались одновременно в странах Западной Европы, в Татарстане, Волгограде и на Южном Урале на одних и тех же уровнях (10–20 мБк/м3), причем экстремально высокие концентрации этого элемента в атмосфере регистрировались в Словакии 29–30 сентября и в Румынии тогда же, которые удалены от предприятия «Маяк» на расстояние около 3000 км.

Ранее Росгидромет в своей сводке сообщил, что с 25 сентября по 1 октября превышение суммарной бета-активности радиоизотопа рутения-106 в пробах фиксировали все посты, расположенные на Южном Урале. Затем, 26–27 сентября, такие же продукты распады рутения-106 был зафиксированы в Татарстане, 27–28 сентября в Поволжье и Ростове-на-Дону. С 29 сентября по 3 октября рутений-106 фиксируют все европейские страны, начиная с Италии и далее на север Европы, отмечают в ведомстве.

Из таблицы Росгидромета следует, что, например, на пункте Аргаяш на Южном Урале с 26 сентября по 1 октября фиксировалось «экстремально высокое загрязнение» с превышением фона в 986 раз. На других пунктах отбора превышение составляло десятки раз, в Волгограде в течение того же времени было зафиксировано «высокое загрязнение»: радиационный фон был превышен в 230 раз.

В Росгидромете при этом сообщили, что перенос воздушных масс и загрязняющих веществ с территории Южного Урала в район Средиземноморья и затем на север Европы произошел из-за обширного антициклона.

Предприятие «Маяк» отмечает, что данные Росгидромета «позволяют сделать вывод, что доза, которая могла быть получена человеком, в 20 тысяч раз меньше допустимой годовой дозы и не представляет какой-либо опасности для здоровья и жизни людей».

Об этом же РБК заявил глава Росгидромета Максим Яковенко. По его словам, наиболее высокая концентрация была зафиксирована в Румынии — в 1,5–2 раза выше, чем в России. Тем не менее и в России, и в Европе «концентрация [рутения-106] была в сотни и тысячи раз ниже уровня ПДК [предельно допустимой концентрации]».

«Поэтому никакой опасности нет, волну мы не гнали. Хочу поблагодарить российских конструкторов, которые создали такую чуткую систему. А источник мы не искали, потому что, зачем его искать, если опасности нет. Пусть его ищут те, кому это интересно», — заверил Яковенко.

В пресс-службе Министерства экологии Челябинской области сказали РБК, что вопросами радиационной безопасности занимается Министерство общественной безопасности области.

Ранее «Гринпис России» заявил, что обратится в прокуратуру из-за выброса рутения-106. В организации предположили, что источником выброса был химкомбинат на Урале. «Аварийный выброс рутения-106 на комбинате «Маяк» может быть связан с остекловыванием отработавшего ядерного топлива. Также возможно попадание материала, содержащего рутений-106, в печь для переплавки металлов», — заявили в «Гринпис».

Ранее во Франции заявили, что в Европе была зафиксирована утечка рутения-106. В сообщении Института ядерной и радиационной безопасности утверждалось, что выброс произошел в конце сентября при аварии либо при производстве радиоактивных материалов в области между Волгой и Уральскими горами.

Авторы: Павел Казарновский, Светлана Бурмистрова, Сергей Витько.