14.12.15г. Такие понятия, как «накопленный вред окружающей среде», «накопленный экологический ущерб», «объекты накопленного вреда окружающей среде», «ликвидация накопленного вреда окружающей среде», законодательством не определены
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования в 2013-2014 годах и истекшем периоде 2015 года средств федерального бюджета и федерального имущества, предназначенных для обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения и осуществления контрольно-надзорных функций в сфере их деятельности».* С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Объекты проверки: Минприроды России, ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика» (г. Архангельск), ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» (г. Архангельск), ФГБУ «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» (г. Воронеж), ФГБУ Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Лосиный остров» (г. Москва), ФГБУ «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка» (г. Иркутск), Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области (г. Архангельск).
На Коллегии отмечалось, что в России 218 особо охраняемых природных территорий федерального значения общей площадью 59,2 млн. га. Для их управления Минприроды России было создано 136 федеральных государственных бюджетных учреждений, которые выполняют государственные задания. Общий объем финансирования деятельности бюджетных учреждений, выполняющих работы и услуги в проверяемой сфере деятельности, составил 3,7 млрд. рублей. Из них 3,3 млрд. рублей - это субсидии на выполнение государственного задания, 349, 4 млн. рублей - субсидии на иные цели и 17,3 млн. рублей - бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства
Качество планирования и выполнения госзаданий
Как было установлено в ходе проверки, в 2014 году государственное задание для 5-ти проверенных бюджетных учреждений переутверждалось Минприроды 12 раз. Причем часть из них - в декабре 2014 года. «В этих условиях говорить о полноте и качестве выполнения госзаданий не приходится. В 2013 году выполнено 85,8%, в 2014 году – 83,3%», - отметил в ходе своего выступления Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.
Обращает на себя внимание и значительная разница в стоимости однотипных работ. Так, например, затраты на выполнение работ по пешему патрулированию в нацпарке «Кенозерский» в 2014 году составили 320 рублей за единицу работы. При этом в нацпарке «Заповедном Прибайкалье» эти же работы стоили 180 рублей (в 1,8 раза ниже), в нацпарке «Русская Арктика» - 3,4 тыс. рублей (в 10,6 раз выше), а в нацпарке «Лосиный остров» - 14,7 тыс. рублей (выше в 46 раз). Аналогичная ситуация была отмечена и по санитарным рубкам и режимному сенокошению.
Установленные в госзаданиях работы и услуги не увязаны с мероприятиями подпрограммы «Биологическое разнообразие России» госпрограммы «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы». Их выполнение позволяет достичь значений только 2-х из 11 показателей Госпрограммы.
На Коллегии также отмечалось, что сохраняющаяся практика перечисления учреждениям дополнительных субсидий на выполнение госзаданий в конце финансового года приводит к возникновению на их лицевых счетах значительных остатков. В 2013 г. они составили 224,7 млн. рублей, а в 2014 г. – 295,9 млн. рублей, или соответственно 16,4% и 22,1% от общего объема финансирования.
Нарушения при расходовании бюджетных средств
Бюджетными учреждениями были допущены многочисленные нарушения при использовании субсидий.
Так, ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика» были допущены серьезные нарушения при выполнении работ по ликвидации накопленного экологического ущерба на загрязненных территориях островов архипелага Земля Франца-Иосифа. Как показала проверка, в 2013-2014 гг. были приняты и оплачены в полном объеме работы, часть из которых фактически не была выполнена. При этом ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика» как заказчиком работ не запрашивались первичные документы, подтверждающие фактические затраты исполнителей (субподрядчиков) договоров. В результате с признаками ущерба использовано 718,4 млн. рублей, или 49,7% от общей стоимости работ.
Кроме того, работы по очистке островов велись с нарушением действующего природоохранного законодательства - без разрешений на выбросы в атмосферный воздух, без лимитов размещения отходов. Плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносилась. В результате бюджетная система недополучила 20,5 млн. рублей.
При этом установленные в госзадании работы по ликвидации прошлого экологического ущерба не были предусмотрены ни Ведомственным перечнем услуг и работ, ни Уставом нацпарка.
Как отметила на Коллегии Татьяна Голикова, указанные нарушения обусловлены, в том числе, и правовой неурегулированностью вопросов возмещения (ликвидации) вреда окружающей среде, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью. «Такие понятия, как «накопленный вред окружающей среде», «накопленный экологический ущерб», «объекты накопленного вреда окружающей среде», «ликвидация накопленного вреда окружающей среде», законодательством не определены. При этом проектом федерального бюджета на 2016 год на ликвидацию накопленного экологического ущерба в рамках госпрограммы «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы» запланировано 2,8 млрд. рублей», - сказала она.
Незавершенное строительство
Мероприятия ФЦП по охране озера Байкал, на которые было направлено 94,2 млн. рублей, в полной мере не были выполнены. Не построены или не введены в эксплуатацию 305,6 км дорог противопожарного назначения и 156 км минерализованных полос на общую сумму 45 млн. рублей. Не приобретена пожарная техника на сумму 3,8 млн. рублей. В результате в 2014-2015 гг. огнем было пройдено 12 тыс. га особо охраняемой природной территории. При этом в отношении нарушителей составлено всего 24 административных протокола.
Не были выполнены в полном объеме и мероприятия федеральной адресной инвестиционной программы. Из 3-х запланированных к вводу в 2013-2014 гг. объектов, был профинансирован и введен в эксплуатацию только один - пожарная станция в нацпарке «Кенозерский» на сумму 16,5 млн. рублей. По двум другим объектам («Гостинично-экспозиционному комплексу» нацпарка «Кенозерский» и «научно-исследовательскому стационару на мысе Покойный озера Байкал») в проверяемый период была разработана только проектно-сметная документация. Однако положительное заключение главгосэкспертизы по ним до настоящего времени не получено. В результате объекты исключены из ФАИП, а 1,3 млн. рублей, оплаченные за проектно-сметную документацию, использованы с признаками ущерба.
Управление имуществом
По использованию имущества установлено, что проверенными учреждениями не оформлено право оперативного управления на 418 объектов недвижимости, не представлены документы для внесения сведений в реестр федерального имущества по 325 объектам, не осуществлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на 77 земельных участков. При этом во всех проверенных учреждениях установлена недостоверность бюджетной отчетности в части отражения балансовой стоимости основных средств в объеме 137,6 млн. рублей и кадастровой стоимости земельных участков в объеме 83,9 млрд. рублей.
Кроме того, нацпарком «Кенозерский» в 2013 году и Воронежским заповедником в 2015 году за счет средств субсидии был сделан ремонт и реставрация объектов, не состоящих на бухгалтерском учете и при отсутствии правоустанавливающие документов.
Татьяна Голикова отметила, что общий объем средств, использованных бюджетными учреждениями с нарушениями законодательства, составил 720,2 млн. рублей, или 19,4% от общей суммы финансирования в проверяемый период.
«По всем выявленным нарушениям будет проинформирована Генеральная прокуратура, в том числе о выявленных признаках ущерба федеральному бюджету при выполнении работ по ликвидации накопленного экологического урона нацпарком «Русская Арктика», оплатившем работы, часть из которых фактически не была выполнена. Также в Генпрокуратуру будут направлены материалы о нарушениях, допущенных при реализации федеральной адресной инвестиционной программы, в частности, об оплате проектно-сметной документации на объекты, которые впоследствии были исключены из ФАИП», - заявила по итогам обсуждения Председатель Счетной палаты.
Также Коллегия приняла решение направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации и представление – в Минприроды России. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания.
Ключевые факты
Общий объем финансирования деятельности бюджетных учреждений, выполняющих работы и услуги в проверяемой сфере деятельности, составил 3,7 млрд. рублей. Из них 3,3 млрд. рублей - это субсидии на выполнение государственного задания, 349, 4 млн. рублей - субсидии на иные цели и 17,3 млн. рублей - бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства
Сохраняющаяся практика перечисления учреждениям дополнительных субсидий на выполнение госзаданий в конце финансового года приводит к возникновению на их лицевых счетах значительных остатков. В 2013 г. они составили 224,7 млн. рублей, а в 2014 г. – 295,9 млн. рублей, или соответственно 16,4% и 22,1% от общего объема финансирования.
ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика» были допущены серьезные нарушения при выполнении работ по ликвидации накопленного экологического ущерба на загрязненных территориях островов архипелага Земля Франца-Иосифа. В результате с признаками ущерба использовано 718,4 млн. рублей, или 49,7% от общей стоимости работ.
Не выполнены в полном объеме мероприятия ФЦП по охране озера Байкал, на которые было направлено 94,2 млн. рублей. В частности, не построены или не введены в эксплуатацию 305,6 км дорог противопожарного назначения и 156 км минерализованных полос на общую сумму 45 млн. рублей.
Из 3-х запланированных к вводу в 2013-2014 гг. объектов, был профинансирован и введен в эксплуатацию только один - пожарная станция в нацпарке «Кенозерский» на сумму 16,5 млн. рублей. Два других объекты исключены из ФАИП, а 1,3 млн. рублей, оплаченные за проектно-сметную документацию, использованы с признаками ущерба.
https://glasnarod.ru/vlast/34135-tatyana-golikova-pochti-20-byudzhetnyx-sredstv-vydelennyx-na-rabotu-osobo-oxranyaemyx-prirodnyx-territorij-ispolzovalis-s-narusheniyami
Объекты накопленного экологического ущерба – загрязненные территории, в том числе бесхозяйные территории, образованные в результате прошлой хозяйственной деятельности, а также объекты размещения отходов и иные объекты (здания, сооружения, загрязненные земельные участки), вокруг которых сформировалось загрязнение или которые сами являются загрязненными, на которых деятельность под управлением организации осуществлялась в прошлом и на которых остались отходы, негативно влияющие на природную среду.
Источник:
Приказ Росприроднадзора от 25 апреля 2012 г. № 193 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба».
https://www.ecospecialist.ru
https://ecostaff.ru/novosti/1845-finansirovanie-ftsp-likvidatsiya-nakoplennogo-ekologicheskogo-ushcherba-na-2015-2026-gody-postavleno-v-list-ozhidaniya