Газопровод "Алтай" («Сила Сибири — 2»)

 

Россия не может продать газ Китаю. 

Контракт «Газпрома» с Китаем «похудел» по меньшей мере на $100 млрд

22.08.2015, 17:33 | Алексей Топалов
 

Падение цен на нефть тормозит новую сделку России и Китая о поставках газа. Рыночная цена газа сейчас не превышает $200 за 1 тыс. кубометров, но чтобы окупить строительство нового газопровода в Китай, она должна быть примерно вдвое выше, на что китайцы не согласятся. По словам экспертов, позиция КНР в переговорах выгоднее российской — Китай может позволить себе выждать.

Рухнувшая нефть осложнила переговоры России и Китая по поставкам газа, заявил глава департамента Восточной Европы и Центральной Азии министерства коммерции КНР Лин Цзи. При этом еще во вторник «Газпром» сообщал, что переговоры «имеют хорошую динамику» и основные условия определены.

Речь идет о поставках по так называемому «Западному маршруту» (газопровод «Сила Сибири — 2», ранее «Алтай»). Согласно предварительным договоренностям, по этой трубе Китай будет получать 30 млрд кубометров российского газа в год на протяжении 30 лет. Переговоры ведутся уже не первый год, контракт по «Восточному маршруту» (газопровод «Сила Сибири») с Китаем уже заключен, но резко ушедшая вниз нефть не позволяет сторонам добиться консенсуса в вопросе цены на газ. Дело в том, что цены долгосрочных контрактов «Газпрома» привязаны к нефтяным котировкам.

Стоимость североморской нефти марки Brent, к которой привязана цена российской Urals, вплотную приблизилась к отметке $45 за баррель, но пока не перешагнула этот рубеж. В последний раз цена барреля была ниже $45 в кризисный период 2008–2009 годов.

За последние годы «Газпром» неоднократно шел на уступки своим европейским контрагентам, вводя в формулу цены спотовую составляющую. То есть цена контракта частично стала зависеть от уровня цен на европейском рынке разовых контрактов. Переговоры с Китаем еще по «Восточному маршруту» принесли немало трудностей российской стороне — именно из-за несогласия в вопросе ценообразования.

«Газпром» хотел, чтобы Китай закупал газ по цене европейского экспорта российской монополии. Китайцы в ответ предлагали ориентироваться на цену газа на американском Henry Hub. В мае прошлого года стороны все же заключили контракт, согласно которому 38 млрд кубометров газа в год, поставляемых по «Силе Сибири» на протяжении 30 лет, обойдутся КНР в $400 млрд.

Контрактную цену 1 тыс. кубометров ни Россия, ни Китай официально не раскрывали, однако исходя из объемов средняя цена поставок должна была составить порядка $350. На момент подписания соглашения эта цена была близка к среднему уровню европейского экспорта и превышала цену Henry Hub примерно на $100 за тысячу кубометров.

Но уже в ноябре 2014 года, когда падение нефтяных цен составляло лишь чуть более 30% и стоимость барреля колебалась в диапазоне $74–79 (по сравнению с $110 в июле), эксперты газового рынка предупреждали, что контракт «Газпрома» с Китаем «похудел» по меньшей мере на $100 млрд.

На данный момент нефтяные котировки упали более чем вдвое. По словам главы East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, при сегодняшней ценовой конъюнктуре китайцам возможно продать газ только с Ковыктинского месторождения (а это как раз «Восточный маршрут», контракт по которому уже заключен. — «Газета.Ru»). «При условии, что газопровод будет проложен по первоначальному короткому маршруту вдоль железной дороги на Харбин», — подчеркивает эксперт.

Тогда, по словам Корчемкина, себестоимость газа может быть ниже $200 за 1 тыс. кубов. В противном случае, если «Сила Сибири» будет проложена по «длинному» маршруту, цена газа для китайцев превысит $350, что выше средней цены европейских контрактов «Газпрома».

Что касается «Западного маршрута», по которому договор еще не заключен, то сейчас, по словам члена экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдара Касаева, рыночная цена российского трубопроводного газа (с учетом нефтяных котировок) составляет для Китая $180–200.

«Это может устроить КНР, которой существенно дороже обходится сжиженный природный газ из Катара и других государств, но никак не отвечает экономическим интересам России», — отмечает эксперт.

При этом Китай, по словам Касаева, может себе позволить не спешить в переговорах с «Газпромом» по поводу цены. Сейчас КНР пересматривает энергобаланс и пытается подсчитать примерные потребности страны в газе на долгосрочную перспективу.

«Первоначально планировалось довести ежегодный объем потребления газа в Китае до 360 млрд куб. м к 2020 году, что в два раза выше показателя минувшего года, — рассказывает Касаев. — Однако в текущем году на фоне общего спада китайской экономики наблюдается резкое замедление темпов роста газопотребления на внутреннем рынке».

«Окупаемость проекта «Алтай» требует двукратного увеличения вышеуказанной рыночной цены, — подчеркивает Касаев. — В этой связи в ближайшей перспективе стороны вряд ли придут к консенсусу».

По оценкам Касаева, инвестиции в «Алтай» составят порядка $7,7 млрд. «Однако крупные инфраструктурные проекты в процессе реализации обычно дорожают», — предупреждает эксперт.

https://www.gazeta.ru/business/2015/08/22/7711553.shtml

 

 

06.07.2015,  В 243 км от Горно-Алтайска произошло землетрясение магнитудой 4, передает «Интерфакс» со ссылкой на данные Геофизической службы Сибирского отделения РАН.

Интенсивность толчков в эпицентре по шкале MSK-64 составила 4,9 балла.

По мнению ученых, произошедший в границах очага сейсмоактивности толчок можно связать с процессами горообразования в регионе.

https://www.gazeta.ru/social/news/2015/07/06/n_7350753.shtml 

  

Конфликт недели: Горный Алтай недоволен приближением китайского газопровода

В пятницу, 8 мая, Газпром и CNPC подписали несколько документов по «основным условиям» поставок газа в Китай по так называемому западному маршруту, который получил название газопровод «Алтай». Несмотря на то, что документ оговаривает объемы газа, сроки строительства, но не включает цены на газ, его подписание наверняка вызовет огромный интерес в Горном Алтае. Часть местной общественности, прежде всего коренное население республики и экологи уже более 10 лет выступают против строительства газопровода. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».

Стороны конфликта:Газпром, правительство Республики Алтай, коренное население Горного Алтая, экологи, общественники.

Описание конфликта.Соглашение об основных условиях поставок российского газа в Китай по западному маршруту было подписано главой Газпрома Алексеем Миллером и вице-президентом CNPC Ваном Дунцзинем 8 мая в присутствии Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. Утверждается, что подписанный документ станет частью будущего контракта, где говорится об объемах и сроках поставки, сроках строительства, основных параметрах качества газа и точке входа трубы. Документ наверняка вызовет новую волну интереса местной общественности к проекту строительства газопровода.

Россия и Китай договаривались о поставках около десяти лет, несколько раз подписывая уточняющие соглашения. Все эти годы в разной степенью интенсивности экологи вели в Горном Алтае активную агитационную кампанию против газопровода, используя недоверие коренного населения к такого рода проектам. Говорилось о том, что газопровод нанесет непоправимый ущерб экологии республики, а, кроме того, было известно, что газовая труба пройдет по плато Укок, на котором в 1993 году новосибирскими археологами была обнаружена мумия женщины, похороненная около 2,5 тысяч лет назад. Неофициально плато стало называться сакральным местом алтайцев, а против строительства трубы стали выступать местные общественные деятели из числа коренных жителей. Несколько лет назад этот конфликт находился в высшей степени напряжения, а некоторые общественники угрожали, что готовы превратить строительство трубы в Горном Алтае во второй «Химкинский лес».

Однако в последнее время страсти вокруг проекта немного поутихли. 9 ноября прошлого года в рамках саммита АТЭС между Газпромом и китайской CNPC было подписано рамочное соглашение, которое предполагает ежегодную поставку через «Алтай» 30 млрд куб. м газа в течение 30 лет. Позже между общественниками Горного Алтая и госкорпорацией завязалась переписка. Так, Газпрому предложили обратить внимание на те сакральные для алтайцев места, которые находятся на предполагаемом маршруте трубы. В ответ заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Виталий Маркелов отметил, что на этапе прединвестиционного исследования специалисты компании уже оценили состояние памятников истории и культуры по предполагаемой трассе «Алтая», выполнили зонирование территории по степени сложности и перспективности, а также предложили систему охранных мероприятий.

Мнения экспертов

Владимир Полетаев, член Совета Федерации от Республики Алтай:

«Сегодня с уверенностью можно сказать, что возведение одной из крупнейших трансазиатских газовых магистралей даст серьезный импульс социально-экономическому развитию сибирских регионов, существенно улучшит качество жизни населения Республики Алтай. Во-первых, подписанное соглашение позволяет жителям Горного Алтая рассчитывать на создание новых рабочих мест. Более того, Газпром планирует готовить в вузах кадры для дальнейшей работы по обслуживанию данного газопровода.

Во-вторых, реализация проекта «Алтай» позволит увеличить налоговые поступления в бюджет РФ, а доходы региональной казны за счет налоговых отчислений увеличатся почти на треть. Важно отметить, что при строительстве газопровода «Алтай» особое внимание будет уделено экологическим аспектам. Не секрет, что на стадии проработки проект вызывал сомнения со стороны защитников окружающей среды. Они выражали обеспокоенность тем, что строительство газопровода нарушит экологический баланс и приведет к исчезновению некоторых видов растений. В связи с этим на этапе планирования трассы газопровода были рассмотрены все возможные маршруты его прокладки. Проведены общественные слушания.

Замечания и предложения участников слушаний полностью учтены при выборе трассы газопровода «Алтай». При строительстве будут соблюдены все экологические и природоохранные требования, в чем можно будет убедиться по его окончании, поскольку реализация проекта будет проходить максимально прозрачно с привлечением научной и экологической общественности. Проект газопровода «Алтай» на сегодняшний день имеет максимально высокую степень готовности к началу строительства и получил политическое одобрение на самом высоком уровне».

Акай Кине, общественник, зайсан рода телес:

«Конечно, мы будем вести диалог с Газпромом, чтобы найти общий язык. Пока ответ от госкорпорации был пока слишком общий. Но мы все-таки рассчитываем получить более подробный ответ о приоритетах, которые волнуют не только коренное население Горного Алтая, но всех жителей республики. Во-первых, надо понять все-таки, что будет с сакральными местами. Труба пройдет не только по плато Укок, но и по другим сакральным местам. Каким образом это будет учитываться? Тем более что отрицательный опыт, связанный со строительством «дачи Путина» у нас уже есть. Хочется понять, как будут происходить археологические раскопки. У археологов наступает хороший вариант для освоения денег. Будут ли археологи вести раскопки авральным способом?

Ну и немаловажный вопрос состоит в том, каким образом все-таки будут развиваться отношения с Китаем. И как будет регулироваться миграция? Мы знаем, что техническая дорога все-таки будет построена, а на нее будет положено полотно. Та китайская миграция, которая происходит на Дальнем Востоке, не распространится ли она не только на Алтай, но и по всей Западной Сибири? Будет ли она регулироваться? Присутствие китайцев в любом случае будет настораживать не только коренных жителей республики, но и всех жителей Сибири с точки зрения безопасности России. Пока ответов на эти вопросы я не вижу».

Виктор Ромашкин, первый секретарь рескома КПРФ:

«Пока мы все владеем информацией, что аключено только соглашение, которое не касается конкретного контракта, и по цене стороны еще не договорились. Но если это соглашение будет реализовано, то я не думаю, что в республике найдется серьезная общественно-политическая сила, которая будет препятствовать этому».

Источник:https://fedpress.ru/news/conflict_map/socpolitical_conflicts/1431437818-konflikt-nedeli-gornyi-altai-nedovolen-priblizheniem-kitaiskogo-gazoprovoda

 

 

Газопровод «Алтай» опережает «Силу Сибири» в китайских планах «Газпрома»

19.03.2015, 16:49 | Филипп Разумовский
 
Россия определяется с поставками газа в Китай. Газопровод «Алтай» становится приоритетом для «Газпрома», хотя вторая «китайская» труба, «Сила Сибири», уже строится, а на поставки по «Алтаю» еще даже не заключен контракт. На оба проекта сразу у «Газпрома» не хватает денег, а если привлекать кредиты у Китая, китайцы будут диктовать условия. Пока КНР ближе «Сила Сибири», ориентированная на поставки в дефицитные районы Китая.

Российское правительство в четверг рассмотрит проект закона о ратификации российско-китайского соглашения о поставках газа по газопроводу «Сила Сибири», сообщает кабинет министров. В частности, документ определяет основные условия проектирования, строительства и эксплуатации участка газопровода «Сила Сибири». Однако другой проект «Газпрома», ориентированный на Китай, — «Алтай» может опередить по срокам реализации уже запущенную «Силу Сибири», сообщает Reuters со ссылкой на источники, знакомые с планами газовой монополии. И «Сила Сибири», и «Алтай» предназначены для поставок российского газа в Китай («восточный» и «западный» маршрут соответственно). По первой трубе планируется поставлять в КНР 38 млрд кубометров (причем 30-летний контракт уже заключен), по второй — 30 млрд кубов (соглашение на тот же срок должно быть подписано в мае).

Первый стык «Силы Сибири» был сварен в сентябре прошлого года, запуск проекта запланирован на конец 2018 года. Первый этап проекта предполагает строительство трубы Якутия — Хабаровск — Владивосток, по которой газ из Иркутского и Якутского центров газодобычи (месторождения Ковыктинское с запасами 1,5 трлн кубометров газа и Чаяндинское с 1,2 трлн кубов) пойдет на Дальний Восток и уже оттуда в Китай. Затраты на проект оцениваются в 770 млрд руб.

Газопровод «Алтай» пока только в проекте, он будет проложен от месторождений Западной Сибири (в первую очередь Ямало-Ненецкого автономного округа) до Республики Алтай и далее в КНР. Стоимость проекта оценивалась в 500 млрд руб.

 Представитель «Газпрома» Сергей Куприянов в четверг сказал «Газете.Ru», что установленных сроков по «Алтаю» нет, так как пока не заключен контракт с китайцами.

Но по словам источников Reuters, сначала будет построен менее затратный газопровод «Алтай». «Ямальскому газу необходимы новые рынки, вот почему «Газпром» выступает за маршрут «Алтай», — поясняет источник. — Именно поэтому проекты «Сила Сибири» и «Владивосток» (проект завода по сжижению газа на Дальнем Востоке) не являются приоритетными».

В то же время, по словам источника, у «Силы Сибири» на данный момент нет сырьевой базы, к которой могла бы быть подключена труба.

О том, что труба «Алтай» может быть запущена раньше «Силы Сибири», еще в конце прошлого года говорил российский президент Владимир Путин, отметивший, что «Алтай» «можно построить быстрее». Глава «Газпрома» Алексей Миллер также ранее говорил, что «Алтай» является для компании приоритетным проектом.

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев указывает, что опережающее строительство «Алтая» выглядит вполне логично, но отнюдь не из-за того, что ямальскому газу нужны новые рынки.

«Это «страшилка» для Европы — что газовые потоки будут перенаправлены в Китай (поставки «Газпрома» в ЕС ведутся именно с месторождений Ямала. — «Газета.Ru»), — говорит эксперт. — По «Алтаю» экономически и технически гораздо целесообразнее поставлять газ из той же Восточной Сибири».

По словам эксперта, сейчас в ВС проблема с избытком попутного нефтяного газа, который некуда девать. «Местному рынку столько газа не нужно, большие объемы попросту сжигаются в факелах», — рассказывает Танкаев. Он говорит, что этот газ можно поставлять как по «Силе Сибири», так и по «Алтаю».

«Но «Алтай» — проект более старый и проработанный, а главное — на выходе этой трубы в КНР уже есть система газопроводов, способных принять газ, чего нет у «восточного» маршрута», — подчеркивает Танкаев.

С другой стороны, представитель китайской CNPC, с которой «Газпром» заключает контракт, Дзен Синсиу заявлял, что для китайской стороны важны оба маршрута, но недостаток газа Китай испытывает на востоке, в то время как на западе страны, напротив, топливный профицит (туда поступает газ из Средней Азии, в первую очередь из Туркменистана. — «Газета.Ru»).

Таким образом, для КНР важнее именно «Сила Сибири». Кроме того, «Газпром» уже провел ряд тендеров по закупке труб для проекта на общую сумму 67,7 млрд руб.

Самым крупным поставщиком стал Выксунский металлургический завод, выигравший контракт на 16,5 млрд руб. Также крупные контракты получили Ижорский трубный завод (13,5 млрд руб.) и Челябинский трубопрокатный завод (13,7 млрд руб.).

Рустам Танкаев полагает, что оба проекта могут быть реализованы параллельно, однако в нынешней ситуации «Газпрому» финансировать за счет собственных средств одновременно две стройки будет сложно.

По итогам девяти месяцев прошлого года чистая прибыль компании сократилась на 35% и составила 556,254 млрд руб. При этом свободных средств на счетах компании было лишь порядка $19 млрд (по курсу на тот момент — около 754 млрд руб.). Но, по словам Танкаева, монополия может привлечь средства у тех же китайских партнеров.

Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук указывает, что в случае привлечения китайских денег «Газпрому» придется идти на уступки либо по цене, либо по выбору приоритетного маршрута.

«Сила Сибири» действительно проект более долгосрочный, учитывая тот факт, что еще надо обустраивать месторождения, — отмечает эксперт. — А с двумя проектами одновременно «Газпром» своими силами не справится».

По словам Полищука, газовая монополия может привлечь средства на западных рынках капитала (компания не попала под финансовые санкции США и ЕС), но эти кредиты будут «дорогими».

«Таким образом, помимо азиатских партнеров, у «Газпрома» остается лишь две возможности привлечь кредиты: государственные банки России и Фонд национального благосостояния», — говорит аналитик.

Однако из-за кризиса, высокой учетной ставки и растущего дефицита бюджета сильно рассчитывать на эти источники средств не приходится. Поэтому не исключено, что реализация одного из проектов может быть отложена.

https://www.gazeta.ru/business/2015/03/19/6605093.shtml

 

 

15.01.15г. Западные специалисты реконструировал облик современницы принцессы Укока, сообщают алтайские СМИ.

 Отмечается, что с помощью современных технологий и новейших научных методов ученые сделали анализ найденных останков. Останки сохранились достаточно хорошо, но череп пострадал из-за давления льда.

 Сначала ученые детальную модель из пластилина, перевели ее в особую силиконово-резиновую смесь, собрали по кусочкам мышечный слой, кожу.После этого они начали прорабатывать детали, наращивать волосы, ресницы. Для создания прически потребовалось более 100 тыс. волосинок. На тело воссозданной принцессы также нанесли аутентичную татуировку.

 По данным немецких специалистов, точность воссозданного облика составляет 75%. Остальные 25% — интерпретация, так как недоставало части носовой кости, а точных данных о цвете волос и глаз не было вовсе.

 На плече у «амазонки» ученые поместили татуировку, которую нашли на теле прицессы Укока Кадын. Отмечается, что воссозданный облик отличается от общепринятого изображения принцессы Кадын.

 Принцесса Укока (Алтайская принцесса, Очы-бала, Кадын) — мумия женщины, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха в 1993 году. Это одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века. В 2001 году был сделан анализ ДНК принцессы, который показал, что она принадлежит к представителям пазырыкской культуры, наиболее близким к современным селькупам и кетам.

https://www.gazeta.ru/science/news/2015/01/15/n_6826549.shtml

 

 

Газопровод «Алтай» как драйвер развития регионов

Одним из результатов «новой холодной войны» между Россией и Западом стала интенсификация сотрудничества России со странами АТР, в особенности – Китаем. Целый пакет заключенных договоров подразумевает, в том числе, поставки газа. Одним из газовых проектов стал газопровод «Алтай» (общая протяженность – свыше 6,5 тыс. км, по России – свыше 2,5 тыс. км), который будет идти по территории нескольких субъектов РФ и поставлять в КНР около 10% требуемого ей газа. Топливо будет идти в слаборазвитые западные провинции Китая, к индустриализации которых вплотную приступили центральные власти. Данный проект не предусматривает – что важно – наличия транзитных стран.

Губернатор Алтайского края Александр Карлин намерен, договариваясь с федеральным центром, извлечь максимальную выгоду для региона от того, что Алтайский край станет одним из субъектов РФ, по которому пройдет трубопровод.

В экспертном онлайн-клубе приняли участие:

  • Ирина Филимонова, завкафедрой политической экономии НГУ, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, старший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН;
  • Геннадий Барышников, декан географического факультета Алтайского государственного университета, доктор географических наук, профессор (возглавлял экспертную комиссию по изучению условий строительства газопровода «Алтай»);
  • Дмитрий Журавлев, политолог, экономист, гендиректор Института региональных проблем;
  • Ованес Мелик-Пашаев, сопредседатель правления Форума российских соотечественников в Болгарии;
  • Валерий Мищенко, профессор экономического факультета АлтГУ;
  • Руслан Мочалов, старший преподаватель кафедры политической экономии Новосибирского государственного университета; научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН;
  • На Чуанлинь, кандидат политических наук, Университет Шанхая, vice professor;
  • Андрей Островский, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по науке Института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра социально-экономических исследований Китая РАН;
  • Василий Танурков, аналитик нефти и газа инвестиционной компании «Велес Капитал»;
  • Михаил Шишин, эксперт международного координационного совета «Наш общий дом – Алтай», руководитель краевого фонда «Алтай 21 век»;
  • Леонтий Эдер, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, руководитель экономической группы геологии и геофизики институт СО РАН.

Кроме того, использованы фрагменты интервью губернатора Алтайского края Александра Карлина «Клубу Регионов».

Ряд аналитиков и публицистов небезосновательно считают, что разворот к азиатско-тихоокеанскому региону вообще и Китаю в частности во многом обусловлен тупиковой ситуацией на европейском направлении. Нынешнее положение дел России в Европе (блокирование США и ЕС всех возможных российских инициатив) пока привело лишь к негативным экономическим последствиям.

Ованес Мелик-Пашаев, сопредседатель правления Форума российских соотечественников в Болгарии, красноречиво описывает последствия отказа Болгарии от участия в «Южном потоке», спровоцировавшем закрытие Россией проекта:

«Мы потеряли очень многое с точки зрения надежности и инвестиций. При строительстве было бы создано множество рабочих мест, пришли бы инвестиции, в строительстве бы участвовали болгарские строительные компании. К тому же мы получали бы деньги за транзит, ведь сейчас Болгария почти ничего не производит.

А теперь страны Юго-Восточной Азии будут получать газ намного дешевле, и нынешние его экспортеры (Австралия, Канада) могут только кусать локти. «Разворот» в сторону АТР – очень хороший ход, демонстрирующий, что «Южный поток» был не единственной возможностью. А ведь все так и думали и полагали, что это будет рычаг шантажа в отношениях с Россией, но номер не прошел. Сейчас тут опять предлагают какие-то «южные коридоры» и прочие проекты, но у меня это вызывает большие сомнения и по срокам, и по продуманности планов. Теперь Болгария будет получать газ от Турции: и платить придется больше, и заработать на транзите уже не получится. На мой взгляд, Болгария потеряла много».

В то же время На Чуанлинь, кандидат политических наук, Университет Шанхая, vice professor, демонстрирует по-китайски сдержанный оптимизм:

«Уверен, что данные проекты [газопроводы «Алтай» и «Сила Сибири»] очень важны и полезны для обеих стран. Китай очень нуждается в сырье, России требуются финансовые ресурсы. Ваша страна будет поставлять газ, Китай – платить за него. Перед Китаем в настоящее время стоят масштабные задачи, решить которые возможно только при содействии России».

Справка:

В 2010г. добыча собственного природного газа в Китае составила 94 млрд куб. м, а потребление — 106 млрд куб. м. При этом потребление стремительно растет, значительно опережая возможности внутренней добычи. Согласно прогнозам китайских и зарубежных экспертов, потребность КНР в газе в 2020г. может составить 300–400 млрд куб. м.

По газопроводу «Алтай» планируется поставлять до 30 млрд куб. м газа в год.

Михаил Шишин, эксперт международного координационного совета «Наш общий дом – Алтай», руководитель краевого фонда «Алтай 21 век», считает:

«Безусловно, экономическое и геополитическое сближение России и Китая в общественном сознании обоих стран воспринимается как стратегически верное, альтернативные варианты дают возможность усилить союз не двух, а минимум трех государств. Опровергнуть выгодность этого, мне кажется, невозможно.

У Китая, в свою очередь, появляются свои преимущества – объединить несколько газовых потоков и стать «газовым хабом», например, на очень перспективном индийском направлении».

Справка:

По официальной информации «Газпрома», трасса проектируемого магистрального газопровода «Алтай» пройдет по территории шести субъектов Российской Федерации: Республики Алтай, Алтайского края, Новосибирской области, Томской области, ЯНАО и ХМАО.

При строительстве газопровода протяженностью около 2 600 км предполагается использовать трубу диаметром 1 420 мм (максимально эффективный диаметр). Общая протяженность трассы – около 6 700 км.

Предварительная стоимость проекта составляет, по различным оценкам, от 4,5–5 млрд до 10–13,6 млрд долларов США.

Длина российско-китайского участка границы на маршруте газопровода – 54 км.

Перспективы проекта

Ирина Филимонова, завкафедрой политической экономии НГУ, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, старший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, поясняет суть данного широкомасштабного проекта:

«В настоящее время формируются конкретные планы реализации крупного проекта по выходу на энергетические рынки азиатско-тихоокеанского региона (АТР) – газопровода «Алтай». По нему предполагается организовать крупномасштабный экспорт западносибирского газа в западные районы Китая.

Поставки российского газа в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая могут начаться до 2020г. через территорию Алтайского края и Республики Алтай с подключением к транскитайскому газопроводу «Запад – Восток» (Тарим – Шанхай).

В настоящее время не существует технических препятствий для сооружения как дороги, так и магистрального газопровода.

Для проведения газификации Алтайского края целесообразно сооружение газопроводов-отводов, создание в регионе инфраструктуры потребления и распределения сетевого газа, повышение платежеспособного спроса [на газ] населения и промышленности (в том числе за счет дотаций из федерального бюджета).

Важным фактором развития в районах, примыкающих к планируемой трассе газопровода, является обеспечение ее энергоресурсами и расширение сети автомобильных и железных дорог, что может быть реализовано в рамках предлагаемого проекта строительства газопровода «Алтай».

Справка:

Российская газотранспортная система является крупнейшей в мире. Средняя дальность транспортировки газа сегодня составляет около 2 600 км при поставках для внутреннего потребления и примерно 3 300 км при поставках на экспорт.
На сегодняшний день протяженность магистральных газопроводов на территории России составляет 168,3 тыс. км.

Дмитрий Журавлев, политолог, экономист, гендиректор Института региональных проблем:

«Регион извлечет, во-первых, рабочие места во время строительства. Во-вторых, в меньшей степени, но зато более дорогие рабочие места по обеспечению. В-третьих, вокруг подобных магистралей возникает социальная инфраструктура (дороги, кафе и прочее). Не знаю, как оформлено прохождение по территории, но, по-моему, выплаты в региональный бюджет также предусмотрены.

Можно развивать и сопутствующие проекты – например, транспортный: там, где прокладывают трубу, прокладывают легко и дороги, тем более что они нужны и самому газопроводу. А если будут дороги, то станет доступнее местная великолепная природа, которой нет нигде. Появится возможность для расширения туристических потоков, которые в настоящее время представлены в основном экотуризмом. От отдыха по типу «мешок на спину и вперед» появится возможность перейти к более цивилизованной модели.

Самая большая беда наших восточных территорий – отсутствие транспортной инфраструктуры – в рамках данного проекта решается гораздо быстрее, чем без него. К этому решению региону нужно просто готовиться, создавая мощности для его реализации.

Кроме того, трубопровод должен пройти по территории Республики Алтай, на фоне которой Алтайский край – почти США».

Леонтий Эдер, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, руководитель экономической группы геологии и геофизики институт СО РАН, выделяет ряд ключевых задач проекта:

«Строительство газопровода позволяет решить ряд важных государственных проблем. Во-первых, развитие энергетики и горно-металлургического комплекса будет способствовать росту валового регионального продукта (ВРП) в регионе, росту уровня и качества жизни населения. Во-вторых, это позволит создать рабочие места. В-третьих, строительство газопровода, ТЭС, ГЭС и предприятий ГМК позволит решить важнейшую для России геополитическую и экономическую задачу – выйти на азиатско-тихоокеанский энергетический рынок и рынок минерального сырья, начать крупномасштабный экспорт газа, энергоресурсов и продукции горнодобывающей отрасли в Китай и другие страны АТР. В-четвертых, будут усилены экономические позиции и политическое влияние России в Монгольской Республике, в значительной мере утраченные в период кризиса 1990-х гг. и в настоящее время активно занимаемые Китаем».

Руслан Мочалов, старший преподаватель кафедры политической экономии Новосибирского государственного университета; научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН:

«Реализация подобных суперпроектов позволяет стимулировать социально-экономическое развитие юга Сибирского федерального округа, обеспечить полную газификацию и электрификацию регионов, диверсифицировать экспортные энергетические поставки: экспортируя значительные объемы газа и электроэнергии на рынки Китая, можно существенно расширить экспорт электроэнергии в Западную Монголию и Восточный Казахстан».

Справка:

После подписания в Пекине рамочных соглашений по «Алтаю» ряд влиятельных западных изданий заявили, что этот проект не выгоден ЕС и США. Еще до пекинской встречи Владимира Путина и Си Цзиньпина американская The New York Times опубликовала статью о нежелательности строительства газопровода «Алтай», поскольку это «уменьшит уязвимость» РФ перед лицом западных санкций.

Андрей Островский, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по науке Института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра социально-экономических исследований Китая РАН:

«По газообеспеченности Россия сильно уступает Украине, а в Сибирь и на Дальний Восток газ практически не поступает, там почти отсутствует газоснабжение.

Данные проекты позволят обеспечить развитие регионов, можно будет обеспечить газом население. У нас многие рассматривают данные проекты только в одном ключе – «мы отдаем Китаю наше национальное богатство». Но можно их рассматривать и под другим углом: строительство газопроводной системы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке позволит развивать газоснабжение и этих территорий.

В отношениях между приграничными регионами и Китаем уже достаточно «драйверов» развития, проблема только в том, что они не работают. До недавнего времени наша элита смотрела только на Запад. На Восток не было ни денег, ни средств, ни возможностей. Регионы были предоставлены сами себе и развивали свои связи с Китаем только потому, что они больше зависят от торгово-экономических отношений с Востоком, нежели с Западом».

Валерий Мищенко, профессор экономического факультета АлтГУ:

«Это будет труба бОльшего диаметра, чем существующие, поэтому в перспективе, если будет поставлена задача газификации Алтайского края, то, на мой взгляд, делать ответвления от данного газопровода будет легче. Нового газопровода будет достаточно, чтобы поднять уровень газификации Алтайского края. Труба «Новосибирск – Барнаул» меньшего диаметра и данную задачу выполнить не дает.

Вообще, в Сибири необходимо расширять газификацию, так как у нас ее уровень крайне низок. Целесообразно, я считаю, вообще ставить вопрос о концепции газификации Сибири. Пока она разработана «Газпромом» лишь на европейскую часть, но после «поворота к Азии» можно ставить вопрос о ее изменении, и речь идет не только об Алтайском крае».

Губернатор Алтайского края Александр Карлин:

«Что мы ждем от этого проекта? Так скажем, сейчас общие условия формирует «Газпром» и китайская сторона. Несколько лет назад эта тема была актуальной, мы уже имели рабочую встречу, в том числе и с Алексеем Борисовичем Миллером и с другими ответственными руководителями структур «Газпрома». Нам было транслировано несколько тезисов, в том числе и возможность отбора газа для потребления в регионе, для газификации территории. Я специально создал рабочую группу, прорабатывал вопрос о том, чтобы внести предложения о строительстве на территории края предприятий газоперерабатывающих, в частности по производству минеральных удобрений, в чем Алтайский край нуждается. К примеру, 6,5 млн гектаров алтайской пашни нуждаются и в том числе в минеральных удобрениях, которые могут быть произведены из природного газа.

Нам было заявлено несколько лет назад, что этот объект будет построен по новой концепции, который допускает отбор газа для обеспечения потребности региона, для которой газопровод пройдет. Сейчас мы можем поговорить о протяженности примерно 500 км по нашей территории. Ну и отсюда можно считать, сколько стоит километр такого рода газопровода, что будет означать вложение в нашу территорию, в каком объеме инвестиций.

То, что мы получим в бюджет в виде налоговых платежей, в виде платежей за использование земельных ресурсов – это одно. То, что газопровод – это сложное техническое сооружение и, когда он будет построен, он нуждается в обслуживании, это соответствующая деятельность, которая тоже создает рабочие места и формирует доходы бюджета».

Справка:

По данным ВЦИОМ, подавляющее большинство граждан России (81%) одобряют реализацию масштабных инфраструктурных проектов, считая, что они будут способствовать развитию экономики, особенно в условиях санкций. В то же время можно констатировать, что газопровод «Алтай» является пока практически неизвестным широкой общественности, а наиболее известны «Южный коридор», «Северный поток», «Сила Сибири» и «Ямал». 38% россиян не слышали ни про один подобный проект.

Возведение технологически сложных объектов газохимического комплекса всегда чревато техногенными рисками. Особенно актуален вопрос защиты и охраны окружающей среды, когда речь идет о территориях, подобных Алтаю. Ученые-экологи, соглашаясь со значимостью и актуальностью данного проекта для региона, подчеркивают не меньшую важность стоящих задач сохранения природного комплекса.

Геннадий Барышников, декан географического факультета Алтайского государственного университета, доктор географических наук, профессор (возглавлял экспертную комиссию по изучению условий строительства газопровода «Алтай»):

«Основные возможности, которые дает проект: оплата за транзит газа, строительство газопровода и создание рабочих мест. Я думаю, что все это существенно для Алтайского края. Третья возможность – то, что в территорию входит система газообеспечения азиатско-тихоокеанского региона, и этот проект будет развиваться дальше, в Индию, куда планируют прокладывать газопровод китайцы, куда направился Путин для подписания договоров по энергетике. Однако при реализации проекта должны максимально себя проявить органы экологического контроля, потому что мы знаем, как иногда строят».

Экологический аспект развивает Михаил Шишин:

«Есть требования, в том числе подпадающие под международное право, которые наша страна должна выполнять. Речь идет о Конвенции Всемирного наследия ЮНЕСКО, которую Россия ратифицировала. Когда объект ЮНЕСКО, плато Укок [на территории Республики Алтай], включался в список ЮНЕСКО, то правительство РФ приняло на себя обязательства сохранять этот объект целостным. Неоднократно по этому поводу комитет ЮНЕСКО предупреждал правительство РФ. Поэтому, если мы справедливо требуем выполнение условий поставок Мистралей, то уж тем более от России в настоящих условиях будут требовать выполнение принятых обязательств. Когда в отношении нашей страны выискивают и придумывают все новые поводы для злобной критики, давать еще один повод – контрпродуктивно.
В отношении предлагаемой трассы газопровода через плато Укок уже неоднократно высказывались серьезные аргументы против. Так, указывалось на разрушение системы высокогорных ледниковых, озерных и болотных систем, истоков рек России, Китая и Монголии. Доказано, что прокладка разрушит этот уникальный комплекс и это вызовет серьезные последствия для всего региона. Очевидно, что альтернативные варианты – прокладка не через горы, а в основном по равнинной местности через юг Алтайского края, через Казахстан в Китай или через Монголию – значительно дешевле, да и снимает многие возможные геополитические и экономические риски. При этом варианте может быть создан крупный экономический центр на юге Алтайского края. Восточный Казахстан, и не только, например Астана, смогут получить топливо, которое поможет им решить экономические проблемы и заметно улучшит экологическую ситуацию».

Дмитрий Журавлев комментирует опасения коллег:

«Я знаю, что некоторая часть интеллигенции боялась экологических проблем, но данные проблемы решаемы. Они, конечно, могут возникнуть, если реализовывать проект руками, «вставленными в обратную сторону», но если все делать правильно, то их можно избежать. По крайней мере, газопроводам, идущим в Европу, такие проблемы неведомы.

Справка:

Экологи требуют строительства газопровода по альтернативным маршрутам (через Казахстан или Монголию), говоря об угрозе уникальному природному памятнику – плато Укок в Республике Алтай. Российские власти претензии отвергают, говоря об экологической безопасности и «транзитных рисках». Против наличия стран-транзитеров высказалась и китайская сторона.

Глава Алтайского края Александр Карлин подчеркивает:

«Мы все проектные решения увязывали с вопросами соблюдения экологического законодательства. Наша территория очень комфортна для того, чтобы здесь работать, у нас нет огромных болот, других проблемных пространств. Минует газопровод на нашей территории и горную часть, пройдя чуть восточнее Чуйского тракта. Предварительно маршрут его будет близок к маршруту того газопровода, который мы имеем. Крупных водных преград у нас нет, дальше – предгорье и территория Республики Алтай. На нашей же территории глобальных сложностей, как специалисты заверяют, не должно быть. Ну, а вопросы сохранения земельных ресурсов, тем более когда речь идет о пашнях, сохранение лесов, естественным образом существуют и решаются в рабочем порядке».

По мнению экспертов, власти региона про умелом лоббировании интересов своей территории, могут извлечь немало дополнительных бонусов от реализации данного проекта.

Василий Танурков, аналитик нефти и газа инвестиционной компании «Велес Капитал»:

«Что касается мультипликативного эффекта, то сырьевые проекты обычно он не сопровождает. Однако для региона это совсем неплохо, так как появятся новые рабочие места и инфраструктура, которая потом будет и на регион работать. Вопрос в одном: насколько регион будет участвовать в строительстве? Если в итоге получится, что привезут рабочих, например турецких или китайских, и обеспечат совсем не региональное снабжение, то российские регионы в этом и не поучаствует. В этой ситуации все зависит от способности губернатора договариваться с заказчиком об участии в строительстве региональных компаний и региона вообще. Если губернатор сможет договориться, то пользы будет больше, чем просто от факта появления в регионе трубы. Регион должен быть сам заинтересован в том, чтобы выдвигать такие предложения, формировать идеи своего участия и всячески их продвигать.

В худшем случае для региона это будет просто труба с компрессорными станциями, стоящими через определенные промежутки. Главное: регион должен настаивать на лучших условиях. Для строительства трубопровода нужна техника, стало быть, требуется дорога. Но ведь компания может обойтись грунтовой дорогой, которую размоет через несколько лет, а может – при заинтересованности региона или федеральной власти – строить и нормальные дороги. Также нужно будет проводить электросети. Очень многое зависит от маршрута: если провести трубу через пустыню, то никакого эффекта не будет. А можно попытаться получить что-то большее».

Глава Алтайского края Александр Карлин:

«Что касается мультипликативного эффекта от газопровода. Возведение газопровода скажется и на оптимизации строительной отрасли, в частности на промышленности стройматериалов. У нас, кстати, Алтайский край в этом смысле очень прилично выглядит. Еще одно: при строительстве такого крупного газопровода создается технологическая автомобильная дорога, и мы будем максимально делать так, чтобы увязать ее с нашей дорожной инфраструктурой затем, чтобы не разбивать дороги, а, наоборот, создавать новые или укреплять действующие».

Андрей Островский обращает внимание:

«Чтобы добиться отдачи от проекта, главы субъектов РФ должны согласовывать с тем же «Газпромом» вопросы по отводу газа для территорий и проектов. Ведь основная проблема таких газовых и прочих соглашений заключаются по схеме «Центр – Центр», а местные мало что получают от этого. Рабочих мест создается не так много, ведь для обслуживания трубы не нужно много сотрудников, но при грамотной реализации подобные проекты все же могут стать стимулом развития территорий, если обеспечивают газом регионы. Но для этого «Газпром» должен ориентироваться не только на извлечение прибыли, но и учитывать политически факторы. Рынок – рынком, но государство все же должно регулировать деятельность компаний-монополистов. Главная задача – повышение уровня жизни народа, а не менеджеров «Газпрома».

Губернатор Алтайского края Александр Карлин:

«Все это нужно делать до проектирования, чтобы потом не возникало необходимости защищать свои проекты. Труба не безмерная, и при проектировании и определении параметров там предполагается несколько очередей, поэтому мы должны изначально свои предложения сформулировать и транслировать. Когда труба начнет строиться, тогда уже, извините, будет поздно. Поэтому и сегодня мы над этим работаем, и буквально в ближайшее время эти предложения будут.

Мы имеем опыт взаимодействия с «большим «Газпромом», когда через нашу территорию прошел серьезный магистральный газопровод, у нас есть хорошая практика взаимодействия, и, кстати, все структуры «Газпрома» отмечали нас с лучшей стороны, мы оперативно решали все вопросы по землеотводам. Конечно, газопровод «Алтай» – это уже более серьезная тема. Но мы надеемся, что в этом смысле все у нас будет достойно.

И ведя переговоры с «Газпромом», мы заявляем о себе как о внятном, вменяемом партнере, который четко понимает региональные интересы и национальные».

Во время подготовки данного материала были анонсированы очередные санкции против нашей страны. Очевидно, что в этой ситуации Россия должна иметь надежные источники гарантированных поступлений валюты, и газ в этом смысле более перспективен на данный момент.

Газопровод «Алтай», по мнению экспертов, позволяет решить целый ряд проблем международного, федерального, регионального и муниципального уровня, став экономическим «драйвером» для ряда территорий. В то же время очевидно, что возможности, предоставляемые газопроводом, не исчерпываются общеизвестным набором, и извлечение максимальной выгоды регионом требует скрупулезной аналитической работы, настойчивого лоббирования собственных интересов с учетом как местных, так и национальных приоритетов.

https://www.club-rf.ru/22/theme/385

 

Транснациональный "Алтай". К каким последствиям приведет строительство нового газового мегапроекта

Старт масштабному транснациональному инвестпроекту — строительству газопровода "Алтай" — дало рамочное соглашение, заключенное председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером и главой Китайской национальной нефтегазовой корпорации Чжоу Цзипином 9 ноября. Цитируя чиновников, СМИ назвали соглашение о западном маршруте "юридически обязывающим документом", из которого явно следует: проект, который еще совсем недавно был отложен до 2030 года, стартует в ближайшее время.

Плато Укок. Фото: https://www.sputnik-altai.ru/images/P1010016.JPG.
Плато Укок. Фото: https://www.sputnik-altai.ru/images/P1010016.JPG.

Несмотря на горячую поддержку проекта глав алтайских регионов, по которым проложат новую ветку, немало экспертов относятся к нему сдержанно, а то и негативно.

Русский размер

Известно почти наверняка: трасса газопровода "Алтай" не будет проходить ни через Казахстан, ни через Монголию — скорее всего, через знаменитое плато Укок и высокогорный перевал Канас в Республике Алтай. Власти четко дали понять: страны-транзитеры в этом международном проекте им не нужны — хватает проблем с Украиной.

Это будет новая ветка газопровода, а не продление существующей. И это понятно: в Китай будут поставлять 30 млрд. кубометров газа в год, тогда как пропускная способность газопровода "Барнаул – Бийск – Горно-Алтайск" всего 1,7 млрд. Более того, власти заявили о планах увеличить поставки до 100 млрд. кубометров, для чего проложить еще и вторую-третью ветки.

По России это мегасооружение протянется почти на 3 тыс. километров. Здесь будет проложена труба самого большого диаметра — 1422 мм, для которого у газовиков есть название: "русский размер". Для сравнения: диаметр труб существующего магистрального газопровода 300–700 мм. Кроме того, на маршруте построят 10 газокомпрессорных станций, в том числе одну в крае и две в Республике Алтай.

На той стороне Алтайских гор ветка зайдет в Синь-Цзян-Уйгурский район, а затем, возможно, соединится с транскитайским газопроводом "Восток – Запад". Наш газ пойдет в Шанхай — бурно растущий мегаполис. "Китай — колоссальный рынок и энергоресурсов, и минеральных ресурсов вообще. Там остро стоит проблема снижения выбросов в атмосферу, ведь эта страна добывает свыше 3,6 млрд. тонн угля в год", — пояснил завсектором Института экономики и организации промышленного производства Валерий Крюков.

Восточный вектор

Хотя финансовые детали проекта будут проработаны и подписаны лишь в первой половине следующего года, власти уже заявили: именно в 2015 году начнется его реализация. Сам проект готовится. "Судя по тому, что принципиальное решение о строительстве принято, прохождение трубы по данной территории — дело решенное", — пояснила завотделом экологии "Производственного и научно-исследовательского института по инженерным изысканиям в строительстве" Ирина Ланцова.

В "Газпроме" о старте говорят пока осторожно: в 2015 году, сообщает пресс-служба, будут проведены прединвестиционные исследования. Обычно на этой стадии отбирается оптимальный вариант проекта.

А датой завершения первой очереди называют 2019 год. Чтобы уложиться в срок, газовики должны строить по 500–600 километров в год, или до 1,6 километра в день. При этом максимальные темпы прокладки магистральной трубы до Горно-Алтайска составляли 1,5 километра в день, и это был предел для одного подрядчика. Неудивительно, что ряд экспертов полагает: строительство займет не пять, а десять лет, а то и больше.

Как бы то ни было, именно западный маршрут объявлен приоритетным — очевидно, на него будут брошены значительные силы. Это не совсем экономика — это политика: именно с месторождений Западной Сибири голубое топливо поступает в Европу. Теперь поставки диверсифицируют, политические риски снизятся, что и было одной из целей поворота на Восток.

Бери или плати

Официально затраты на строительство не оглашаются. Разные источники приводят лишь примерные расчеты — от $4,5–5 млрд. до $10–13,6 млрд. в зависимости от технических решений. Глава Республики Алтай Александр Бердников весной озвучивал сумму в $14–16 млрд. Кто даст такие деньги? Возможно, их возьмут из Фонда национального благосостояния на возвратной основе, — вопрос об этом, впрочем, только прорабатывается.

Подписание соглашений вновь подняло дискуссию, по какой цене китайцы готовы покупать наш газ, — ведь именно отсутствие взаимопонимания о цене тормозило проект. Надо сказать, что гигантский рынок Китая интересен не только России, и китайским товарищам такая конкуренция на руку. "Газ России, Туркменистана, Казахстана и Узбекистана будет конкурировать при определении уровня цены", — говорит Валерий Крюков. Ирина Ланцова вообще выражает сомнения, что вторая-третья ветки газопровода "Алтай" когда-нибудь будут строить, учитывая поставки газа из Средней Азии и нехватку необходимых объемов в Западной Сибири.

Добавим, что стороны договорились о поставках по принципу "бери или плати". Это, по словам Валерия Крюкова, самый эффективный принцип торговли газом: оговаривается объем поставки, под него заключается контракт и ведется оплата. Покупатель же может и не выбрать весь объем, но оплата будет поступать как за весь законтрактованный газ.

Стимулы для регионов

Главы алтайских регионов приняли этот мегапроект с большим воодушевлением. Весной этого года Александр Бердников заявлял, что 5% от затрат на строительство пойдут в бюджет региона, а это миллиарды рублей. В самом деле, в "Газпроме" обещают республике немало хорошего: реконструкцию дорог и мостов, подготовку в вузах местных кадров для обслуживания газопровода, финансирование социальных проектов.

Губернатор края Александр Карлин тоже оптимистичен. Он рассчитывает на активизацию экономики региона и говорит, что намерен обсудить с бийскими учеными предложения по строительству в крае мощностей по переработке газа. А в дальнейшем выйти с этими предложениями на федеральный уровень.

Правда, стоит отметить, что мощность существующего газопровода используются лишь на 37% (данные 2013 года). "До сих пор экономистами не очень хорошо оценен экономический эффект от прокладки газопровода “Алтай”", — скептична Ирина Ланцова.

Вопрос в технологиях

Ирина Ланцова сомневается и в том, что в "Газпроме" выполнят обещание учесть все экологические аспекты, что особенно важно в отношении плато Укок — объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Высокогорная тундра плато, по которой пройдет новая ветка, крайне уязвима к воздействию: следы, оставленные бульдозером, не исчезают столетия. Более того, на маршруте трассы в 2014 году было замечено несколько очагов природных пожаров.

А декан геофака АлтГУ Геннадий Барышников вариант прохождения трубы по морене Укока (а не по котловине) оценивает положительно. Последствия для природы неизбежны в любом случае, но если соблюдать технологии, ущерб можно свести к минимуму. Правда, в том, что строители будут соблюдать все экологические требования, он тоже сомневается. "Им главное заработать, а не сохранить природу", — говорит эксперт.

А вот Валерий Крюков уверен, что вопросы экологии, сейсмичности и строительства в сложных условиях высокогорья вполне решаемы. "В мире немало прецедентов сооружения подобных систем. Самая “старая” — Трансаляскинский трубопровод — практически безопасная и чрезвычайно надежная, создана в США еще в 1970-е годы. В России подобные подходы также применяются, например, на Ямале", — успокаивает ученый.

Мнения

Алексей Грибков: "Уничтожат уникальные экосистемы"

По словам руководителя "Геблеровского экологического общества" Алексея Грибкова, прокладка газопровода через плато Укок напрямую запрещена законодательством и нанесет непоправимый ущерб экосистемам. "Затерянный мир" плато — это высокогорная тундра, где растут уникальные виды растений и обитают редчайшие виды животных.

К примеру, Укок — единственное место гнездования серой цапли и горного гуся, степной орел именно в зоне покоя находится в самой благоприятной ситуации, указывает Красная Книга Республики Алтай. В природном парке "Зона покоя Укок" гнездится журавль-красавка. Грибков полагает: прекратится гнездование редких видов на большой территории.

Для снежного барса главную роль играет фактор беспокойства и разрушение мест обитания. А если уйдут горные бараны и сибирский горный козел, барсу просто будет нечего есть и он тоже уйдет — камни есть он не умеет. "Нам говорят, что строительство будет вестись только в узкой полосе отчуждения. Но такого не бывает никогда, зона воздействия всегда гораздо шире", — констатирует Грибков.

По словам эколога, прокладка газопровода может уничтожить еще и истоки рек. "Следствием реализации проекта будет обеднение экосистем и безвозвратное уничтожение растительного покрова. И это не разовое воздействие, как говорят сторонники проекта: построим, и все животные вернутся. После строительства газопровод нужно обслуживать, что также предполагает присутствие людей и техники", — говорит Грибков.

Акай Кине: "Нужен Фонд будущих поколений"

Известно, что территории, по которым пройдет газопровод "Алтай", местные жители считают сакральными. "Археологи пытались объяснить, что мумии пазырыкской культуры не имеют отношения к современному населению. Но для простых людей история не так важна, для них курганы, кем бы они ни были созданы, часть их культуры и повседневной жизни", — пишет социолог Ольга Аксенова.

"Укок переводится как некая кладезь, которую нельзя трогать", — пояснил "СК" президент Духовного центра тюрков "Кин Алтай" Акай Кине. Он полагает: если вести диалог с местным населением с уважением к его мировоззрению и культу предков, общий язык найти можно. "Если мы найдем форму диалога, можно будет решать многие задачи и не превращать их в проблемы. Одной из сторон соглашений должно быть местное население, как это было, например, в Америке. Если там прокладывали газопровод через территорию индейцев, договаривались именно с индейцами", — продолжает он.

Второй вопрос в том, что газопровод пройдет еще и по напряженным до крайности отношениям между местными сообществами — в горах на счету почти каждый клочок травы, пригодной на корм скоту.

По мнению общественника, если уж решение принято, должен быть создан республиканский Фонд будущих поколений. "Газпром" мог бы перечислять деньги в этот фонд, а в руководстве фонда должны быть представители коренной нации, избранные советом старейшин. Фонд мог бы компенсировать экономический ущерб, связанный с потерей пастбищ, и способствовать развитию коренного населения. О том, как будут реагировать местные общины на начало строительства газопровода, Акай Кине говорить пока не стал

Юрий Кирюшин: "Все памятники можно спасти"

По данным ученых Новосибирского института археологии и этнографии СО РАН, в зоне строительства газопровода в Республике Алтай находится не менее 300 археологических памятников. Территория Алтайского края тоже богата на такие объекты.

"В 2011–2012 годах мы исследовали планируемую трассу газопровода по территории края от границы Новосибирской области до границы Республики Алтай. Это полоса шириной 250 метров. Оказалось, что в это пространство попало 25 археологических памятников от эпохи палеолита до эпохи позднего Средневековья. Это стоянки, поселения, курганы и грунтовые могильники", — говорит профессор кафедры археологии, этнографии и музеологии АлтГУ Юрий Кирюшин.

На месте перехода трассы через Чумыш ученые нашли грунтовый могильник с погребениями от неолита до раннего железного века. Наибольшее количество памятников сосредоточенно в Алтайском районе, а самый крупный объект в крае — курганный могильник раннего железного века в Залесовском районе, включающий в себя несколько десятков курганных насыпей.

По мнению Кирюшина, все памятники на территории Алтайского края можно спасти. И если средства будут выделены, ученые успеют это сделать, тем более, что климат края позволяет вести раскопки с конца апреля до сентября-октября. "Газопровод потянут с севера, поэтому, думаю, год или два у нас есть", — говорит он. На вопрос о том, сколько лет необходимо на проведение всех работ, Кирюшин отвечает: "Сколько времени дадут, за столько и выкопаем".

Параметры газопровода "Алтай"

Производительность: 30 млрд. кубометров в год

База поставки: месторождения Западной Сибири, Надыма, Нового Уренгоя

Длина газопровода: 2,6 тыс. км по территории России, общая 6,7 тыс. км. 

Пройдет по территории 6 регионов, в том числе: по Алтайскому краю — 377 км, Республике Алтай — 589 км

Диаметр труб: 1422 мм

Предварительная оценка затрат: $4–13,6 млрд.

Контракт предполагается подписать на 30 лет

Цифра

170 млрд. кубометров газа намерен импортировать Китай в 2020 году.

https://altapress.ru/story/147220

 

 Где пройдёт трасса газопровода «Алтай», когда его построят, что от этого проекта получат регионы и не повредит ли стройка экологии? «Капиталист» собрал самые популярные вопросы, связанные с «западным» маршрутом поставок газа в Китай, и попытался дать развёрнутые ответы.

1. Где будет проходить газопровод «Алтай»?

«Западный» маршрут поставок российского газа в Китай должен пройти через шесть регионов — Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа; Томскую и Новосибирскую области; Алтайский край и Республику Алтай. Общая длина газопровода на российской стороне — порядка 2666 км, из которых 422 км приходится на Алтайский край.

Начальной точкой газопровода принята Пурпейская компрессорная станция существующего магистрального газопровода Уренгой–Сургут–Челябинск, а конечной точкой газопровода на российской территории должен стать перевал Канас на западной границе России и Китая.

Предполагается, что на значительной части маршрута газопровод «Алтай» будет проходить в непосредственной близости от уже существующих магистральных газопроводов. Алтайская часть пойдёт на юг параллельно газопроводам Новосибирск–Барнаул и Барнаул–Бийск. Общее направление трассы — юго-восточное. В районе Бийска газопровод пересечёт Оби и выйдет в коридор газопроводов-отводов на Белокуриху и село Алтайское. От села Алтайское трасса выйдет в пределы Горного Алтая — по долине реки Песчаная к Чуйскому тракту в районе села Теньге. Далее газопровод пойдёт к Кош-Агачу, потом через плато Укок к границе с Китаем.

Схема прохождения газопровода через Алтайский край и Республику Алтай.

2. Какая инфраструктура будет построена?

«Газпром» обещает возведение нескольких компрессорных станций на всём протяжении «западного» маршрута. На территории Алтайского края заявлено появление станции «Заринская», а в Республике Алтай соорудят «Песчаную» и «Чуйскую». Кроме того, к газопроводу теоретически смогут подключиться те территории, куда природный газ ещё не пришёл.

Губернатор Алтайского края Александр Карлин уже заявил, что регион хочет рассчитывать как минимум на участие в сооружении транспортной инфраструктуры — к местам строительства нужно будет провести дороги. Кроме того, он выразил заинтересованность в создании мощностей по переработке газа. Для этого губернатор даже собрался привлечь бийских учёных, которые должны помочь подготовить соответствующую документацию и обоснование проекта.

«Строительство крупного инфраструктурного объекта в регионе всегда влечёт за собой активизацию экономической жизни, потому что это большие объёмы строительных работ, вовлечение в них подрядных и субподрядных организаций, активизация промышленности стройматериалов. Мы пока не имеем проекта, но по всем признакам потребуется строительство технологической автодороги, которая будет обеспечивать вначале строительство, а затем эксплуатацию газопровода. Это очень серьёзная тема», — отметил губернатор Карлин.

3. Что получат регионы?

Кроме престижа и повышенного внимания федеральных властей, российские регионы, через которые должна пройти трасса газопровода, могут рассчитывать на налоговые отчисления в местные бюджеты. «Газпром» обещает пополнить их «существенно». Кроме того, корпорация говорит о повышении надёжности газоснабжения, создании новых рабочих мест, а также о возможном финансовом участии в ряде социальных проектов.

«Газпром» готов вложить деньги в реконструкцию взлётно-посадочных полос аэропортов, реконструкцию дорог и мостов, подготовку инженерных кадров в вузах для дальнейшей работы по обслуживанию газопровода.

Местный бизнес, прежде всего связанный с производством оборудования и комплектующих для газовой промышленности, сможет получить дополнительные заказы.

Впрочем, некоторые эксперты считают, что «глобальных выгод и роскошных перспектив» ждать не стоит. Заместитель генерального директора московского «Производственного и научно-исследовательского института по инженерным изысканиям в строительстве» Ирина Ланцоваговорит о том, что этому может помешать место прохождения трассы. Против размещения ветки на плато Укок возражали экологи и местные жители. Кроме того, Казахстан и Туркменистан также не заинтересованы в строительстве газопровода. Есть мнение, что именно вследствие их активности прокладка «Алтая» может не принести ожидаемых дивидендов России.

«Будем надеяться, что обещания «Газпрома» — не пустые слова, и эти ИНВЕСТИЦИИ будут в действительности. В целом, с точки зрения социально-экономического развития Алтайского края строительство газопровода может стать серьёзным стимулом. Но очень многое будет зависеть от претворения намеченных планов в жизнь. Думаю, еще будут серьёзные выступления против планов прокладки газопровода», — отмечает эксперт.


При строительстве газопровода предполагается использовать трубу диаметром 1 420 мм. «Газпром» утверждает, что это самый оптимальный вариант с точки зрения эффективности.

4. Как будут решаться вопросы с экологией?

Экологический аспект в строительстве газопровода «Алтай» — самый сложный. Противники у газопровода появились ещё в начале 2000-х годов, проект ещё только находился на бумаге. Основные моменты, за которые критикуют газопровод:

* часть территории, по которой может пройти газопровод, расположена в зоне очень высокой сейсмичности, а стройка может дестабилизировать ситуацию;

* газопровод пройдёт через плато Укок, которое является сакральным местом для коренных алтайцев. Кроме того, плато входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, а появление там газовой трубы может вызвать исключение этой территории из престижного списка;

* вдоль трассы во время строительства будут полностью уничтожены почва и все растения, биологический круговорот замедлится, а природа восстановится через довольно значительное время.

Проектировщики газопровода, в свою очередь, уверяют, что экологическим аспектам будет уделено особое внимание.

«Компания обладает многолетним уникальным опытом проектировки и сооружения газотранспортных систем в сложных природных условиях, применяя при этом самые передовые и надежные системы защиты, контроля и мониторинга окружающей среды», — говорят в «Газпроме» и уточняют, что проект уже прошёл несколько экспертиз и общественных слушаний, а выбранная трасса является едва ли не единственным вариантом, который менее всего затронет природу.

800px-Ukok_Plateau_2
Основная критика проекта связана с маршрутом прохождения газопровода через плато Укок. Это место считается священным для монгольских и китайских буддистов, а также у коренных алтайцев, придерживающихся других религиозных взглядов, в том числе языческих.

5. Есть ли другие варианты прохождения газопровода «Алтай»?

Периодически высказываются мнения, что газопровод надо вести через территорию Казахстана или Монголии. В первом случае, президент соседней республики Нурсултан Назарбаев ещё этой осенью предлагал территорию своей страны в качестве площадки для реализации проекта.

По мнению Назарбаева, газопровод должен пойти через столицу Казахстана Астану и выйти в районе Хоргоса или Алашанькоу на китайскую границу.

Интерес казахстанцев здесь как экономический, так и политический. Они хотят не только получить дополнительные ИНВЕСТИЦИИ, но установить контроль над частью газопровода, что можно будет выгодно использовать в дальнейшем.

«Монгольский» вариант серьёзно не прорабатывался и не рассматривался, во многом из-за сложности его реализации.

6. Сколько газа будет поставляться в Китай через газопровод «Алтай»?

Через газопровод «Алтай» предполагается на начальном этапе поставлять 30 млрд кубометров газа в год. В дальнейшем здесь могут быть построены как вторая, так и третья нитки газопровода, с выходом на потенциальную производительность до 100 млрд кубометров в год.

Для сравнения, «восточный» маршрут поставок газа в Китай через газопровод «Сила Сибири» предполагает поставку 38 миллиардов кубометров газа в год.

7. Когда начнут строить газопровод «Алтай»?

Реализация такого масштабного проекта — вопрос не скорый. Лишь только предварительные переговоры между сторонами идут вот уже полгода и кроме рамочного соглашения и меморандума о намерениях ни каких документов о стройке не подписано.

Существуют наработки и есть даже проект газопровода, созданный несколько лет назад, но, очевидно, что он будет взят лишь в качестве основы, а все инженерные изыскания газовики проведут заново, уже с учётом того, о чём и когда договорятся лидеры России и Китая.

По последней информации, переговоры о проекте газопровода «Алтай» продолжатся уже в 2015 году и если они пройдут удачно, то строительство войдёт в активную фазу ближе к концу этого десятилетия. 

https://kapitalist.tv/2014/11/18/7-voprosov-o-gazoprovode-altaj/

 
09.11.2014, 22:12 Алексей Топалов

Поставки российского газа в КНР могут превысить европейские, заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер. Однако для этого потребуется построить еще один газопровод стоимостью не менее $30 млрд. При этом цена уже заключенного с китайцами контракта снизилась с $400 млрд до $300 млрд. Это произошло из-за того, что стоимость нефти, к которой привязана цена газа, с момента заключения контракта упала примерно на четверть.

Россия может начать поставлять в Китай больше газа, чем в Европу. Такое заявление сделал глава «Газпрома» Алексей Миллер в воскресенье в ходе визита в КНР, где был подписан российско-китайский меморандум по поводу поставок газа по так называемому «западному маршруту» (газопровод «Алтай»).

«С учетом наращивания поставок по «западному маршруту», в среднесрочной перспективе объемы поставок в Китай могут превысить текущие объемы экспорта в Европу», — отметил Миллер.

По итогам 2013 года поставки «Газпрома» на европейские рынки составили 161,5 млрд кубометров. При этом в начале октября Миллер говорил, что поставки в Китай могут достичь 100 млрд кубов.

По словам главы российской монополии, в подписанных документах оговорено, что «западный маршрут», по которому в КНР пойдет газ из Западной Сибири (оттуда же идет газ в Европу), становится приоритетным проектом российско-китайского газового сотрудничества. Предполагается, что Китай будет получать 30 млрд кубометров газа в год в течение 30 лет. Кроме того, определены дальнейшие шаги, в частности, подписание договора купли-продажи и межправительственного соглашения.

Россия и Китай еще в мае заключили контракт на поставку 38 млрд кубов ежегодно в течение 30 лет по «восточному маршруту» (газопровод «Сила Сибири»). Причем, если ранее предполагалось, что «Газпром» получит от китайской стороны аванс на строительство «Силы Сибири» ($25 млрд), то теперь, по словам Миллера, речи об этом не идет. «Мы вели переговоры — то, что касается аванса, и авансовый платеж у нас был как элемент переговоров о цене, — сообщил глава «Газпрома». — Но с учетом того, что мы достигли окончательной договоренности о цене, мы не рассматриваем возможность привлечения аванса как финансового инструмента для дальнейшего снижения цены».

Общая сумма майского контракта, как говорил ранее Миллер, составила $400 млрд.

Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин напоминает, что майский контракт индексирован к нефти, которая с тех пор подешевела на четверть. «Таким образом, стоимость контракта на сегодняшний день не $400, а $300 млрд», — указывает эксперт. По его словам, для наращивания поставок в Китай свыше европейских «Газпрому» придется построить еще один газопровод, стоимость которого составит не менее $30 млрд.

Кстати, Миллер в своем выступлении отметил, что в среднесрочной перспективе рассматривается еще один маршрут для поставок в КНР. Речь идет о поставках газа с Дальнего Востока России.

При этом Корчемкин особо отметил, что для успешных с российской точки зрения ценовых переговоров нужна дорогая нефть. Также эксперт напомнил, что Миллер сам ранее прогнозировал снижение объема экспорта в ЕС. Европа, в свою очередь, в последнее время активно пытается снизить зависимость от российского газа.

«Если ей это удастся, Китай действительно может стать основным направлением экспорта «Газпрома», — говорит эксперт. — Однако на это потребуется около 20 лет».

Китай последовательно наращивает долю газа в своем энергобалансе.

Сейчас она составляет около 5%, в то время как власти КНР рассчитывают довести ее по меньшей мере до 30%. В основном это связано с тем, что из-за массового использования угля над китайскими мегаполисами в прямом смысле слова не видно неба, закрытого угольным смогом.

В октябре китайские СМИ опубликовали прогноз, согласно которому к 2030 году Китай увеличит потребление газа с нынешних 167 млрд кубометров до 550 млрд кубов.

https://www.gazeta.ru/business/2014/11/09/6295325.shtml

 

 
23.09.2014