Письмо Росводресурсов от 15 марта 2017 года № 02-26/1486 «О внесении изменений в нормативные правовые акты» (нормирование сбросов веществ со сточными водами в водные объекты, мониторинг)

Письмо Федерального агентства водных ресурсов от 15 марта 2017 года № 02-26/1486  «О внесении изменений в нормативные правовые акты»

В связи с утверждением Правительством Российской Федерации, Минприроды России, Минсельхозом России ряда нормативных правовых актов, касающихся вопросов нормирования сбросов веществ со сточными водами в водные объекты, осуществления государственного мониторинга водных объектов и др., Росводресурсами даны следующие разъяснения.

1. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 1316 утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее – Перечень).

В соответствии с Приказом Минприроды России от 15 ноября 2016 года №  598 «О внесении изменения в Методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 года № 333» (далее – Приказ Минприроды № 598) нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта в соответствии со статьями 20 и 21 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» с учетом Перечня.

В Перечне указаны как конкретные вещества, например, алюминий, медь и др., так и группы веществ, например, алкилсульфонаты, НСПАВ, АСПАН КСПАВ, АОХ, лигносульфонаты, хлорфенолы, диоксины, тиосульфаты и др.

Перечень веществ, входящих в группы, является открытым, в сточных водах нормируется не группа веществ, являющихся, например, НСПАВ, а конкретное вещество, относящееся к группе.

Учитывая изложенное, при поступлении на утверждение проектов НДС веществ, не содержащихся в Перечне, следует обращать внимание на возможность отнесения веществ к группам веществ, содержащихся в Перечне.

При этом в проекте НДС должно указываться как вещество, так и группа из Перечня к которой оно отнесено, например – НСПАВ (ОП-10, смесь моно- и диалкилфеноловых эфиров полиэтиленгликоля), НСПАВ (ОП-7, полиэтиленгликолевые эфиры моно- и диалкилфенолов), алкилсульфонаты (алкилсульфонат натрия (в техническом препарате)) и т.п.

При этом для расчета НДС используются нормативы качества воды (общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования, перечень ПДК веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения) для конкретных веществ, входящих в группы.

2. Согласно пункту 19 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 года № 333 (далее – Методика), перечень нормируемых веществ формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточных, в том числе дренажных вод. Перечень нормируемых веществ организаций, осуществляющих водоотведение, должен включать вещества, принимаемые со сточными, в том числе дренажными водами, абонентов.

При рассмотрении перечня сбрасываемых веществ в проектах НДС предприятий различных отраслей промышленности целесообразно использовать информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям, утвержденные Приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – Приказы Росстандарта), содержащие перечни веществ, характеризующие специфику различных производственных процессов.

В соответствии со статьей 60 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

3. Приказом Минприроды России № 598 отменен пункт 8 Методики, устанавливавший требования к сбросу сточных, в том числе дренажных, вод в границе населенного пункта.

Требования к сбросу сточных, в том числе дренажных, вод в границе населенного пункта содержатся в пункте 6.7. СанПиН 2.1.5.980 - 00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», согласно которому сброс сточных и дренажных вод в черте населенных мест через существующие выпуски допускается лишь в исключительных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании и по согласованию с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы. В этом случае нормативные требования, предъявленные к составу и свойствам сточных вод, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования.

Согласно пункту 7.4. СанПиН 2.1.5.980-00 при сбросе сточных вод в черте населенных мест контрольный створ должен быть расположен непосредственно у места сброса.

Вышеуказанные требования относятся ко всем типам выпусков сточных вод.

Согласно пункту 6 Методики, в случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд для состава и свойств его вод принимаются наиболее жесткие нормы качества воды из числа установленных.

4. Приказом Росрыболовства от 22 декабря 2016 года № 857 признаны утратившими силу Приказ Росрыболовства от 18 января 2010 года № 20 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения»; подпункт 1.4 пункта 1 и приложение 6 Методических указаний по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Федерального агентства по рыболовству от 4 августа 2009 года № 695.

Приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 года № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» (Зарегистрировано в Минюсте России 13 января 2017 года № 45203) (далее – Приказ Минсельхоза) утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.

Приказ Минсельхоза вступает в силу по истечению трех месяцев со дня его официального опубликования, т.е. 13 апреля 2017 года.

В Приказе Минсельхоза не содержится ПДК на «СПАВ».

При нормировании сброса синтетических поверхностно-активных веществ (далее – СПАВ) следует указывать группу СПАВ – анионные, катионные, неионогенные (АСПАВ, КСПАВ, НСПАВ) и конкретное вещество, имеющее утвержденное в установленном порядке ПДК и относящееся к группе.

Таким образом, по мнению Росводресурсов нормативы допустимых сбросов должны рассчитываться, в том числе для веществ, отсутствующих в перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 1316), – в случае если такие вещества можно отнести к одной из групп загрязняющих веществ, указанных в перечне.

Вместе с тем следует отметить, что критерии отнесения загрязняющих веществ к группам, установленным в перечне, нормативными правовыми актами не закреплены. При этом вопрос об отнесении указанных веществ к таким группам решается хозяйствующими субъектами по своему усмотрению. Центр рекомендует использовать предложенный Росводресурсами подход исключительно в отношении веществ, для которых не установлены нормативы качества (ПДК).

При рассмотрении перечня сбрасываемых веществ в проектах НДС предприятий различных отраслей промышленности целесообразно использовать информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям, утвержденные приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

При сбросе сточных, в том числе дренажных, вод в границе населенного пункта, должны применяться положения СанПиН 2.1.5.980 - 00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

Законодательно не закреплены ПДК для отдельной группы «синтетические поверхностно-активные вещества» (СПАВ). При нормировании сброса таких веществ следует указывать группу СПАВ – анионные, катионные, неионогенные (АСПАВ, КСПАВ, НСПАВ) и конкретное вещество, имеющее утвержденное в установленном порядке ПДК и относящееся к группе.

https://www.ecours.ru/ru/