О некоторых экологических проблемах Пермского края[1]
Существующие экологические проблемы Пермского края, как и всей территории России, связаны с техногенным воздействием на окружающую среду.[2]
Основными из них являются:
высокая степень техногенной нагрузки, особенно в городских и промышленных агломерациях (комплексы нефтеперерабатывающей, металлургической, машиностроительной, химической, целлюлозно-бумажной промышленности, которые обусловили химическое загрязнение в разной степени всех природных сред - атмосферы, почвенно-растительного покрова, поверхностных и подземных вод);
нарушения геологической среды и ландшафтов, возникшие в результате интенсивной хозяйственной деятельности горнодобывающей промышленности (особенно в солеродных, нефтегазовых и угольных районах);
загрязнение почв и водоемов ядохимикатами, обусловленное деятельностью агропромышленного комплекса;
деградация лесных массивов, связанная с нерациональным лесопользованием и низкими темпами лесовосстановления;
накопление огромного количества промышленных и бытовых отходов;
последствия подземных ядерных взрывов;
наличие значительного количества бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям) и др.
Остановимся только на одной из указанных экологических проблем – негативном воздействии на окружающую среду отходов производства и потребления.
На территории Пермского края ежегодно образуется значительное количество отходов производства и потребления. Так, только за 2012 год объём образования отходов производства и потребления в целом по краю составил 37,0 млн. тонн, что несколько ниже, чем в 2011 году (около 42 млн. тонн)[3]. При этом использовано и обезврежено лишь 16,2 млн. тонн (43,8 % от объема образования отходов). Основная доля использованных и обезвреженных отходов от количества образованных в 2012 г. приходится на предприятия по добыче полезных ископаемых – 86,2 % и обрабатывающих производств – 10,3 %.
Основными предприятиями, формирующими высокий показатель образования и размещения отходов в Пермском крае, являются предприятия, осуществляющие деятельность по добыче минерального сырья для химических производств и производства удобрений (ОАО «Уралкалий» - в 2012 году образовано 571,525 млн. тонн отходов), добыче прочих полезных ископаемых (ЗАО «Уралалмаз»), химическое производство (ОАО «Березниковский содовый завод»), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (ОАО «Горнозаводскцемент»), «АВИСМА», филиал ОАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА»), добычу известняка, гипсового камня и мела (ОАО «Ергач»), металлургическое производство (ОАО «Чусовской металлургический завод»), добычу гравия, песка, глины (ООО «Горнодобывающая компания»).
Кроме этого, значительное количество отходов не вовлекается во вторичный хозяйственный оборот, а попадает в окружающую среду. При этом условия размещения, хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности, которые установлены законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Ситуация осложняется тем, что динамика накопления отходов на территории Пермского края имеет стабильную тенденцию к наращиванию. Так, по состоянию на конец 2012 года в Пермском крае на объектах размещения уже накоплено более 782 млн. тонн отходов и в настоящее время эта цифра растёт.
По данным Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края на территории края расположено более 600 объектов размещения твёрдых бытовых отходов (ТБО), из них только 7 объектов имеют документы, подтверждающие их соответствие санитарно – гигиеническим и экологическим требованиям, установленным статьёй 12 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Зачастую размещение отходов происходит на несанкционированных объектах. Так, Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю и Государственной инспекцией по экологии и природопользованию по Пермскому краю только за 2012 г. на территории края выявлено 934 несанкционированные свалки общей площадью 104,75 га, из них ликвидировано – 837 общей площадью 97,95 га, что составляет 89,6 % от общего количества выявленных свалок.
Отсутствие на территории Пермского края современных объектов размещения отходов не позволяет органам местного самоуправления в полной мере обеспечить реализацию таких полномочий как:
введение системы раздельного сбора отходов;
реализация Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681.
Органами государственной власти и органами местного самоуправления предпринимаются меры, направленные на снижение техногенной нагрузки на окружающую среду и ликвидацию последствий хозяйственной деятельности прошлых лет.
Основными нормативными правовыми документами, в рамках которых осуществляется реализация мероприятий, направленных на нормализацию отношений в сфере обращения с отходами являются следующие:
государственная программа «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Пермского края» (подпрограмма «Строительство объектов газоснабжения, объектов обращения с отходами»), утверждённая Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1331-п;
государственная программа «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае» (Подпрограмма 6 «Обеспечение ветеринарного благополучия на территории Пермского края», в рамках которой реализуется мероприятие, направленное на оформление прав собственности на бесхозяйные скотомогильники (биотермические ямы)).
Законодательство об отходах производства и потребления является составной частью законодательства об охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности и статьёй 72 КонституцииРоссийской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно статье 8 указанного Федерального закона, полномочия по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов отнесены к полномочиям органов местного самоуправления. При этом, реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами дифференцирована в зависимости от вида муниципального образования: поселение, муниципальный район, городской округ.
Поселения осуществляют сбор и вывоз только бытовых отходов и мусора, муниципальные районы обязаны организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, органы местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами организуют сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.
В настоящее время значительно осложняют решение обозначенных выше проблем отдельные имеющиеся недостатки государственного регулирования отношений в рассматриваемой сфере, в частности:
органам местного самоуправления достаточно проблематично обеспечить сбор и вывоз ТБО образующихся у населения, проживающего в частном секторе, дачных и садоводческих кооперативах, а также производимых малыми предприятиями, осуществляющими свою деятельность на таких территориях;
в значительной степени способствует наращиванию количества отходов, размещаемых в несанкционированных местах, отмена обязательности лицензирования такого вида деятельности как перевозка отходов. В результате, привлекаемые к перевозке отходов лица не всегда доставляют груз в специализированные для размещения места, что приводит к захламлению территории края.
Решение обозначенных проблем, на наш взгляд, возможно посредством внесения изменений в следующие федеральные законы:
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части:
наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по проектированию и строительству объектов размещения отходов производства и потребления, а также объектов использования и обезвреживания отходов;
Органы местного самоуправления не имеют, в первую очередь, финансовых, возможностей осуществлять строительство мусороперерабатывающих и мусоросортировочных заводов, а также полигонов и оборудование свалок, отвечающих установленным требованиям.
наделения органов местного самоуправления полномочиями по установлению для населения, проживающего в частном секторе, платы за организацию сбора и вывоза ТБО;
наделение органов местного самоуправления контрольными полномочиями по проверке соблюдения физическими и юридическими лицами требований по сбору и утилизации отходов. При этом необходимо законодательно определить источники финансирования исполнения данных полномочий.
Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части введения нормы обязательного лицензирования деятельности, связанной с транспортировкой отходов.
[1] Материалы подготовлены на основе Доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Пермского края в 2012 году», являющимся официальным документом, содержащим объективную, систематизированную информацию, характеризующую экологическую обстановку в Пермском крае.
[2] По экологическому рейтингу (по итогам весны 2010 года) Пермский край входит в десятку худших регионов из 83 субъектов Российской Федерации. РБК.Рейтинг. http//rating.rbk.ru
[3] Снижение количества отходов связано с сокращением объёмов производства ОАО «Уралкалий».