Оценка эффективности реализации государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года

Оценка эффективности реализации государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тарбаева Вероника Михайловна, д.б.н., профессор,

 

 

председатель Правления Всероссийского общества охраны природы по СЗФО

 

Закончился 2013 год, объявленный Президентом РФ  Годом охраны окружающей среды. В 2012 году сформулированы стратегическая цель и  основные задачи России в области охраны окружающей среды и   обеспечения экологической безопасности, а также  механизмы их реализации, которые утверждены  указом Президента РФ в «Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» (далее Основы). Утвержден распоряжением Правительства РФ от 18.12.2012 г. №2433-р План действий по реализации Основ (далее План).   Какие же значимые результаты достигнуты за эти два  года в рамках реализации экологической политики? Можно ли эту реализацию назвать  успешной, если   анализ  Основ показал, что они заимствованы из разных документов, сильно размыты и трудны для понимания и исполнения.  То есть  Основы представляют собой  «коктейль» из политики, стратегий и программ. По нашему глубокому убеждению, государственная политика – это   свод принципов и правил, на основе которых разрабатываются и реализуются долгосрочные стратегии и государственные программы развития страны.

Согласно  опросу всех сегментов целевой аудитории, проведенному Правлением ВООП по СЗФО в 2012-13 гг. во всех регионах России, экологическая политика РФ должна быть направлена, в первую очередь, на повышение осведомленности гражданского общества и консолидацию усилий всех слоев общества по достижению улучшения состояния и воспроизводства окружающей среды, повышения качества жизни населения и обеспечения экологической безопасности.

 По нашему мнению, цель экологической политики  – это формирование и реализация эффективной модели системы управления в области охраны и воспроизводства окружающей среды, природопользования, экологической безопасности, а также достижение улучшений в данной сфере на основе реализации модели на всех уровнях власти: от органов местного самоуправления, включая гражданское общество, до органов государственной власти субъектов РФ и федеральных органов государственной власти.

Важно еще раз подчеркнуть, что экологическая политика должна быть ориентирована на вовлечение гражданского общества в процесс ее реализации и усовершенствования, должна способствовать созданию условий для проявления каждым человеком активной гражданской позиции.  Вышесказанное никак не отражено в утвержденных Основах.

В рамках данных инициатив необходимо в ближайшее время сформировать рабочую группу по внесению изменений и дополнений в Основы и План. Важность корректировки данных документов несомненна, так как они являются основой для разработки и принятия экологической политики и стратегии, а впоследствии государственной программы на региональном и муниципальном уровнях.

Правление ВООП по СЗФО (Ленинградское и Санкт-Петербургское отделения) в 2012 г. разработало проект концепции экологической политики РФ и механизм ее реализации.  С текстом проекта были ознакомлены все органы государственной власти федерального, регионального и муниципального уровней, а также научные, образовательные, общественные и бизнес организации. Были собраны предложения и замечания, на основе которых произведена корректировка   концепции.

Следует отметить, что Правление ВООП по СЗФО (Ленинградское и Санкт-Петербургское отделения) имеет весьма большой опыт работы в данной сфере, активно и плодотворно взаимодействуя со всеми секторами государства и общества. Наша организация входит в состав общественных, экспертных и научно-технических советов при органах исполнительной,  законодательной и судебной власти РФ и субъектов РФ, в рамках работы которых мы уже получили высокую оценку нашей деятельности.  Наша работа также важна и интересна жителям, общественным объединениям и организациям субъектов РФ,  органам местного самоуправления, а также  бизнес-сообществу, научно-образовательным организациям России  и субъектов РФ, территориальным органам МЧС, средствам массовой информации.

Наши  отделения уже действуют в рамках реализации  экологической политики,  в процессе которой мы уже консолидируем усилия общества в вопросах охраны и воспроизводства окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности. Благодаря проведенному нами мониторингу проблем природных и антропогенных объектов (вода, воздух, земля, недра, отходы, растительный и животный мир, человек) по основным процессам окружающей среды на территории  основных регионов РФ, мы имеем четко сформированное видение ситуации в целом с конкретными показателями по субъектам РФ  и решения по их изменению. Кроме того, мы выявляем и развиваем лидеров  в сфере охраны окружающей среды через сбор инициатив и  их внедрение в реализуемые нами проекты. Среди них инновационный социально-экологический проект - Всероссийский ежегодный открытый конкурс «Человек мира – потенциал устойчивого развития России» и  проект «Мониторинг водных объектов», предусматривающий  общественный мониторинг и контроль за стоками. Данные проекты были представлены в СМИ и на различных форумах и конференциях.

В целом, мы видим  осуществление  нашей миссии через совместные и слаженные действия, направленные на эффективную реализацию Основ и Плана действий, и стремимся получить высокую оценку, что ознаменовало бы для нас выход на всероссийский уровень  выполнения разрабатываемых нами мероприятий и проектов при организационной поддержке.