Оценка эффективности реализации государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года
|
Тарбаева Вероника Михайловна, д.б.н., профессор,
председатель Правления Всероссийского общества охраны природы по СЗФО
Закончился 2013 год, объявленный Президентом РФ Годом охраны окружающей среды. В 2012 году сформулированы стратегическая цель и основные задачи России в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также механизмы их реализации, которые утверждены указом Президента РФ в «Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» (далее Основы). Утвержден распоряжением Правительства РФ от 18.12.2012 г. №2433-р План действий по реализации Основ (далее План). Какие же значимые результаты достигнуты за эти два года в рамках реализации экологической политики? Можно ли эту реализацию назвать успешной, если анализ Основ показал, что они заимствованы из разных документов, сильно размыты и трудны для понимания и исполнения. То есть Основы представляют собой «коктейль» из политики, стратегий и программ. По нашему глубокому убеждению, государственная политика – это свод принципов и правил, на основе которых разрабатываются и реализуются долгосрочные стратегии и государственные программы развития страны.
Согласно опросу всех сегментов целевой аудитории, проведенному Правлением ВООП по СЗФО в 2012-13 гг. во всех регионах России, экологическая политика РФ должна быть направлена, в первую очередь, на повышение осведомленности гражданского общества и консолидацию усилий всех слоев общества по достижению улучшения состояния и воспроизводства окружающей среды, повышения качества жизни населения и обеспечения экологической безопасности.
По нашему мнению, цель экологической политики – это формирование и реализация эффективной модели системы управления в области охраны и воспроизводства окружающей среды, природопользования, экологической безопасности, а также достижение улучшений в данной сфере на основе реализации модели на всех уровнях власти: от органов местного самоуправления, включая гражданское общество, до органов государственной власти субъектов РФ и федеральных органов государственной власти.
Важно еще раз подчеркнуть, что экологическая политика должна быть ориентирована на вовлечение гражданского общества в процесс ее реализации и усовершенствования, должна способствовать созданию условий для проявления каждым человеком активной гражданской позиции. Вышесказанное никак не отражено в утвержденных Основах.
В рамках данных инициатив необходимо в ближайшее время сформировать рабочую группу по внесению изменений и дополнений в Основы и План. Важность корректировки данных документов несомненна, так как они являются основой для разработки и принятия экологической политики и стратегии, а впоследствии государственной программы на региональном и муниципальном уровнях.
Правление ВООП по СЗФО (Ленинградское и Санкт-Петербургское отделения) в 2012 г. разработало проект концепции экологической политики РФ и механизм ее реализации. С текстом проекта были ознакомлены все органы государственной власти федерального, регионального и муниципального уровней, а также научные, образовательные, общественные и бизнес организации. Были собраны предложения и замечания, на основе которых произведена корректировка концепции.
Следует отметить, что Правление ВООП по СЗФО (Ленинградское и Санкт-Петербургское отделения) имеет весьма большой опыт работы в данной сфере, активно и плодотворно взаимодействуя со всеми секторами государства и общества. Наша организация входит в состав общественных, экспертных и научно-технических советов при органах исполнительной, законодательной и судебной власти РФ и субъектов РФ, в рамках работы которых мы уже получили высокую оценку нашей деятельности. Наша работа также важна и интересна жителям, общественным объединениям и организациям субъектов РФ, органам местного самоуправления, а также бизнес-сообществу, научно-образовательным организациям России и субъектов РФ, территориальным органам МЧС, средствам массовой информации.
Наши отделения уже действуют в рамках реализации экологической политики, в процессе которой мы уже консолидируем усилия общества в вопросах охраны и воспроизводства окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности. Благодаря проведенному нами мониторингу проблем природных и антропогенных объектов (вода, воздух, земля, недра, отходы, растительный и животный мир, человек) по основным процессам окружающей среды на территории основных регионов РФ, мы имеем четко сформированное видение ситуации в целом с конкретными показателями по субъектам РФ и решения по их изменению. Кроме того, мы выявляем и развиваем лидеров в сфере охраны окружающей среды через сбор инициатив и их внедрение в реализуемые нами проекты. Среди них инновационный социально-экологический проект - Всероссийский ежегодный открытый конкурс «Человек мира – потенциал устойчивого развития России» и проект «Мониторинг водных объектов», предусматривающий общественный мониторинг и контроль за стоками. Данные проекты были представлены в СМИ и на различных форумах и конференциях.
В целом, мы видим осуществление нашей миссии через совместные и слаженные действия, направленные на эффективную реализацию Основ и Плана действий, и стремимся получить высокую оценку, что ознаменовало бы для нас выход на всероссийский уровень выполнения разрабатываемых нами мероприятий и проектов при организационной поддержке.