Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» - как от мечты прийти к реальности?

«Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» - как от мечты прийти к реальности?

Евгений ШВАРЦ,

директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) - Россия, доктор географических наук

                Без «экологической модернизации» современная экономическая политика России отражает представления четвертьвековой давности и без необходимой «зеленой» составляющей не может обеспечить диверсификацию экономического развития России, повышение конкурентоспособности экономики и улучшение инвестиционного климата. Для эффективного решения данных задач неотложно требуются:

- Улучшение качества государственного управления состоянием окружающей среды, направленного на обеспечение достижения количественных целевых показателейреализации государственной экологической политики, включающее действенную борьбу с коррупцией в природоохранных ведомствах. Сейчас «экоплатежи» воспринимаются как дань чиновникам, о сумме которой можно договориться,анеобходимо, чтобы были реальные экономические стимулы.

- Восстановление и развитие государственной экологической экспертизы проектов с высокими «externalities» (неоплачиваемыми негативными воздействиями на природную среду) – в первую очередь для опасных и инфраструктурных проектов.Развитие законодательного и нормативного регулирования процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), в том числе - обеспечения учета и компенсации заявленных заинтересованными сторонами ущербов и негативных воздействий.

- Введение процедуры стратегической экологической оценки (СЭО) для программ и документов развития, в том числе – для регионов «нового освоения»;

- Введение в течение ближайших 3-5 лет «цены углерода» при оценке и рассмотрении проектов, предусматривающих государственное финансирование или участие. Причем "цена углерода" должна вводиться таким образом, чтобы поощрять внедрение передовых низко углеродных технологий, на что средства должны собираться с отстающих, наименее эффективных производств;

- Введение более высоких по сравнению с действующим законодательством требований по экологичности товаров и услуг при госзакупках и корпоративных закупках госкорпорациями и госкомпаниями путем включения экологических требований и параметров в конкурсную документацию, а также предоставления преимуществ товарам и услугам, имеющим документ международной добровольной экологической сертификации;

- Правовое обеспечение возможностей органам власти субъектов Российской Федерации и местному самоуправлению вводить опережающие более высокие требования и стандарты в области охраны окружающей среды и энергоэффективности;

- Экологизация фискальной системы с целью снизить налоговую нагрузку на энерго- и ресурсоэффективные предприятия с низким уровнем негативного воздействия на окружающую среду, при одновременном постепенном и предсказуемом повышении налоговых ставок для загрязнителей и направлении части поступлений от экологических налогов в бюджет с целью снижения налогов на труд и капитал. В этом случае необходимые меры эко-технологической модернизации могут быть заранее учтены в инвестиционных планах.

- Обеспечениеприоритетности экономического развития староосвоенных регионов и ограниченного числа «кластеров» в Сибиридля обеспечения современного качества развития их инфраструктуры при одновременном создании системы субвенций экономически менее развитым регионам страны, эффективно обеспечивающих сохранение «экосистемных услуг» своей территории (например, имеющих значительную площадь охраняемых территорий с высоким качеством менеджмента);

- Раскрытие информации о воздействии хозяйствующих субъектов на окружающую среду и данных корпоративного экологического контроля;

- Стимулирование развития и применения международных добровольных экологических стандартов и сертификаций, заверяемых третьей независимой стороной, для предотвращения «экологического демпинга» и уменьшения коррупционных рисков государственного регулирования;

- Отказ от политики «двойных стандартов» в области экологической ответственности при реализации проектов внутри и вне территории России госкомпаниями и госкорпорациями;

- Равенство требований государства в области экологической ответственности к государственным и частным компаниям;

- Поддержка регионального экономического развития путем развития рекреационной инфраструктуры «вокруг» особо охраняемых природных территорий, а не «внутри» них.

                Реализация предлагаемых мер не только повысит конкурентоспособность российской экономики и качество жизни россиян, но и создаст возможности для диверсификации российского экспорта и постепенного «сползания» с нефтегазовой «иглы».