Счетная палата выявила схему, при которой стоимость крупных государственных строек завышалась на 20–45%. Аудиторы раскритиковали Минстрой и подведомственные ему организации, которые занимаются разработкой и утверждением сметных нормативов в строительстве. В министерстве заявили, что уже работают над новым подходом в ценообразовании.
Счетная палата России представила результаты проверки ценообразования в строительстве, при котором используются средства федерального бюджета. Существующий процесс сметного нормирования приводит к увеличению расходов и распространению коррупции, сделали вывод в СП.
У аудиторов возникли серьезные претензии к Минстрою и его подведомственным организациям, следует из сообщения с результатами проверки (есть в распоряжении «Газеты.Ru»).
В частности, речь идет о работе федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России») и федерального автономного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (ФАУ ФЦЦС).
С 2004 года выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере строительства занимались Росстрой и Минрегион. В ноябре 2013 года было создано Министерство строительства и ЖКХ (Минстрой), которое взяло на себя эти функции. ФЦЦС и «Главгосэкспертиза» — подведомственные организации министерства. ФЦЦС занимается разработкой и проведением экспертизы сметных нормативов, которые используются для расчета объема финансирования строительства. Главгосэкспертиза проводит экспертизу проектной и сметной документации.
Большая часть претензий аудиторов касается деятельности ФЦЦС по разработке и экспертизе сметных нормативов.
Счетная палата делает акцент на том, что еще в 2012 году Госстрой утвердил классификацию сметных нормативов «без каких-либо законодательных оснований».
Сейчас федеральный реестр включает в себя государственные, территориальные, отраслевые и индивидуальные сметные нормативы, которые утверждаются на соответствующих уровнях — федеральном, региональном, уровне отраслевых министерств и ведомств или заказчиком в составе проекта в случае индивидуальных.
«Теоретически эта система должна обеспечивать уточнение расчетов от уровня к уровню, к тому же существует положение, согласно которому стоимость СМР (строительно-монтажные работы), определенная с использованием территориальных сметных нормативов, не должна превышать расчеты с использованием федеральных расценок и индексов, однако на практике это реализуется не всегда», — рассказывает ведущий эксперт по сметному ценообразованию практики «Сопровождение строительства» консалтинговой группы «НЭО Центр» Ирина Долгих.
Такая классификация, особенно в части индивидуальных и отраслевых нормативов, приводит к увеличению сметной стоимости строительства объектов на 20–45%, подсчитали аудиторы. Счетная палата заявила о раскрытии схемы, по которой крупным госкомпаниям так увеличивали сметную стоимость строительства, которое велось с использованием бюджетных денег.
Отраслевыми нормативами часто пользуются крупные государственные заказчики, в том числе «Росатом», ФСК ЕЭС и РЖД, приводят примеры аудиторы. А индивидуальный, например, использовался при создании научно-образовательного комплекса «Приморский океанариум» во Владивостоке, сейчас СК расследуетуголовное дело о хищениях при его строительстве.
Индивидуальные нормативы применялись и при строительстве космодрома Восточный, сметная стоимость которого, как заявляла ранее глава Счетной палаты Татьяна Голикова, была увеличена на 20%, или 13,2 млрд руб.
Счетная палата описывает схему: крупные компании обращаются в ФЦЦС для разработки сметных нормативов, причем эта услуга платная. Например, как подсчитали в СП, стоимость разработки только двух сметных нормативов для «Росатома» и космодрома Восточный составила 994 млн руб.
Разработкой нормативов для ФЦЦС занимаются сомнительные коммерческие организации, которые для придания им статуса используют государственные названия (например, «Госнорматив») и соответствующую символику. «Фактически большинство индивидуальных и отраслевых сметных нормативов были разработаны коммерческими организациями, имеющими признаки аффилированности с бывшим руководителем ФЦЦС Евгением Ермолаевым и его супругой», — заявляют в Счетной палате.
В результате экспертизу нормативов зачастую проводили сотрудники, которые их же и разрабатывали, говорят аудиторы, отмечая также и отсутствие в центре квалифицированных кадров.
«Государственная функция разработки и экспертизы сметных нормативов отдана Минстроем России фактически на откуп коммерческим структурам», — заключили в СП.
Помимо этого аудиторы нашли нарушения в ведении Минстроем федерального реестра: нет обоснований разработки более 140 нормативов, 80 внесены с нарушениями, а сам реестр не внесен в перечень общедоступной информации. Кроме того, на сайте министерства разделы реестра и документы в них не соответствуют классификации, утвержденной приказом Госстроя, что свидетельствуют о превышении полномочий, говорят в СП.
Минстрой и его предшественники не приняли мер для того, чтобы снизить сметную стоимость объектов, заключают аудиторы.
Минстрой признает наличие серьезных проблем в деятельности ФЦЦС и заявляет, что приступил к их ликвидации: проверки министерства совпали с выводами Счетной палаты и ФАС.
«Аффилированность коммерческих организаций должны доказать правоохранительные органы. Однако та схема по ценообразованию, которая работала в ФЦЦС на протяжении 11 лет, изначально не устраивала Минстрой», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе министерства, отметив, что оно было создано менее полутора лет назад.
Минстрой провел проверку работы ФЦЦС и признал ее неэффективной, непрозрачной и не отвечающей государственным задачам по ценообразованию в строительстве с привлечением бюджетных средств, рассказали в министерстве. По словам представителя Минстроя, Ермолаева уволили как раз за то, что «при формировании основных факторов цены на строительство необоснованно привлекались коммерческие организации, объективность оценок которых и вызвала серьезные вопросы».
Ермолаев покинул свой пост в конце декабря, о причинах в сообщении центра не указано. «Коллектив ФАУ ФЦЦС желает ему успехов в реализации новых масштабных государственных задач. С 23 декабря 2014 года обязанности руководителя учреждения возложены на первого заместителя ФАУ ФЦЦС Марата Чабдарова», — говорится в нем.
Документы по деятельности Ермолаева уже находятся в правоохранительных органах, отмечают в ведомстве.
«Сформированные цены являются стартовыми при конкурсных процедурах по строительству, в ходе которых, как правило, стоимость снижается. Однако здесь очень серьезной проблемой являются те объекты, где не проводятся аукционы и работы выполняет единый поставщик. Минстрой России сейчас разрабатывает комплекс мер по решению этой задачи», — рассказали «Газете.Ru» в министерстве.
Судьба нормативов
Вопросы к нормам строительства возникают уже не первый раз, причем на самом высоком уровне. Как правило, поднимаются они перед масштабными стройками. Еще в 2008 году при подготовке к строительству в Сочи и Владивостоке Владимир Путин, будучи премьер-министром, обрушился с критикой на строительные нормы и правила. Он заявил, что они давно устарели и мешают готовить объекты к Олимпиаде и саммиту АТЭС. «Это абсолютно очевидная и сложная вещь, правительство обещало подготовить изменения», — сказал тогда Путин (цитата по «Прайм»), отметив, что эти нормы «страшным образом удорожают строительство» и что «ничего подобного в нормальных экономиках давно нет». Сейчас в самом разгаре подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Так или иначе, от индивидуальных сметных нормативов отказываться не будут, но правила их применения обещают изменить.
«Индивидуальные нормативы будут сохранены, так как существуют уникальные объекты. Однако уже принято решение правительства России о подготовке нормативно-правового акта, предусматривающего разработку и утверждение индивидуальных сметных нормативов исключительно по отдельному решению правительства», — сказал «Газете.Ru» представитель Минстроя.
Он пояснил, что министерство уже реализует новый подход к ценообразованию, в котором коммерческие структуры не будут участвовать при формировании как общих, так и индивидуальных индексов. «Уже началась системная работа по формированию государственного задания для ФАУ ФЦЦС, правительство определяет финансовые источники», — сказали в Минстрое, подчеркнув, что центр продолжит работу, но будет реформирован.
Эксперты считают, что объективность индивидуальных нормативов слишком сложно оценить, а заинтересованность заказчика при их разработке очевидна.
«Расчет сметных нормативов получил такую степень субъективности, что от них проще избавиться. Таким образом будет сложнее завышать стоимость стройки на законных основаниях еще на этапе проектирования. В условиях сокращения государственных ассигнований на строительство власти пытаются оптимизировать средства, выделяемые на крупные объекты, и можно предположить, что эти нормативы станут далеко не последними», — считает член совета директоров компании «Стройинвесттопаз» Максим Раевский.
Существующая база создавалась более десяти лет назад и уже устарела, а выпускаемые в последнее время новые редакции и дополнения проблему не решают, отмечают эксперты.
«Рядовой строительный случай: проектом предусмотрено устройство свай диаметром 340 мм, а в сметно-нормативной базе на этот вид работ имеются расценки только для свай диаметром от 700 мм и более, где затраты по отдельным составляющим (стоимость человеко-часа, машино-часа и стоимость материалов, в данном случае бетона и арматуры) выше. Из-за несовершенства базы на практике получается, что цена метра свай диаметром 340 мм и 700 мм одинакова», — приводит пример Ирина Долгих.
Согласно статистике, которую приводит Счетная палата, ежегодные расходы федерального бюджета на капитальное строительство составляют более 1 трлн руб. В отрасли задействованы 218 тыс. строительных организаций, в том числе 879 государственных.
https://www.gazeta.ru/realty/2015/02/09_a_6403045.shtml