Главгосэкспертиза, находящаяся в подчинении Министерства строительства и ЖКХ, планирует вернуть возможность контролировать строительные проекты, реализуемые за счет госбюджета. Согласно официальному предложению ведомства (документ есть в распоряжении РБК daily), обязательной экспертизе с возможным участием силовых структур планируется подвергать все строительные проекты естественных монополий и госкорпораций. Так чиновники надеются сэкономить до 30% бюджетных средств и затормозить рост тарифов.
Сейчас расходование бюджетных средств естественными монополиями и госкорпорациями фактически является бесконтрольным, пояснил РБК daily источник в правительстве, знакомый с документом. Проекты прокладки газо- и нефтепроводов, сетей коммуникации, строительство складов и даже строительство кабинетов для высших чиновников можно отследить разве что по сайту госзакупок или отчетам частных аудиторов, нанятых по инициативе самих госкомпаний. Поэтому в правительстве решили вернуть надзорные функции за бюджетным строительством Главгосэкспертизе, которая утратила их несколько лет назад. Сейчас она входит в состав Минстроя Михаила Меня, чье ведомство сейчас и работает над подготовкой законопроекта.
Собеседник РБК daily рассказал, что чиновники Главгосэкспертизы обещают снизить таким образом стоимость строительства объектов федеральной собственности примерно на 30%. Москомэкспертизе, осуществляющей аналогичные функции в рамках столичного региона, за 2013 год удалось сократить проектно-сметную стоимость на сумму около 90 млрд руб, т.е. сэкономить примерно 15—20% средств горбюджета на строительство, пояснили в пресс-службе Москомэкспертизы.
Федеральные чиновники рассчитывают сэкономить вдвое больше за счет более жесткого, чем в Москве, контроля. Так, помимо Главгосэкспертизы планируется создать еще и рабочую группу, оценивающую целесообразность затрат на строительство. В группу войдут представители Минэкономразвития, Минфина, Министерства строительства и ЖКХ, Счетной палаты, Ростехнадзора, а также ФСБ, прокуратуры и других ведомств. После заключения этой комиссии материалы будут направляться в Главгосэкспертизу для перерасчета. Случаи, где в проектно-сметной документации будут содержаться крайне необоснованные или фантастические расходы (скажем, использование для строительства кабинетов драгоценных металлов), будут браковаться или же направляться для расследования в правоохранительные органы.
Планируется, в частности, что дополнительная проверка проектно-сметной документации по прокладке инженерных сетей позволит затормозить рост тарифов, так как использование дорогих материалов и методов строительства, по мнению Главгосэкспертизы, также влияет на рост тарифов.
В Минстрое комментировать эту инициативу не стали, но сообщили, что в ведомстве действительно сейчас рассматривается целый ряд предложений в данной сфере. Представители естественных монополий относятся к нововведению неоднозначно.
«Если речь идет о строительстве объектов за счет собственных средств «Ростелекома» (как открытого акционерного общества), то основным контролером расходов являются ее акционеры. Основным, но не единственным из которых для компании является Российская Федерация. При этом мы не можем приветствовать решений одного акционера, которые могут нанести ущерб экономическим интересам других акционеров. Все должно производиться в рамках закона», — заявил официальный представитель «Ростелекома» Андрей Поляков.
Дополнительный контроль не всегда негативен, но надо посмотреть, как именно Минстрой будет контролировать строительство инфраструктуры, считает представитель «Транснефти» Игорь Демин. Если появится лишняя контролирующая организация, то это может снять вопросы к строительству новых объектов в будущем, добавляет он.
«Необходимо отметить, что инвестиционная программа ОАО «РЖД» проходит всестороннюю экспертизу как специалистов компании, так и профильных министерств и ведомств, затем утверждается советом директоров и правительством, — пояснил источник в ОАО «РЖД». — Кроме того, 1 января 2014 года вступило в силу Постановление правительства РФ №382 от 30 апреля 2013 года «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием». В соответствии с ним публичный аудит должны проходить все проекты капитального строительства, выполняемые с учетом средств господдержки. В 2014 году это правило касается проектов сметной стоимостью 8 млрд руб. и более, с 2015 года — 1,5 млрд руб. и более».
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уверен, что новая инициатива является одним из пунктов по выполнению планов президента России по снижению так называемых «латентных расходов» — излишних затрат, которые пока наблюдаются в большинстве случаев, когда речь идет о бюджетных деньгах. Однако отмечает, что необходим еще один закон, который бы позволял общественности и властям оценивать саму целесообразность строительства того или иного объекта или прокладки коммуникаций.
«Излишние затраты на строительство в России есть везде — от прокладки трубопроводов до олимпийской стройки, поэтому не случайно, что этот документ появился после того, как в Сочи уже все построено», — отметил эксперт.
Координатор «РосПила» Анатолий Шашкин не связывает время появления документа с окончанием строительства в Сочи, но считает, что, контролируя расходы некоторых естественных монополий, специальная комиссия вряд ли сможет как-то повлиять на излишние затраты при реализации амбициозных проектов наподобие Олимпиады-2014.
Алексей Синяков, Тимофей Дзядко, Евгений Красников
https://rbcdaily.ru/market/562949990265131