О полномочиях по проведению государственной экологической экспертизы проектной документации особо опасных объектов капитального строительства

Экспертные злоключения

Минстрой и Минприроды спорят о том, чья строительная экспертиза важнее

Как стало известно "Ъ", Минстрой и Минприроды спорят о полномочиях по проведению государственной экологической экспертизы проектной документации особо опасных объектов капитального строительства — устранить дублирование этих функций поручил курирующий строительство вице-премьер Дмитрий Козак. Участники рынка считают, что экспертиза сегодня не обеспечивает безопасности строек, а ведомства конкурируют за рынок больших денег и административные рычаги.

Минстрой завершил общественное обсуждение проекта поправок в Градостроительный кодекс (ГК) и другие акты о передаче подведомственному ему ФАУ "Главгосэкспертиза", осуществляемых Росприроднадзором полномочий по проведению государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) проектной документации объектов капстроительства. Проект разработан в апреле по поручению вице-премьера Дмитрия Козака для устранения дублирования функций двух ведомств. Он отменяет согласование с Росприроднадзором проектов строек в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, в морских акваториях, на особо охраняемых природных и намывных территориях, на Байкале, а также в отношении любых опасных объектов. С 1 января 2018 года к ним должны добавиться проекты любых "экологически опасных объектов", включая те, которые сейчас проверяет на соответствие экологическим требованиям само ФАУ — например, стадионы.

Двойная экспертиза увеличивает сроки и стоимость согласования проектов, "нередки случаи, когда заключения ФАУ и ГЭЭ по одному объекту противоречат друг другу", говорится в пояснениях Минстроя, который предлагает исключить "избыточную", по его мнению, ГЭЭ конкурирующего ведомства — иначе бюджетные стройки подорожают, а выполнение майских указов президента будет сорвано.

Законопроект не может быть поддержан, заявили "Ъ" в Минприроды. Ведомство хочет проводить ГЭЭ до окончательного выбора места размещения объекта. "Это позволит уже на ранней стадии выявить существенные экологические риски. Оценка соответствия проектной документации установленным заключением ГЭЭ условиям будет осуществляться в ходе градостроительной экспертизы. Таким образом, ГЭЭ и градостроительная экспертиза будут решать различные задачи",— отмечают в министерстве. Еще в апреле Минприроды объявило о подготовке поправок в те же законы, чтобы на особо охраняемых природных территориях требовать экспертизы не только капитальных объектов, но и индивидуального жилищного строительства.

В ФАУ возражают — их процедура позволяет устранить все замечания в минимальные сроки, заключение же ГЭЭ при доработке проектов по рекомендациям Росприроднадзора или ФАУ теряет силу и его надо получать повторно. В ФАУ утверждают, что экспертиза Росприроднадзора "не гарантирует экологической безопасности объекта", так как проводится в отрыве от результатов инженерно-экологических изысканий и "не по всем разделам проектной документации", а эксперты, в отличие от ФАУ, не проходят аттестацию и работают внештатно. Источник в ФАУ отмечает "примеры некомпетентного подхода" Росприроднадзора к ряду объектов портовой и железнодорожной инфраструктуры, олимпийских строек и полигонов по переработке отходов.

По словам главы ООО "Института геотехники и инженерных изысканий в строительстве" (ИГИИС) Михаила Богданова, некачественную экспертизу по ряду инженерных изысканий для олимпийских объектов допускало и ФАУ. К тому же "эксперты проверяют отчеты, а основные фальсификации проводятся на стадии полевых и лабораторных работ, за которыми никто не надзирает",— говорит он. "Экспертиза в строительстве находится в состоянии кризиса — это лишь дополнительный налог и повод для собирания взяток. Поэтому между ведомствами идет жесткая рубка за рынок больших денег и новые административные рычаги",— объясняет происходящее господин Богданов. "Из-за коррупциогенности процедуры участники рынка иногда вынуждены закладывать на прохождение экспертизы десятки тысяч евро",— добавляет он.

"По лучшему мировому опыту регулируется не объект, а деятельность по его эксплуатации, которая может оказать негативное воздействие. Разрывать оценку воздействия на окружающую среду и экспертизу бессмысленно. Если Минприроды формулирует четкие требования в области охраны окружающей среды, то Минстрой должен их учесть и добиваться исполнения в своих разрешениях",— считает научный руководитель Института экономики природопользования и экологической политики Высшей школы экономики Александр Багин.

При общественном обсуждении проекта Минстроя советник "Русала" Ирина Борисовская предложила сократить перечень объектов реконструкции, по которым должна будет проводиться экологическая оценка, и уточнить, что речь идет "именно о требованиях в области охраны окружающей среды, изложенных в технических регламентах", указав закрытый перечень материалов, которые должны проходить ГЭЭ. Разработчики учесть предложения отказались. В Минстрое и аппарате Дмитрия Козака проект вчера не комментировали.

Анна Пушкарская, Санкт-Петербург; Алексей Шаповалов
Подробнее:https://www.kommersant.ru/doc/2772568