Строительные нормативы утверждались Федеральным центром ценообразования в строительстве (ФЦЦС), а разрабатывались частными компаниями, имеющими признаки аффилированности

Резонансные проверки

Электрички РЖД

В феврале 2014 года Счетная палата представила результаты проверки РЖД в части обоснованности предоставления компании госсубсидий на пригородные перевозки. Основные выводы: компанией не были разработаны эффективные меры по сокращению убыточности перевозок, в 2013 году 19 из 25 действующих пригородных пассажирских компаний были убыточными. С 2012-го по 2014 год были отменены 894 поезда пригородного сообщения в связи с неполной компенсацией регионами потерь перевозчиков в результате установления тарифов на перевозку пассажиров ниже экономически обоснованного уровня. В феврале 2015-го в ситуацию вмешался президент Владимир Путин: «Перестали ходить электрички в регионы, вы что, с ума сошли?» Представитель РЖД сообщал РБК, что сокращения происходят из-за задолженности местных властей «дочкам» РЖД.

Аудиторы СП отмечали, что с 2012-го по первое полугодие 2014 года РЖД получила 58 млрд руб. федеральных субсидий на компенсацию потерь от применения льготного тарифа в пригородных перевозках. На 2015–2017 годы на это предусмотрено 25 млрд руб., но, как отмечали аудиторы, в 2014 году правительство не устанавливало льготный тариф на 2015–2017 годы.

Сроки правительственной реформы, которая предусматривает создание пригородных пассажирских компаний, сорваны — отклонение составило семь лет. За 2012–2013 годы и первое полугодие 2014-го Росжелдор компенсировал убытки РЖД по перевозкам «Аэроэкспресса» на 1,5 млрд руб., что, по мнению аудиторов, необоснованно, так как «Аэроэкспресс» использует в своей деятельности коммерческие тарифы и не включен в реестр субъектов естественных монополий.

Дорогие стройки

В феврале 2015-го Счетная палата сообщила, что стоимость крупнейших госстроек, включая космодром Восточный и Приморский океанариум, была завышена на миллиарды рублей. Строительные нормативы утверждались Федеральным центром ценообразования в строительстве (ФЦЦС), но фактически большинство индивидуальных и отраслевых нормативов было разработано частными компаниями, имеющими признаки аффилированности с бывшим главой ФЦЦС Евгением Ермолаевым и его супругой. В итоге по отдельным объектам увеличение сметной стоимости составляло 20–45%. Сметная стоимость строительства объектов Восточного увеличилась на 13,2 млрд руб.

Неэффективный космос

Общая сумма финансовых нарушений Роскосмоса, выявленных Счетной палатой, составила 92,9 млрд руб., сообщили аудиторы в июне 2015 года. Значительная сумма нарушений связана с расходованием бюджетных средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Аудиторы не обнаружили ни бухгалтерского учета нематериальных активов, ни опытных образцов и материальных ценностей, полученных в результате проведения НИОКР. При этом 22,4 млрд руб. из бюджета на финансирование строительства космодрома Восточный не были использованы. Деньги не были перечислены подрядчикам в связи с невыполнением строительно-монтажных работ. В прошлом году объем дебиторской задолженности Роскосмоса по расчетам с предприятиями увеличился на 11% и на 1 января 2015-го составил 189,6 млрд руб., что сопоставимо с размером годового финансирования.

Проблемы на ЦКАД

Госкомпания «Автодор» получила средства из ФНБ на строительство ЦКАД, но потратила их не на финансирование объекта, а разместила на депозите в Газпромбанке, в мае—июне проценты составили 262 млн руб., сообщила Счетная палата в августе 2015 года. «Правительство приняло решение о предоставлении из ФНБ еще 16,7 млрд руб. до конца 2015 года», — говорилось в сообщении. Аудиторы сочли, что компания реализует проект неэффективно. Строительство первого пускового комплекса еще не началось, несмотря на то что соглашение на строительство заключено более года назад. В проекте соглашения на строительство третьего пускового комплекса не учтены результаты технологического и ценового аудита, которые позволяют снизить стоимость строительства на общую сумму 4 млрд руб.

Подробнее на РБК:
https://daily.rbc.ru/interview/economics/11/09/2015/55ef089d9a79473ba4290640