Семинар: "Федеральный классификационный каталог отходов 2014. Паспортизация отходов. Новые требования".

 

Тема семинара: "Федеральный классификационный каталог отходов 2014. Паспортизация отходов. Новые требования".
Семинар провела: Оксана Васильевна Авдиенко (заместитель начальника Департамента Росприроднадзора СЗФО);

 1. Паспорта отходов

Докладчик семинара советует заново провести инвентаризацию на предприятиях, потому что после введения новых требований по паспортизации многие из отходов детализировались (к примеру, фильтры, смет, строительные отходы). Если на предприятие придет проверка и обнаружит, что некоторые виды отходов не выявлены, не пронормированы, и на них нет паспортов отходов, компании грозит штраф.

 Все медицинские отходы "ушли" из ФККО. Вместо них появилась отдельная группа, -  Отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов 7 47 800 00 00 0. Этот вид образуется при обезвреживании медицинских отходов в автоклаве. И предприятиям теперь необходимо разрабатывать паспорта на отходы новой группы.
 Именно отходы, возникшие в результате процесса обезвреживания, нужно учитывать в проекте НООЛР.
 Из ФККО исключены биологические отходы (к примеру, отходы из жироотделителей, содержащие животные жировые продукты).
 Для удобства Росприроднадзор выпустил конвертер - файл, где перечислены отходы, включенные в ФККО-2002, и их наименования по новому ФККО-2014. Таким образом, конвертировать можно только те отходы, которые ранее были включены в ФККО-2002.
 Данный конвертер разработан для обеспечения преемственности ФККО-2014 и позволяет идентифицировать в ФККО-2014 виды отходов, ранее включенные в ФККО - 2002 (2003). 
 В связи с тем, что некоторые виды отходов детализировались в ФККО-2014, старая документация (лимиты, паспорта отходов) актуальна не в полной мере. Меняются отходы, значит, должны меняться паспорта, и следовательно, лимиты.
 Все отходы необходимо паспортизировать в рамках нового законодательства.
Первое, что рекомендуют сделать Департамент Росприроднадзора – заняться старыми паспортами, которые ранее не были включены в ФККО-2002. Причем, нет официального переходного периода по переделке этих документов.
 Отменили Приказ Ростехнадзора от 15.08.2007 №570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов", где было прописано, что на отходы, включенные в ФККО, и отходы V класса опасности расчёт класса опасности делать не требуется.
  Таким образом, в связи с отменой Приказа №570 необходимо делать расчёты класса опасности на отходы любого (даже V-го) класса опасности.
 Для расчёта отходов в обязательном порядке необходимо делать КХА (количественный химический анализ лаборатории), согласно Приказу МПР России от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»

2. ПНООЛР


Как отмечалось выше, нет никакого официального переходного периода для переоформления документов по новым требованиям.
 Понятно, что полученные лимиты актуальны до окончания срока их действия. Но если в лимитах есть отходы, не включенные в ФККО-2002, значит, их невозможно конвертировать, и нет возможности определить, на какой полигон их можно вывезти. С 1 августа 2014 года такие виды отходов полигоны не имеют права принимать. 
 Выход из сложившейся ситуации - накопление отходов на территории предприятия сроком до полугода, пока полигоны будут переоформлять свои лицензии на обезвреживание и размещение отходов.
Лимиты с отходами, не включенными в ФККО-2002, будет невозможно продлить, и переделывать проект НООЛР нужно уже сейчас, не дожидаясь окончания срока их действия. 
 Лимиты, где все отходы конвертируются из ФККО-2002 в ФККО-2014, действуют до первого техотчета (Вообще, лимиты могут действовать и все 5 лет, но вероятно возникновение сложностей с постоянным переводом отходов – четких инструкций для этого нет). 

 В Приказе №50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" и Приказе №703 "Об утверждении методических указаний по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" скоро появятся два основания для отказа в согласовании проекта НООЛР.

 1. В случае отсутствия мощностей у полигона.
 2. В случае, когда отходы в проекте указываются на размещение, в то время как на территории РФ есть технологии по их переработке или обезвреживанию. Данные технологии будут указаны на сайте Министерства природных ресурсов в Банке утвержденных технологий. 
 Поэтому необходимо внимательно проверять возможность полигонов принимать отходы предприятий уже сейчас.
 

3. ГРОРО

ГРОРО (Государственный реестр объектов размещения отходов) должен обновляться ежемесячно, согласно Приказу МПР №792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов".

 Полигоны, на которые предприятия отправляют отходы на размещение, обязательно должны быть включены в ГРОРО.

 Согласно Приказам №50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"  и №703 "Об утверждении методических указаний по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" в скором времени появится информация о необходимости переоформления лимитов, если предприятие решит сменить полигон размещения своих отходов в период действия лимитов.

 

4. Кому принадлежат отходы?

Отходы принадлежат тому предприятию, кто оплатил сырье, значит, отчитываться за них должно само предприятие.

 Если у предприятия есть договор на оказание строительных услуг, и подрядчик закупает материалы, значит подрядчик - собственник отходов. А значит, он за них и отчитывается

Если на предприятии были исполнены работы по демонтажу, значит, собственник отходов после проведения работ тот, кому принадлежит объект демонтажа.

 Лампы, принадлежат той компании, которая их приобрела. Следовательно, она же за них и отчитывается. Можно нанять организацию, которая покупает и устанавливает лампы. В таком случае отход будет принадлежать этой организации. 

 ТСЖ являются собственниками только отходов своей организации. Отходы граждан (жителей домов) не нормируются; плата за них не вносится.

 

5. Технический отчёт о неизменности производственного процесса (Техотчёт)

Если по Техотчету от Росприроднадзора получен отказ, значит, исправленный отчёт нужно отправлять и за отчётный период, и за тот, пока он проверялся и исправлялся.

 

6. Расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду

  С 1 января 2016 года расчет платы будет вноситься сразу за весь год.

 Если в расчёте платы за третий квартал в справках от 1 августа 2014 года будут указаны полигоны, не входящие в ГРОРО с отметкой на размещение, и/или отходы, не включенные в ФККО-2002, такие документы будут отправляться на проверку в надзорные органы; считаться документами, подготовленными с нарушением нового законодательства. В этом случае предприятие и полигон ожидают штрафы (в том числе и по отходам V класса опасности). Размер штрафа до 250 000 рублей (статья 8.2 КоАП).

 Как было указано ранее, выход из сложившейся ситуации - накопление отходов на территории предприятия сроком до полугода, пока полигоны будут переоформлять свои лицензии на обезвреживание и размещение отходов. 

 


Посетила семинар и поделилась информацией с коллегами, эколог-проектировщик компании "ЭУ" Анастасия Дмитриева,  т. 8-800-500-81-25,  This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

 

 

Федеральный классификационный каталог отходов на сайте Росприроднадзора:

 

ФККО+Конвертер видов отходов ФККО-2002 в ФККО-2014

 

Тут:

https://rpn.gov.ru/node/852