Отвечает Генеральный директор Центра Борис Кокотов:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления! (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
При этом в соответствии с указанной статьей Федерального закона накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
На основании изложенного отходы, которые складируются в специализированных объектах сроком менее чем одиннадцать месяцев, и которые не изолируются в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, не могут рассматриваться в качестве размещенных отходов.
В соответствии с абзацем 3 статьи 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Также в соответствии с абзацем 9 указанной статьи Федерального закона объекты размещения отходов – специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
На основании изложенного после образования отходов, лицо их образовавшее вправе осуществить следующие виды деятельности по обращению с отходами: накопление, утилизацию, обработку, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов.
При этом необходимо отметить, что размещение отходов (хранение и захоронение) допускается исключительно в объектах размещения отходов, а накопление (сроком до одиннадцати месяцев) – в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии со статьей 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
На основании статьи 16.4 указанного Федерального закона плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются, в том числе, следующие коэффициенты:
На основании изложенного, поскольку внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов возможно лишь за размещенные отходы, обязанность по внесению платы за размещение отходов в случае, если образуемые отходы не размещаются в объектах размещения отходов, не возникает до того, как данные отходы не будут размещены в объекте размещения отходов.
Необходимо отметить, что Высший арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, а также апелляционные арбитражные суды неоднократно приходили к следующим выводам:
Соответственно любая деятельность с отходами, осуществляемая вне объектов размещения (хранения либо захоронения) отходов не может быть признана деятельностью по размещению отходов.
Указанная позиция об отсутствии необходимости внесения платы за размещение отходов в случае, если образуемые отходы не размещаются в объекте размещения отходов, нашла свое отражение в следующих решениях арбитражных судов:
Так, в резолютивной части Постановления Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 года № 14561/08 указано, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Одновременно, Президиум ВАС РФ удовлетворил требование организации о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ, поскольку ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления административного органа не следует, что организация занималась размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
На основании изложенного, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образованы и не размещены в объекте размещения отходы (при предъявлении государственными органами требований о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе с применением повышающих коэффициентов) плату за размещение отходов не уплачивают.
Таким образом, складирование отходов вне объекта размещения отходов не является размещением отходов.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду за такое складирование не взимается.
При этом превышение одиннадцатимесячного срока накопления отходов может быть расценено как несанкционированное накопление.
В случае превышения одиннадцатимесячного срока накопления отходов возможны следующие негативные последствия: