Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от «___» ____________ 2014 г. № _____
г. Москва
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗАПРЕЩЕННЫХ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЗОНЕ
БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ
Правительство Российской Федерации постановляет:
Внести в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. № 643 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 37, ст. 3687; 2009, № 21, ст. 2584; 2010, № 3, ст. 334; 2014, № 10, ст. 1049), следующие изменения:
а) абзац двадцатый изложить в следующей редакции:
«Производство электроэнергии при единичной мощности энергоустановок свыше 100 МВт, а также деятельность по поставке произведенной в центральной экологической зоне Байкальской природной территории энергии за ее пределы. Производство энергии на атомных станциях»;
б) абзац двадцать первый после слов «промышленных, жилых и рекреационных объектов,» дополнить словами «с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, »;
в) абзац двадцать шестой изложить в следующей редакции:
«Строительство зданий и сооружений металлургических, химических и нефтехимических предприятий, работающих на угле котельных и тепловых электростанций, за исключением капитального ремонта, реконструкции, модернизации работающих на угле котельных и тепловых электростанций, а также их распределительных сетей.»;
г) абзац двадцать девятый после слов «кроме строительства зданий и сооружений предприятий» дополнить словами «по производству хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий,»;
д) дополнить абзацем пятьдесят четвертым в следующей редакции:
«Производство бумаги, картона, целлюлозы и изделий из нее».
Председатель Правительства
Российской Федерации Д. Медведев
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Российской Федерации
«О внесении изменений в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории»
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 года № 643 (далее – Проект постановления), подготовлен Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № АД-П9-2530 на основании предложений органов исполнительной власти Иркутской области и Республики Бурятия.
Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее — Закон) определены правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия. В целях сохранения уникальной экологической системы озера Байкал и предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ее состояние в соответствии с Законом установлены границы Байкальской природной территории, состоящей из трех экологических зон (центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния). В центральной экологической зоне Байкальской природной территории (далее – ЦЭЗ БПТ) в соответствии со статьей 6 Закона установлен запрет на осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» (далее – Постановление № 643, Перечень).
В связи с закрытием Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в целях стимулирования организации производств, обеспечивающих занятость высвобождающегося населения и функционирование особых экономических зон туристско-рекреационного типа, в Постановление № 643 проектируемым нормативным правовым актом вносятся изменения в части снятия ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, не представляющих опасности для уникальной экологической системы озера Байкал и Байкальской природной территории при применении соответствующих технологий и оборудования по очистке сбросов в водные объекты и выбросов в атмосферный воздух, а также в части восстановления запрета на производство в ЦЭЗ БПТ целлюлозы, бумаги и картона.
1. Постановлением № 643 ограничено производство, сбор и распределение электроэнергии при единичной мощности энергоустановок свыше 100 МВт, а также запрещена деятельность по поставке энергии за пределы центральной экологической зоны Байкальской природной территории (абзац 20 Перечня).
Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определены понятия и термины, используемые в законодательстве, регулирующим отношения в сфере электроэнергетики. Электроэнергетика определена, как комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов. Понятия «сбор электроэнергии» указанный Федеральный закон и иные нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики не предусматривают.
В связи с этим требуется приведение терминологии Постановления 643 в соответствие с терминологией Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Формулировка абзаца 20 Перечня допускает неоднозначную трактовку возможности «транзитной» поставки электроэнергии через ЦЭЗ БПТ, произведенной за ее пределами на генерирующих энергоустановках, превышающих по мощности 100 МВт, а также ограничивает (запрещает) распределение между потребителями ЦЭЗ БПТ электроэнергии повышенной мощности.
Социально-экономическое развитие как ЦЭЗ БПТ, так и прилегающих территорий, особенно слабо освоенных территорий Республики Бурятия и Забайкальского края невозможно без создания энергетических мощностей. Для максимального сохранения окружающей среды, особенно в экологических зонах Байкальской природной территории, наиболее эффективным решением является использование существующих генерирующих энергетических объектов Иркутской области, имеющей избыточные электрические мощности, избегая создания в ЦЭЗ БПТ собственных крупных энергетических комплексов, способных нанести ущерб уникальной экологической системе озера Байкал и Байкальской природной территории значительно больший, чем средства доставки электроэнергии из соседних регионов.
Начало модернизации инфраструктуры железнодорожного транспорта в Сибирском и Дальневосточном регионах (Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали) обусловливает необходимость решения задачи энергетического обеспечения. Так, пропускная способность электрической сети, питающей БАМ, в сечении «Иркутск – Бурятия (Северобайкальский участок)» исчерпала свои возможности по пропускной способности и не может обеспечить присоединение новых потребителей в зоне Бурятского и Забайкальского участков БАМ и северных районов Иркутской области.
Линии электропередачи и объекты их инфраструктуры являются составной частью топливно-энергетического комплекса, но электроэнергия на них не производится и, соответственно, при своей эксплуатации они слабо влияют на окружающую среду.
В этой связи абзац двадцатый Перечня предлагается изложить в следующей редакции (запрещается):
«Производство электроэнергии при единичной мощности энергоустановок свыше 100 МВт, а также деятельность по поставке энергии, произведенной в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, за ее пределы. Производство энергии на атомных станциях.».
Проектируемая норма приводит в соответствие используемые в Постановлении № 643 термины и понятия с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также допускает возможность поставки и распределения потребителям в ЦЭЗ БПТ электроэнергии вне зависимости от единичной мощности генерирующей установки, расположенной за пределами ЦЭЗ БПТ, а также исключает неоднозначное толкование возможности транзита электроэнергии через ЦЭЗ БПТ.
2. Постановлением № 643 установлен запрет на строительство зданий и сооружений (или их частей), не связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек (абзац 21 Перечня).
Таким образом, установлено ограничение, в целом запрещающее любое новое строительство в ЦЭЗ БПТ, даже по разрешенным видам деятельности, не относящимся к системам жизнеобеспечения существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов и не связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Одновременно запретом на строительство зданий и сооружений топливно-энергетических предприятий, содержащимся в двадцать шестом абзаце Перечня, исключена возможность строительства относящихся к системе жизнеобеспечения объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе распределительных сетей.
Указанная несогласованность запретов на осуществление отдельных видов деятельности и исключений из них может рассматриваться как коллизия правовых норм, которую необходимо устранить.
В настоящее время в ЦЭЗ БПТ действует до 80 топливно-энергетических предприятий, представленных угольными котельными и угольными теплоэлектростанциями с распределительными сетями. При этом на объектах теплоэнергетики уголь, в том числе с месторождений Забайкалья, которые характеризуются высокими показателями содержания серы (до 4,7%), используется в качестве основного энергоносителя, в то время, как современные технологии и оборудование по очистке отходящих газов не обеспечивают достижения нормативного уровня, установленного приказом Минприроды России от 05.03.2010 № 63 «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал».
В соответствии установленными нормативами годовой выброс от источников, расположенных в ЦЭЗ БПТ, не должен превышать 3 тыс. тонн оксида серы и 1,7 тыс. тонн оксидов азота. Однако по данным государственного доклада «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране» объемы выбросов в ЦЭЗ БПТ не только в несколько раз превышают нормативный уровень, но из года в год увеличиваются: в 2011 г. – 7,9 тыс. тонн, в 2012 г. – 10,0 тыс. тонн, в 2013 г. – 10,2 тыс. тонн.
Необходимо отметить, что территориальной комплексной схемой охраны природы озера Байкал, утвержденной Президиумом Совета Министров РСФСР 14 апреля 1990 года, было предусмотрено закрытие угольных котельных (перевод котельных на газовое топливо и электроотопление). По различным причинам указанная схема не реализована, а эксплуатация существующих и строительство новых угольных котельных и теплоэлектростанций с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу (СО, NОх, SO2, взвешенные вещества) и образованием золоотвалов являться не только увеличением антропогенной нагрузки на уникальную экологическую систему озера Байкал, но шагом в прошлый век.
Учитывая, что законодательно в границах ЦЭЗ БПТ не установлен запрет на строительство угольных котельных, целесообразно этот пробел заполнить, дополнив перечень запрещенных в ЦЭЗ БПТ видов деятельности запретом на строительство новых угольных котельных и угольных теплоэлектростанций с одновременным определением возможности проведения реконструкции и технического перевооружения существующих, в том числе с установкой новых агрегатов в соответствии с требованиями технической и экологической безопасности.
В этой связи в целях устранения коллизии правовых норм, а также обеспечения снижения негативного воздействия предприятий топливно-энергетического комплекса на уникальную экологическую систему озера Байкал и Байкальскую природную территорию, предлагается внести изменения:
в абзац двадцать первый Перечня, дополнив его после слов «промышленных, жилых и рекреационных объектов,» словами «с осуществлением разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории видов деятельности, »;
в абзац двадцать шестой Перечня, дополнив его запретом на строительство новых угольных котельных и угольных теплоэлектростанций с допуском возможности проведения капитального ремонта, реконструкции и модернизации существующих, включая распределительные сети.
С учетом предлагаемых дополнений двадцать первый абзац Перечня будет представлен в следующей редакции (запрещается):
«Строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории видов деятельности, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек».
Двадцать шестой абзац Перечня будет представлен в следующей редакции (запрещается):
«Строительство зданий и сооружений металлургических, химических и нефтехимических предприятий, работающих на угле котельных и тепловых электростанций, за исключением капитального ремонта, реконструкции, модернизации работающих на угле котельных и тепловых электростанций, а также их распределительных сетей».
Проектируемые нормы устранят выявленные коллизии и обеспечат возможность строительства зданий и сооружений для разрешенных видов деятельности при сохранении запрета на такое строительство на незатронутых природных территориях, будут способствовать поэтапному переходу предприятий топливно-энергетического комплекса на альтернативные углю энергоносители.
3. Приоритетным направлением социально-экономического развития ЦЭЗ БПТ является формирование особых экономических зон туристско-рекреационного типа и создание производств, оказывающих минимальное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал и замещающих экологически опасные производства. В этой связи постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2014 № 159 «О внесении изменений в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» в ЦЭЗ БПТ разрешено строительство зданий и сооружений для осуществления таких видов деятельности, как розлив питьевой воды из озера Байкал, переработка дикорастущих растений, овощной и плодово-ягодной продукции личных подсобных и фермерских хозяйств, производство лекарственных растительных препаратов.
Одним из перспективных направлений является создание пищевых производств, в том числе производство хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий, которое могло бы обеспечить как потребности населения в рабочих местах и жизненно необходимой хлебобулочной продукции.
Учитывая незначительный уровень негативного воздействия на окружающую среду указанных предприятий и их высокую социальную значимость, Проектом постановления предлагается снять ограничения на развитие в ЦЭЗ БПТ производств хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий и внести соответствующее дополнение в абзац двадцать девятый Перечня (запрещается):
«Строительство зданий и сооружений предприятий легкой, пищевой, микробиологической, мукомольно-крупяной, комбикормовой и медицинской промышленности, кроме строительства зданий и сооружений предприятий по производству хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий, по розливу питьевой воды из озера Байкал, переработке дикорастущих растений, овощной, плодово-ягодной продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также по производству лекарственных растительных препаратов.».
6. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2010 № 1 «О внесении изменений в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» снят ранее установленный запрет на деятельность по производству в ЦЭЗ БПТ целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них.
В связи с принятием Правительством Российской Федерации решения о прекращении деятельности ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» и перепрофилировании промплощадки Комбината запрет на производство целлюлозы, картона и бумаги, а также изделий из целлюлозы в ЦЭЗ БПТ может быть восстановлен. Производство изделий из бумаги и картона не сопровождается значительными по объему выбросами и сбросами загрязняющих веществ, а очистка сточных вод и отходящих газов в процессе производства до установленных нормативов может быть обеспечена существующими технологиями и оборудованием.
В этой связи предлагается дополнить Перечень абзацем пятьдесят четыре в редакции (запрещается):
«Производство бумаги, картона, целлюлозы и изделий из неё.».
https://regulation.gov.ru/project/19002.html?point=view_project&stage=2&stage_id=13737