«Актуальные проблемы правового регулирования недропользования в целях снижения НВОС"

Рекомендации «круглого стола» на тему: «Актуальные проблемы правового регулирования недропользования в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду» 

Проведя с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, представителей научно-исследовательских учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение актуальных проблем правового регулирования недропользования в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Недра, являясь составной и неотъемлемой частью окружающей среды, выполняют те же функции, что и природа в целом: экономическую и экологическую.

Экономический эффект от использования недр является значительным для экономики Российской Федерации, чей бюджет является зависимым от добычи полезных ископаемых, в основном нефти и газа. Однако экологическая составляющая является не менее важной.

От состояния окружающей природной среды зависит качество жизни населения тех территорий, где осуществляется пользование недрами, а учитывая то, что природа является сложной системой, где все составляющие взаимосвязаны, это затрагивает в той или иной степени интересы всего населения России. Кроме того, ухудшение экологической обстановки, деградация окружающей среды имеют и определенные негативные экономические последствия.

Так, в 2006 году в городе Березники Пермского края произошла техногенная авария, вызванная затоплением Первого рудника Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей, в результате которой был причинен значительный вред окружающей среде, а государство понесло значительные убытки. Оценка затрат на ликвидацию последствий этой аварии составила 7,8 млрд.рублей, без учета ущерба от потери утраченных полезных ископаемых в недрах, запасы которых оцениваются экспертами от 25 до 85 млрд.рублей.

Недропользование, особенно в части добычи углеводородов, является одним из видов экономической деятельности, который оказывает наиболее существенную нагрузку на природную среду.

По экспертным оценкам, только экологический ущерб, наносимый разливами нефти и нефтепродуктов, уже приближается к объемам прибыли, получаемой от реализации добытой нефти и нефтепродуктов.

Это подтверждает, что количество аварий на опасных производственных объектах (ОПО), связанных с разливами нефти и нефтепродуктов увеличивается, и это при том, что многие факты аварийных разливов скрываются. Если факт аварии не выявляется вовремя, а нефтяное пятно перемещается с места происшествия (по водному объекту), то через 1-2 дня уже невозможно идентифицировать принадлежность его к тому или иному ОПО, и затраты по ликвидации последствий аварии переносятся на бюджет государства.

Наибольшее число случаев загрязнения окружающей среды нефтью и нефтепродуктами происходит вследствие прорывов трубопроводов, основной причиной которых является недостаточность вложения предприятиями-недропользователями средств в их реконструкцию. Более чем в 80% случаев аварийных ситуаций на объектах нефтедобычи загрязнению подвергается почва, в 17% случаев - водные объекты.

По оценке общественных природоохранных организаций и отдельных экспертов, износ основных фондов на отдельных месторождениях составляет более 60% при среднем сроке эксплуатации 30 лет (стальные нефтепроводы без антикоррозионной защиты, как правило, могут эксплуатироваться без порывов до 10-15, в редких случаях – 20 лет). Несмотря на то, что в 2013 году приняты новые Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности, согласно которым определены сроки замены трубопроводов (не менее 1 раза в 8 лет), чтобы полностью модернизировать всю промысловую сеть, компаниям необходимо вкладывать ежегодно более 1,3 трлн. рублей.

По информации общественных природоохранных организаций, из-за износа оборудования ежегодно происходит более 25 тыс. аварийных разливов, из которых не более 5 тыс. оказываются в поле зрения надзорных органов. При этом по информации, представляемой организациями-недропользователями по фактам разлива, а также по материалам плановых надзорных мероприятий контролирующих органов в результате аварийных разливов нефти на месторождениях ежегодно в окружающую среду поступает не менее 50 тыс. тонн нефти и пластовых вод, а по различным экспертным оценкам общественных природоохранных организаций – более 1,5 млн. тонн.

У надзорных органов и органов управления отсутствует достоверная информация о масштабах ежегодных потерь углеводородного сырья и загрязнения окружающей среды, о мерах, принимаемых недропользователями по ликвидации нефтяного загрязнения, а также о накопленном экологическом ущербе в виде загрязнения почв, водных объектов, донных отложений.

Объекты добывающих и перерабатывающих полезные ископаемые предприятий относятся к объектам повышенной опасности, которые требуют осуществления постоянного надзора. Для предупреждения аварий необходимо осуществлять контроль технического состояния оборудования, что позволит обнаружить потенциальные дефекты и своевременно принять соответствующие меры по предотвращению возможных аварий, которые могут повлечь не только серьезные экологические последствия, но и привести к экономическим потерям.

Особого внимания заслуживает проблема нефтяного загрязнения континентального шельфа, представляющая собой наибольшую угрозу по степени риска для здоровья людей и сохранения морских экосистем. Как показывает мировой опыт, основные страны-производители и потребители нефти испытали на себе существенные негативные последствия от такого загрязнения.

Аварии, возможные при добыче и транспортировке нефти во внутренних морях, территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации, сотен миллионов тонн нефти и нефтепродуктов в год на протяжении ближайших десятилетий, могут нанести невосполнимый вред биологическим ресурсам, причинить огромный экономический ущерб государству и населению. При этом удаленное местонахождение и отсутствие инфраструктуры может в значительной степени осложнять работу систем реагирования.

Одним из основных механизмов регулирования вопросов обеспечения безопасности в этой сфере является система законодательных актов, принятых в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, которая гарантирует ее гражданам права на благоприятную окружающую среду.

Основными законодательными актами, регулирующими вопросы в этой сфере, являются Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».

Так, статьей 8 Закона Российской Федерации «О недрах» предусмотрена возможность частичного или полного запрета пользования недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи, в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде. Также статьей 20 Закона Российской Федерации «О недрах» предусмотрена процедура досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами в случаях возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.

В целях обеспечения экологической безопасности от возможных разливов нефти при ее добыче на шельфе, исключительной экономической зоне и территориальном море разработан и вступил в силу с 1 июля 2013 года Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Указанный закон устанавливает обязанности организаций, осуществляющих деятельность на морских акваториях, принимать соответствующие меры по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

С 1 июля 2013 года эксплуатирующая организация обязана выполнять план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотреть финансовое обеспечение мероприятий в рамках данного плана, а также создать систему наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления своей деятельности (в том числе системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов), системы связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 408-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и признании утратившим силу подпункта 3.6 пункта 3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами», предусмотрены обязательства недропользователей по обеспечению безопасности горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недр сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр.

В 2014 году удалось принять ряд законодательных инициатив, заложивших основу обеспечения эффективной системы экологической безопасности. Начало было положено принятием Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 261-ФЗ положительно решен вопрос размещения попутных вод в пластах горных пород при разведке и добыче нефти, а также использования при ликвидации горных выработок вскрышных и вмещающих горных пород, что является природоохранным мероприятием. Затем был принят Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Эффективно дополняя друг друга данные законодательные акты вывели правовое регулирование охраны окружающей среды на новый уровень.

В отношении рисков загрязнения атмосферного воздуха попутным нефтяным газом и продуктами его сжигания следует отметить, что доля используемого попутного нефтяного газа за 1 полугодие 2015 года составила 86,5 %. В связи с принимаемыми мерами нормативного правового регулирования, в том числе, в сфере формирования экономических механизмов стимулирования недропользователей к максимально полному использованию попутного нефтяного газа (увеличение более чем в 10 раз штрафов за превышение нормативов, повышение коэффициентов к плате за негативное воздействие в связи со сжиганием попутного нефтяного газа и др.), показатели утилизации попутного газа остаются низкими лишь на отдельных месторождениях.

Вместе с тем, несмотря на всю строгость законодательства, правоприменительная практика, зачастую, складывается не в самом позитивном ключе.

Так, обострилась ситуация, связанная с разработкой Еланского и Елкинского медно-никелевых месторождений в Новохоперском районе Воронежской области. Последствия таких работ могут губительно сказаться на сохранении биоразнообразия государственного Хоперского заповедника.

Предполагается строительство рудника (шахты) и обогатительной фабрики по добыче и переработке калийно-магниевых солей в границах населенного пункта пос. Нивенское Багратионовского района Калининградской области, что может повлечь за собой неблагоприятные экологические последствия для жителей этого населенного пункта.

На территории Сосновского района Челябинской области планируется строительство горно-обогатительного комбината. Несмотря на то, что государственная экологическая экспертиза проекта была завершена 3 ноября 2015 года, реализация проекта вызывает не малые опасения общественности, в том числе, связанные с большой вероятностью загрязнения основного источника питьевого водоснабжения региона.

На территории национального парка «Бузулукский бор» в свое время было открыто три месторождения углеводородного сырья - Могутовское, Гремячевское и Воронцовское - общим объёмом 70 миллионов тонн. На территории национального парка до сих пор расположены буровые скважины, техническое состояние которых представляет собой реальную угрозу для населения и окружающей среды, некоторые из них находятся в критическом состоянии и являются потенциальным очагом возникновения чрезвычайной ситуации, техногенной и экологической катастрофы. Более того, в 2014 году были объявлены конкурсы на право пользования участками недр Могутовского, Воронцовского и части Гремячевского месторождений углеводородного сырья Оренбургской области.

На территории Сосновского района Челябинской области планируется добыча медных руд и строительство Томинского горно-обогатительного комбината. Реализация проекта вызывает возмущения, протесты и опасения общественности.

Кроме того, остаются проблемы, требующие как правового, так и административного регулирования.

Следует отметить низкий кадровый потенциал отрасли в части нехватки квалифицированных рабочих, так, из года в год сокращается количество профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих (в 1995 году было 4166 организации, в 2013 году стало 1217).

Высоки риски невыполнения рекультивации нарушенных и загрязненных земель. Помимо прямого неисполнения пользователями недр требований законодательства, эти риски связаны и с отдельными пробелами в нормативно-технической базе рекультивации нарушенных земель и реабилитации загрязненного полезными ископаемыми и высокоминерализованными пластовыми водами почвенно-растительного покрова, водных объектов.

При разработке месторождений образуется значительное количество буровых шламов, зачастую, загрязненных нефтью и химическими реагентами, используемыми при бурении скважин, а также строительный мусор и бытовые отходы. В проектной документации на обустройство месторождений и строительство эксплуатационных скважин предлагаются, как правило, «традиционные решения» по размещению производственных отходов, в том числе и буровых шламов, на полигонах и их захоронение в шламовых амбарах, при этом имеются случаи создания «препятствий» при внесении амбаров в Государственный реестр объектов размещения отходов, не согласовываются лимиты на размещение отходов.

В тоже время предлагаемые в отдельных проектах решения по утилизации буровых шламов после соответствующей подготовки в качестве компонента строительных смесей не обеспечены нормативной базой.

Риски экологического характера при выводе объектов недропользования из эксплуатации связаны с брошенными объектами горных работ - шахтами, карьерами, отвалами, скважинами, шламовыми амбарами и иными объектами накопленного экологического ущерба, в том числе «советского периода».

Так, ненадлежащая консервация или ликвидация горнодобывающих объектов и предприятий приводит к негативному влиянию на недра и окружающую среду, а также на безопасное проживание населения вблизи таких предприятий. Основной проблемой здесь является то, что обязательства недропользователей по выполнению полного комплекса ликвидационных работ надлежащим образом не подкреплены ни со стороны нормативной правовой базы, ни со стороны материально-технического, в первую очередь – финансового обеспечения.

Несмотря на то, что утверждаются проекты соответствующих мер по консервации и ликвидации, в ряде случаев средств на эти мероприятия в достаточном объеме не выделяется. Наиболее критическая ситуация складывается при банкротстве горного предприятия: в этих случаях такие объекты просто остаются без должного внимания и финансирования, а меры по консервации и ликвидации не проводятся.

Серьёзной проблемой, представляется проблема бесхозяйных скважин. В частности это скважины Астраханского газоконденсатного месторождения, где чрезвычайно опасный состав подземных смесей – более 20 процентов сероводорода, более 20 процентов CO2. И при этом находится порядка 40 скважин, пробуренных в советское время, которые так и не были переданы на баланс организации недропользователя.

Также необходимо отметить, что вовлечение в переработку техногенного сырья, сформированного при переработке товарной руды месторождений, позволит обеспечить более полное использование невозобновляемых природных ресурсов, снизить уровень негативного воздействия на окружающую среду и освободить занимаемые земли.

По мнению недропользователей имеются факты избыточного регулирования обращения с отходами - требования повторной разработки и представления документов для включения конкретных отходов в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), повторного проведения химических анализов, расчетов класса опасности  и других мероприятий по тем же самым отходам, которые уже были однажды документально оформлены в соответствии с действующими ранее правилам. Сам ФККО с 2014 года ведется заново, хозяйствующие субъекты вынуждены все внесенные сведения в предыдущий ФККО подавать повторно, сведения в ФККО вносятся крайне медленно.

Заслуживает особого внимания вопрос подготовки профессиональных специалистов аварийно-спасательных служб. Силы и средства аварийно-спасательных формирований, привлекаемых недропользователями для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, зачастую, не приведены в соответствие с «Нормами минимальной оснащенности аварийно-спасательных формирований силами и средствами для проведения работ по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», разработанными ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) совместно с РГУ нефти и газа им. Губкина.

На территории Российской Федерации действует около 2000 профессиональных аварийно-спасательных формирований, осуществляющих аварийно-спасательные работы по локализации и ликвидации последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. При этом, у многих профессиональных аварийно-спасательных формирований (ПАСФ) заключены договоры на обслуживание десятков, а иногда и сотен предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

На этом фоне возникают существенные проблемы, требующие решения. Например, предприятия, эксплуатирующие опасные производственные объекты, стремятся минимизировать свои затраты, что в большинстве случаев приводит к формальному подходу к обеспечению готовности силами и средствами своих формирований, а также к выбору привлекаемых ПАСФ, поскольку выделенных средств оказывается недостаточно для заключения договора с профессиональными аварийно-спасательными формированиями необходимого уровня оснащения и готовности.

Для удовлетворения такого спроса на рынке услуг ПАСФ появилось большое количество формирований, обеспечивающих лишь формальное соответствие предъявляемым требованиям, фактически не имеющих собственных ресурсов (сил и средств), позволяющих обеспечить должное реагирование на чрезвычайные ситуации в соответствии с их уровнями сложности.

В результате предприятия делают вид, что платят, а такие «формальные» профессиональные аварийно-спасательные формирования делают вид, что обеспечивают аварийно-спасательную готовность.

Такая ситуация разрушающе действует на обеспечение экологической безопасности опасных производственных объектов, поскольку аварийно-спасательным формированиям становится экономически невыгодно оказывать качественные услуги, проводить оснащение и переоснащение специальными техническими и аварийно-спасательными средствами, внедрять новые технологии при проведении аварийно-спасательных работ, поддерживать высокий профессиональный уровень специалистов. Все это ведет к нарушениям законодательства в части обеспечения экологической безопасности на опасных производственных объектах, сокрытию фактов аварий, загрязнению окружающей среды.

Рациональное использование недр при геологическом изучении и добыче полезных ископаемых предполагает соблюдение определенной последовательности работ, основанной на полученной геологической информации, ее интерпретации для использования в целях выбора наилучшего способа освоения участка недр, наиболее эффективного планирования последующих разведочных и добычных работ, а также обеспечение минимизации вредного воздействия горно-добывающей промышленности на недра и иные компоненты природной среды.

Таким образом, эффективно организованная стадийность недропользования выступает в качестве одного из важнейших элементов системы правового обеспечения рационального использования и охраны недр.

Однако, несмотря на то, что грамотно организованная стадийность процесса вовлечения недр в промышленную эксплуатацию имеет большое значение для обеспечения рационального использования недр, законодательство о недрах лишь косвенно регулирует данную сферу отношений. В связи с этим представляется обоснованным установление в Законе Российской Федерации «О недрах» правовых норм, определяющих требования по рациональному использованию и охране недр применительно к конкретным этапам (стадиям) их использования.

Также следует отметить несоответствие предусмотренных российским законодательством мер ответственности за несоблюдение требований промышленной и экологической безопасности на объектах недропользования тяжести и степени общественной опасности правонарушений, в том числе тяжести экологических последствий. Например, в ряде зарубежных стран размер штрафов за загрязнение окружающей среды был значительно повышен за последние годы, в частности, затем, чтобы штраф имел превентивный характер, служил стимулом для принятия мер, необходимых для предотвращения загрязнения.

Участники заседания отмечают, что риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями при добыче полезных ископаемых и их переработке, должен быть сведен до минимума, а готовность всей системы реагирования на чрезвычайные ситуации, включая достаточность сил и средств реагирования, должна быть на самом высоком уровне.

На основании изложенного, заслушав и обсудив выступления, участники «круглого стола» р е к о м е н д у ю т:

 

I. Федеральному Собранию Российской Федерации:

1.1. Считать проекты федеральных законов, направленные на решение проблем негативного воздействия на окружающую среду при недропользовании, приоритетными и подлежащими первоочередному рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

1.2. При рассмотрении законопроекта № 911755-6 «О федеральном бюджете на 2016 год» рассмотреть возможность увеличения финансирования надзорной деятельности, в целях расширения возможностей инспекторского состава по доступу к объектам недропользования, расположенным в труднодоступных местах, а также улучшения материально-технической базы Росприроднадзора в части создания природоохранного флота, оснащения аналитических лабораторий.

1.3. Ускорить рассмотрение законопроекта № 885566-6 «О внесении изменений в Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части платы за негативное воздействие на окружающую среду).

II. Правительству Российской Федерации:

2.1. Рассмотреть состояние нормативно-правовой базы в сфере обеспечения экологической безопасности при эксплуатации объектов недропользования и принять конкретные меры по ее совершенствованию, а также снятию излишних административных барьеров.

2.2. Рассмотреть вопрос о формировании нормативно-правовой базы в части установления обязанности недропользователей по созданию ликвидационных фондов в целях гарантирования выполнения недропользователями ликвидационных обязательств, возложенных на них действующим законодательством Российской Федерации. При этом концепцией формирования указанных фондов должно предусматриваться их целевое использование на проведение работ по ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по завершению отработки месторождения.

2.3. Ускорить разработку проекта федерального закона «Об экологическом аудите» и внесение в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

2.4. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство в области страхования, в частности, в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» в части распространения действия данного закона на случаи, причиненного вреда природной среде в результате деятельности, связанной с пользованием недрами.

2.5. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях в части усиления мер ответственности за несоблюдение требований промышленной и экологической безопасности на объектах недропользования.

2.6. Рассмотреть возможность внесения изменений в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»  в части  определения техногенных минеральных образований (техногенных месторождений), установление права собственности на них.

2.7. Рассмотреть возможность проведения инвентаризации техногенных минеральных образований - сроки, финансирование, определение ответственных органов и их полномочий.

2.8. Рассмотреть вопрос об установлении в Законе Российской Федерации «О недрах» правовых норм, закрепляющих требования по рациональному использованию и охране недр применительно к конкретным этапам (стадиям) их использования.

2.9. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в статью 11 Закона Российской Федерации «О недрах» в части введения нормы о представлении лицензий на пользование недрами одновременно с представлением земельного участка.

2.10. В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года рассмотреть вопрос о внесении изменений в части устранения неопределенности нормативного содержания положений части 2 статьи 99 Лесного Кодекса РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

2.11. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части отнесения к опасным производственным объектам товарно-сырьевых складов и баз на которых хранятся горючие жидкости, в результате аварийного разлива которых, будет превышен показатель нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов, который относит аварийный разлив к чрезвычайной ситуации (приведение в соответствии с классификацией уровней разливов нефти и нефтепродуктов по отнесению их к  чрезвычайным ситуациям).

2.12. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения вреда окружающей среде и ликвидации прошлого экологического ущерба.

2.13. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» и от 15 апреля 2002 года № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» в части:

•         отнесения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на суше территории Российской Федерации к видам аварийно-спасательных работ;

•         установления к профессиональным аварийно-спасательным формированиям требований по обеспечению резерва сил и средств (как путём заключения договоров о взаимодействии с другими профессиональными аварийно-спасательными формированиями, так и путем создания и содержания собственных резервов) для наращивания сил и средств (эшелонирования) в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций на нескольких опасных-производственных объектах, находящихся на обслуживании данного  профессионального аварийно-спасательного формирования;

•         установления требований и критериев, предъявляемых к аварийно-спасательным формированиям при их аттестации, табелю их оснащения по уровням допуска к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом апробированных Методических рекомендаций по проведению проверки готовности аварийно-спасательных формирований к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации (локализации) разливов нефти и нефтепродуктов, рекомендованных Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке (Протокол МАК от 09.06.2010 № 2).

2.14. Дать поручение заинтересованным федеральным органам исполнительной власти провести в 2016 году проверку нефтегазодобывающих и горнодобывающих организаций в отношении фактического состояния технологического оборудования на месторождениях, уровня готовности собственных аварийно-спасательных формирований и привлекаемых по договорам специализированных организаций к ликвидации аварий, установления сокрытия фактов аварий, выполнения лицензионных условий.

2.15. Рассмотреть вопрос о разработке и утверждении национальных стандартов и свода правил в области рекультивации земель, а также порядка производства строительных материалов, произведенных с применением буровых шламов и загрязненных грунтов.

2.16. Рассмотреть вопрос по реализации мер, направленных на обеспечение надежности трубопроводных систем и другого оборудования на нефтепромыслах, своевременную модернизацию трубопроводов.

2.17. Рассмотреть вопрос о поручении заинтересованным федеральным органам исполнительной власти организовать проведение оценки загрязненных нефтью и нефтепродуктами земель и водных объектов, с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций - пользователей недр.

2.18. Рассмотреть вопрос по реализации мер, направленных на ликвидацию (консервацию) брошенных, бесхозных и аварийных скважин на нефтегазовых месторождениях.

2.19. Учитывая высокую социальную напряженность и неоднозначность экологических последствий разработки Еланского и Елкинского медно-никелевых месторождений Воронежской области, рассмотреть вопрос о целесообразности разработки указанных месторождений с учетом общественного мнения населения, проживающего на данных территориях.

2.20. Поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти обеспечить строгий контроль за выполнением предусмотренных законодательством экологических норм при строительстве рудника (шахты) и обогатительной фабрики по добыче и переработке калийно-магниевых солей в границах населенного пункта Нивенское Багратионовского района Калининградской области, а также при строительстве Томинского горно-обогатительного комбината в Сосновском районе Челябинской области.

2.21. Провести оценку фактического воздействия постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 года № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», учитывая, что ряд принятых нормативно-правовых актов в сфере обращения с отходами производства и потребления влияют на ограничение конкуренции на рынке соответствующих услуг.

2.22. Принять необходимые меры по возрождению отечественной науки, по повышению качества подготовки выпускников ВУЗов, техникумов и профессионально-технических училищ. Разработать предложения по взаимодействию недропользователей с учебными заведениями, предусмотрев проведение производственных практик, совместных полевых исследований, использование лабораторного и аналитического оборудования.

III. Субъектам Российской Федерации:

3.1. Разработать мероприятия по созданию условий для привлечения региональных сервисных компаний, малого и среднего бизнеса к инвестированию проектов по созданию полигонов и технопарков для переработки и обезвреживания земель, загрязненных нефтепродуктами и другими загрязнителями.

3.2. Привлекать общественные экологические и экспертные организации с целью проведения независимых экологических экспертиз деятельности организаций-пользователей недр с целью обеспечения экологической безопасности реализации крупных проектов и минимизации негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

IV. Нефтегазодобывающим компаниям:

Рекомендовать обеспечить разработку:

специальных программ по реконструкции внутрипромысловых нефтепроводов;

специальных программ по рекультивации нефтезагрязненных земель и шламовых амбаров, переработке отходов нефтепроизводства;

эффективных методов, технологий и оборудования для ликвидации нефтяных разливов в условиях арктического шельфа и районов Крайнего Севера.

 

 

 

Председатель Комитета

Государственной Думы

по природным ресурсам,

природопользованию и экологии                                                    В.И.Кашин